Глава 
15

Рим.15  с толкованием

1
Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати:

Рим.15:1  с толкованием

2
кииждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию.

Рим.15:2  с толкованием

3
Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на Мя.

Рим.15:3  с толкованием

4
Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением Писаний упование имамы.

Рим.15:4  с толкованием

5
Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе,

Рим.15:5  с толкованием

6
да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Рим.15:6  с толкованием

7
Темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию.

Рим.15:7  с толкованием

8
Глаголю же Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев.

Рим.15:8  с толкованием

9
А языком по милости, прославити Бога, якоже есть писано: сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою.

Рим.15:9  с толкованием

10
И паки глаголет: возвеселитеся, языцы, с людьми Его.

Рим.15:10  с толкованием

11
И паки: хвалите Господа, вси языцы, и похвалите Его, вси людие.

Рим.15:11  с толкованием

12
И паки Исаиа глаголет: будет корень Иессеов, и востаяй владети над языки: на Того языцы уповают.

Рим.15:12  с толкованием

13
Бог же упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго.

Рим.15:13  с толкованием

14
Извещен же есмь, братие моя, и сам аз о вас, яко и сами вы полни есте благости, исполнени всякаго разума, могуще и иныя научити:

Рим.15:14  с толкованием

15
дерзее же писах вам, братие моя, от части, яко воспоминая вам, за благодать данную ми от Бога,

Рим.15:15  с толкованием

16
во еже быти ми служителю Иисус Христову во языцех, священнодействующу благовествование Божие, да будет приношение еже от язык благоприятно и освященно Духом Святым.

Рим.15:16  с толкованием

17
Имам убо похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу:

Рим.15:17  с толкованием

18
не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом,

Рим.15:18  с толкованием

19
в силе знамений и чудес, силою Духа Божия, якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Христово.

Рим.15:19  с толкованием

20
Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду,

Рим.15:20  с толкованием

21
но якоже есть писано: имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют.

Рим.15:21  с толкованием

22
Темже и возбранен бых многажды приити к вам.

Рим.15:22  с толкованием

23
Ныне же ктому места не имый в странах сих, желание же имый приити к вам от многих лет,

Рим.15:23  с толкованием

24
яко аще пойду во Испанию, прииду к вам. Уповаю бо мимогрядый видети вас и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся.

Рим.15:24  с толкованием

25
Ныне же гряду во Иерусалим, служай святым,

Рим.15:25  с толкованием

26
благоволиша бо Македониа и Ахаиа общение некое сотворити к нищым святым живущым во Иерусалиме.

Рим.15:26  с толкованием

27
Благоволиша бо, и должни им суть. Аще бо в духовных их причастницы быша языцы, должни суть и в плотских послужити им.

Рим.15:27  с толкованием

28
Сие убо скончав, и запечатлев им плод сей, поиду вами во Испанию:

Рим.15:28  с толкованием

29
вем же, яко грядый к вам, во исполнении благословения благовестия Христова прииду.

Рим.15:29  с толкованием

30
Молю же вы, братие, Господем нашим Иисус Христом и любовию Духа, споспешствуйте ми в молитвах о мне к Богу,

Рим.15:30  с толкованием

31
да избавлюся от противляющихся во Иудеи, и да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым.

Рим.15:31  с толкованием

32
Да с радостию прииду к вам волею Божиею и упокоюся с вами.

Рим.15:32  с толкованием

33
Бог же мира со всеми вами. Аминь.

Рим.15:33  с толкованием

Толкования на главу Рим.15
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к римлянам Святого Апостола Павла

Рим.15

Глава 
15

Рим.15  с толкованием

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
 

Рим.15:1 с толкованием
После молитвы опять предлагает увещание и услаждает совершенных тем, что поставляет их наряду с собой и называет сильными. Не сказал же просто: немощи, но: немощи бессильных, то есть усугубив выражение, чтобы привлечь их к большему милосердию. Сказав об обязанности нашей сносить немощи других, научает, как исполнять ее. Для этого, говорит, нужно, чтобы мы искали не своей только пользы.
 


Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
 

Рим.15:2 с толкованием
То есть каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благо. А дабы не сказал кто из совершенных: вот и я влеку брата во благо 2, присовокупил: к назиданию. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение: ибо неблаговременное обличение не назидает.
 


Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
 

Рим.15:3 с толкованием
Апостол ставит нам в пример Христа. Ибо если бы Он хотел угождать Себе, то есть искать Своего, то мог бы избежать поношений и не терпеть того, что потерпел; но Он не захотел этого, а, приняв на Себя страдания, подвергся худой славе у многих, был почитаем бессильным, даже обманщиком и злодеем. О Нем говорили: других спасал, а Себя не может спасти (Мф.27:42). Так злословия злословящих Тебя, Отца, в Ветхом Завете, пали на Меня (Пс.68:10), то есть Сына Твоего. И это не есть что-либо новое.
 


