Глава 
5

Зах.5  с толкованием

1
И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, серп летящь.

Зах.5:1  с толкованием

2
И рече ко мне: что ты видиши? И рех: аз вижду серп летящь, в долготу лактей двадесять и в широту десяти лактей.

Зах.5:2  с толкованием

3
И рече ко мне: сия клятва исходящая на лице всея земли: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, и всяк кленыйся во лжу от сего до смерти отмстится.

Зах.5:3  с толкованием

4
И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя и в дом кленущагося именем Моим во лжу, и вселится посреде дому его, и скончает его и древа его и камение его.

Зах.5:4  с толкованием

5
И изыде Ангел глаголяй во мне и рече ко мне: воззри очима твоима и виждь исходящее сие. И рех:

Зах.5:5  с толкованием

6
что есть? И рече: сия мера исходящая. И рече: сия неправда их по всей земли.

Зах.5:6  с толкованием

7
И се, талант оловян вземляйся, и се, жена едина седяше посреде меры.

Зах.5:7  с толкованием

8
И рече: сия есть беззаконие. И верже ю в средину меры и вверже камень оловяный во уста ея.

Зах.5:8  с толкованием

9
И возведох очи мои и видех, и се, две жены исходящыя, и дух в крилех их, и те имяху крила, яко криле вдодовы: и взяша меру между землею и между небом.

Зах.5:9  с толкованием

10
И рех ко Ангелу глаголющему во мне: камо сия относят меру?

Зах.5:10  с толкованием

11
И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей и уготовати, и положат ю тамо на уготование свое.

Зах.5:11  с толкованием

Толкования на главу Зах.5
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Захарии

Зах.5

Глава 
5

Зах.5  с толкованием

1
Видех свиток летящ,

Зах.5:1  с толкованием

2
в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей,

Зах.5:2  с толкованием

3
и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва (Гал.3:13). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила (Дан.9:27). И рече: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, т.е. подвергнется праведному осуждению.

Зах.5:3  с толкованием

4
И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и скончает древа его, и камение его. Сии слова указывают на ту цель, какую имел в виду Пророк. Евреи по возвращении из плена, хотя снова слышали закон от священников, возвещавших им оный, но слушали с заткнутыми ушами, и дозволяли себе татьбу, клятвопреступления, обман, по своей воле изъясняли заповеди Господни, говоря: "мы не грешны, потому что нищетою и бедностью вынуждены быть татями и обманывать; а кто бываете татем и обманывает по бедности, с того Бог не взыщет". Посему-то Бог показал посланный от него летящий по воздуху свиток, на котором написано было наказание татям и клятвопреступникам.

Зах.5:4  с толкованием

5
И еще показал мне Ангел, глаголяй во мне, и рече ко мне:

Зах.5:5  с толкованием

6
сия мера, на которой неправда всей земли.

Зах.5:6  с толкованием

7
И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. Под образом меры в таинственном смысле показывается число, тяжесть и мера грехов человеческих, как и в другом месте Писания читаем: не бо исполнишася греси Аммореев (Быт.15:16). И Господь наш говорил Иудеям: и вы исполните меру отец ваших (Мф.23:32). Ангел, показав Пророку меру, сказал, что в ней заключаются беззакония человеческие. Объяснена также и причина сего видения. Сыны Израилевы по возвращении из плена, терпя бедствия от окружающих народов, в малодушии говорили: "грехи наши и грехи отцов наших доныне еще на нас, Бог не показывает нам милосердия, не истребляет врагов, причиняющих нам вред, и не избавляет нас от них. Для чего же нам мучить себя напрасным трудом? Для чего возобновлять город и храм? Если и захотим воссоздать их; то враги воспрепятствуют нам в этом, ведя с нами непрестанную брань". Посему-то Бог показывает Пророку меру и седящую посреде меры жену, которая изображала собою беззакония, и в то же время открывает, что жена не останется в Иудеи, но будет отнесена в Вавилон, где страдали сыны Израилевы: там создадут ей храмину, там останется она, пока не придет время погибели и истребления, предназначенных ей. Впрочем, хотя сказанное о жене изгнанной и перенесенной навсегда в Вавилон ближайшим образом указывает на частное Божие определение об истреблении грехов Израильтян, но теми же словами таинственно назнаменуется и истребление грехов всего мира. Камень оловянный, вложенный в уста жены, представляет нам Господа нашего, Который заключил и заградил уста греху, чтобы более не поглощал он души живых.

Зах.5:7  с толкованием

9
И се две жены исходящия, и дух в крилех их. Две жены, взявшие грех и перенесшие его в Вавилон, изображают нам Божественную правду и отмщение; в ином же смысле изображают они Апостолов и Пророков, которые на крылах своих подъяли грех и ввергли его в мысленный Вавилон. Имяху крыла, яко криле вдодовы.

Зах.5:9  с толкованием

10
И рех: камо сия относят меру?

Зах.5:10  с толкованием

11
И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей, и уготовати, и положат ю тамо. Крыла жен, подобные крылам аиста, изображают царство иудейское и израильское, которые, по своему изволению и злому обычаю, неукротимо стремились к грехам. И Пророк показывает, что они, при всяком удобном случае, спешат и как бы на крылах летят ко лжи и к идолослужению. Ангел ответствует: создати ей храмину в земли Вавилонстей. Сим означается, что нечестие и идолослужение Иудеев, хотя рукою Апостолов и Пророков будут изгнаны от них, однако же частью останутся у них, и продолжатся до пришествия антихриста, который будет царствовать в земле вавилонской.

Зах.5:11  с толкованием