Глава 
12

Суд.12  с толкованием

1
И собрашася мужие Ефремли и приидоша в Сефину, и реша Иеффаю: почто ходил еси ополчитися на сыны Аммони, и нас не позвал еси ити с тобою? Дом твой с тобою сожжем огнем.

Суд.12:1  с толкованием

2
И рече к ним Иеффай: имех прю аз и людие мои, и сынове Аммони оскорбиша мене зело: и воззвах вас, и не избависте мене от руки их:

Суд.12:2  с толкованием

3
и видех, яко не бяше спасающаго, и положих душу мою в руку мою, и приидох к сыном Аммоним, и предаде я Господь в руку мою: и вскую приидосте ко мне днесь, ополчити ли ся на мя?

Суд.12:3  с толкованием

4
И собра Иеффай вся мужы Галаадски и ополчися на Ефрема: и избиша мужие Галаадстии Ефрема, понеже глаголаху: уцелевшии от Ефрема, вы Галаад среде Ефрема и среде Манассии.

Суд.12:4  с толкованием

5
И засяде Галаад проходы у Иордана Ефремовы. И бысть егда реша уцелевшии от Ефрема: прейдем: и рекоша им мужие Галаадстии: еда ли от Ефрема вы? И реша: несмы.

Суд.12:5  с толкованием

6
И реша им: рцыте, клас. И не управиша рещи тако: и имаху их, и закалаху у преходов Иорданих: и падоша в то время от Ефрема четыредесять и две тысящы.

Суд.12:6  с толкованием

7
И суди Иеффай Израилеви лет шесть: и умре Иеффай Галаадитин, и погребен бысть во граде своем в Галааде.

Суд.12:7  с толкованием

8
И суди по нем Израилеви Есевон от Вифлеема:

Суд.12:8  с толкованием

9
и быша ему тридесять сыны и тридесять дщери, яже отдаде вон (мужем), и тридесять жен приведе сыном своим отвне: и суди Израилеви седмь лет:

Суд.12:9  с толкованием

10
и умре Есевон, и погребен бысть в Вифлееме.

Суд.12:10  с толкованием

11
И суди по нем Израилеви Елон Завулонянин десять лет:

Суд.12:11  с толкованием

12
и умре Елон Завулонянин, и погребен бысть во Елиме в земли Завулони.

Суд.12:12  с толкованием

13
И суди по нем Израилеви Авдон сын Еллихов Фарафонитин:

Суд.12:13  с толкованием

14
и быша ему четыредесять сынове и тридесять внуцы, ездящии на седмидесяти ослех: и суди Израилеви осмь лет:

Суд.12:14  с толкованием

15
и умре Авдон сын Еллихов Фарафонитин, и погребен бысть в Фарафоне, в земли Ефремли, в горе Амаликове.

Суд.12:15  с толкованием

Толкования на главу Суд.12
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Судей

Суд.12

Глава 
12

Суд.12  с толкованием

Вопрос 19. Что значит сказанное: рцыте: клас 3 (Суд.12:6)?

Колено Ефремово вооружилось против Иеффая, негодуя на то, что не участвовало в победе над Аммонитянами, потом, не получив успеха в деле, обратилось в бегство. Иеффай же, послав в засаду воинов, воспрепятствовал Ефремлянам перейдти реку. После сего, когда покушались пройдти обманом, и говорили, что они из других колен, велел спрашивать у них одно слово, которое обличало их по произношению. Ибо как Осроены, Сирияне и живущие около Евфрата и в Палестине, Финикиене, хотя все говорят языком сирским, однакоже выговор у них весьма различен. Так и Евреи состояли из двенадцати колен, и каждое, равно как и колено Ефремово, имело, вероятно, свои особенности в выговоре. Ибо как говорит Сириянин, когда другие колос называли емвла, Ефремляне по какому-то навыку выговаривали это: емвело. Зная сие, Иеффай велел произносить сие слово, и обличаемых убивал.
 


Вопрос 20. Почему Владыка Бог попустил заклать дочь Иеффаеву? (Суд.11:39)

Крайне несмыслен обет Иеффаев. Ибо надлежало ему представить, что вероятно прежде всего встретится ему пес, или осел, животное по закону нечистое. Посему Владыка Бог, научая чрез него других, делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию. А что осуждает Бог подобные жертвы, свидетель сему блаженный Давид, который взывает; и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и убиена бысть земля их кровми, и так далее (Пс.105:37-38). Да и Сам Владыка Бог говорит устами Пророка Иезекииля: и взяла еси сыны твоя и дщери твоя, яже родила еси Мне, и принесла еси их рачителем твоим. Сие паче всякого блуда твоего (Иез.16:20-22); и показывая чрезмерность нечестия, присовокупил: сего не помышлял Я, и не взыде на сердце Мое (Иер.32:35). Вознамерившись же испытать боголюбие Авраамово, хотя повелел Бог принести Аврааму в жертву сына; однакоже, сделав явным расположение праведника, воспрепятствовал закланию. Да и последующее обнаруживает несовершенство в Иеффае. Ибо, дав обет принести в жертву все, что ни встретится первое, когда увидел, что встретила его дочь, растерзал одежду свою, горько возрыдал, и позволил ей прежде оплакать себя, а потом уже принес в жертву. Но гораздо совершеннее дочь его. Ибо говорит: аще отверзл еси о мне уста твоя ко Господу, сотвори мне, якоже изыде изо уст твоих, занеже сотвори тебе Господь месть врагом твоим, от сынов Аммоних (Суд.11:36). Итак Владыка Бог, научая, как должно делать обеты Богу, не воспрепятствовал закланию. После сего история показывает нам усердие Ангелов к Богу. Когда Маное пожелал принести Ангелу козлище; Ангел Божий сказал: аще мя понудиши, не буду ясти хлеба твоего; и аще сотвориши всесожжение, Господеви вознеси е (Суд.13:16), то есть, не имею нужды в пище, и жертвы не приемлю, последняя принадлежит Богу, а первая свойственна природе человеческой. Я и в пище не нуждаюсь, подобно человеку, и не восхищаю себе Божеской чести. И из сего явствует, что Ангелы, угощенные Авраамом, предложенную пищу потребили каким-либо иным образом.
 


Примечания


Феодорит вместо στάχυς (колос) читает σύνϑημα (военный пароль).