А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
 

Рим.15:4 с толкованием
Это, говорит, написано было прежде, чтобы мы подражали сему. Здесь же увещевает их и к терпению искушений, говоря, да укрепляемые Писанием терпим, и терпением да покажем в себе все живое и постоянное упование. Ибо кто терпит, тот показывает, что имеет в себе упование на будущие блага, а кто не терпит, тот потерял упование.
 


Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою по учению Христа Иисуса.
 

Рим.15:5 с толкованием
Показывает, что с Писаниями Бог дает нам терпение и утешение. Поэтому и называет Его Богом терпения и утешения как подателя и виновника этих благ. Просит также у Него, чтобы даровал нам быть в единомыслии между собою. Ибо любви свойственно то же думать о ближнем, что думает кто о себе. Поскольку же есть любовь мирская, то присовокупил: по учению Иисуса Христа, то есть думайте то, что угодно Иисусу Христу.
 


Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
 

Рим.15:6 с толкованием
Что же бывает плодом единомыслия? Прославление Бога не только одними устами, но и одной душой (ибо это значит единодушно). Здесь слово Бога следует отделить, отнеся его к предыдущему, и потом читать с нового начала: и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Впрочем, не будет неприличия, если читать эти слова и не отдельно, то есть разумея Бога и Отца по отношению к Единому и Тому же Христу; ибо Бог Отец есть Бог Христа по человечеству, а Отец по Божественности.
 


Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
 

Рим.15:7 с толкованием
Повторяет прежнее увещание и приводит Христа в пример, чтобы мы принимали друг друга, потому что это служит к славе Божией. Ибо единение наше наипаче прославляет Бога, как сказано: уверует мир, что Ты послал Меня, если ученики будут едино (Ин.17:21-23). Напротив, несогласия наносят Богу бесчестие. Ибо язычники видя, что христиане разногласят между собой, обвиняют саму веру.
 


Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам.
 

Рим.15:8 с толкованием
Держится прежнего предмета речи, показывая, что Христос не Себе угождал, но все принял для нас, и убеждает язычников, чтобы не превозносились над уверовавшими из иудеев. Ибо иудеи спасались по обетованию, данному отцам их, а язычники по одному милосердию и человеколюбию. Смысл сказанного такой. К Аврааму было обетование, что его семя получит в наследие мир (Быт.13:15); но происшедшие от Авраама все сделались достойными наказания, как нарушившие закон, и потому недостойными обетования. Поэтому пришел Христос и исполнил закон, приняв как прочее, так и обрезание. Исполнив же закон, приняв обрезание и став семенем Авраама, Он погасил гнев Божий и сделал нас способными к принятию обетовании. Он принял обрезание для того, чтобы обетование Божие не осталось тщетным, а не для того, чтобы утвердить закон. Что же ты, иудействующий, привязываешься к закону, который довел уже тебя до такой опасности, что ты лишился обетования?
 


А для язычников - из милости, чтобы славили Бога.
 

Рим.15:9 с толкованием
Происшедшие из иудеев хотя и недостойны были, однако имели обетования; а ты, призванный из язычества, спасен по одному человеколюбию. Поэтому и обязан ты особенно славить Бога. Бог же славится тогда, когда вы живете в союзе и единении между собой, когда ты сносишь немощных.
 


Как написано: за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
 

Рим.15:10 с толкованием
Привел все эти свидетельства в доказательство того, что призванные из язычников должны жить в единении и быть в единомыслии с пришедшими из иудеев; смиряет, чтобы не превозносились пред призванными из язычников, ибо их призывали все пророки, а призванных из язычников опять убеждает не надмеваться, показывая, что они более обязаны Богу, как получившие большую милость; ибо они, не будучи народом, соединены с народом. Слова буду славить Тебя между язычниками сказаны от лица Христова, вместо слов: проповедаю Тебя, Отче, в народах; а слава будет корень Иессеев сказаны вместо: от корня Иессеева вырастет Тот, Кто восстанет владеть народами, то есть Христос.
 


Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
 

Рим.15:13 с толкованием
Молит, чтобы верующие из иудеев исполнились радости, ибо они печалились от укоризны, а верующие из язычников исполнились мира, ибо они являлись враждующими против придерживавшихся закона; лучше сказать, молит, чтобы те и другие исполнились радости и мира. Как же сделать это? Верой. А вера какое благо доставляет нам? Богатство надеждой. Ибо кто верит будущим благам и остается доволен настоящими, тот богат надеждой, то есть ожидает будущих благ и переносит все Временные бедствия. А какое благо доставляет нам упование? Приобретение силы Духа Святого, которая соделает упование наше крепчайшим. Ибо упование, с одной стороны, доставляет нам силу Духа Святого, а с другой - становится в нас от Духа Святого крепче.
 


И сам я уверен о вас. братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга.
 

Рим.15:14 с толкованием
Высказав выше мной жесткого, врачует, наконец, нанесенные раны. Не сказал: слышал, но: и сам я уверен, который вас обличал и обвинял, что и вы полны благости, то есть благомыслия и братолюбия, а может быть, называет благостью полноту добродетели. Не сказал также: имеете благость, но: полны. Поскольку же нет никакой пользы в том, чтобы иметь только благость, между тем не знать, как пользоваться ею, присовокупил: и можете наставлять друг друга, не только научиться, но более - других научить.
 


Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам.
 

Рим.15:15 с толкованием
Римляне пользовались уважением и были весьма надменны. Поэтому врачует их, когда говорит: писал с некоторою смелостью; ибо словом этим сильно сокрушает их. Но и этим не удовольствовался, а присовокупил: отчасти, то есть несколько и вкратце, притом не как поучающий, но как бы в напоминание, то есть слегка напоминая.
 


По данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия.
 

Рим.15:16 с толкованием
Сообщая речи своей смиренный тон, говорит: я не сам восхитил себе честь, но Бог повелел мне это, отделив меня для этого, не потому, чтобы я был достоин, но по благодати. На что же дана мне благодать? Чтобы быть мне служителем и священником Евангелия. Поэтому не вините меня за то, что я говорю к вам. Священство мое в том и состоит, чтобы возвещать Евангелие. А кто осмелится обвинять священника, приближающего нож к тому, что избрано в жертву?
 


Дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
 

Рим.15:16 с толкованием
Я, говорит, написал к вам не для того, чтобы вместе с другими народами и вы спасались, и чтобы, таким образом, приношение язычников было совершенно благоприятно от того, что все приносят Богу плоды. Освящено Духом Святым, то есть духовной жизнью; ибо освящает не одна вера, но и жизнь. Правда, уверовав и крестившись, мы получили Духа; но если не будем и жить духовно, то благодать Духа угаснет. Смиряет гордость римлян, дабы они не почитали низким иметь учителем своим Того, Кто приводит к Богу все народы.
 


Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу.
 

Рим.15:17 с толкованием
Так как пред этим весьма унизил себя, то теперь опять возвышает слово, чтобы не почли его презренным и говорит: я хвалюсь не самим собой и не попечениями своими, но благодатью Христовой. В чем же хвалюсь? В том, что относится к Богу, то есть не маловажными какими-нибудь вещами, но духовными.
 


Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес (σημείων και τεράτων), силою Духа Божия.
 

Рим.15:18 с толкованием
Поскольку сказал о себе: я служитель Евангелия у всех народов, то присовокупляет: я не хвастаю и не чванюсь чем-либо, чего я не сделал: я даже не делал, но делал Христос, пользуясь мной, как орудием. Изрекаю ли я что, говоря и любомудрствуя о небесном, делаю ли что, проводя жизнь по Боге, совершаю ли чудеса, все это принадлежит Христу. А между знамением и чудом есть различие. Знамением называется то, что совершается сообразно с природой, только необыкновенным образом. Таково внезапное исцеление тещи Петра, больной горячкой. Здесь исцеление горячки есть дело, сообразное с природой; но оно совершилось необыкновенным образом: как только коснулся Христос, горячка прошла (Мф.8:14,15). А чудо есть действие, совершаемое над тем, что бывает не сообразно с природой. Таково исцеление человека, слепого от рождения (Ин.9:1-7). Поскольку же знамения и чудеса бывают и силой бесов 3; то присовокупил: силою Духа Божия. Здесь показывается также достоинство Духа, Который может делать истинные знамения и чудеса.
 


Так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
 

Рим.15:18 с толкованием
Хочешь ли говорит, иметь доказательство на то, о чем я говорю? Вот множество учеников моих от Иерусалима даже до Иллирика, что составляет границы нынешней Болгарии. Не сказал же: я проповедал, но: распространил благовествование, дабы показать, что слово его было не бесплодно, но действенно. Когда же слышишь: от Иерусалима до Иллирика, не думай, что апостол ходил прямой и большой дорогой. И окрестности, говорит, то есть я обошел народы с проповедью и к северу и к югу.
 


Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании.
 

Рим.15:20 с толкованием
Я не только благовествовал этим и стольким народам и обратил их, но и не ходил к тем людям, которым возвещено уже было имя Христово. Так я далек от того, чтобы подчинять себе чужих учеников и делать это для собственной славы. Поэтому и написал я к вам не из желания снискать у вас славу, но потому, что исполняю свое служение. Чужим основанием называет учение апостолов не потому, что они были чужды ему, и не потому, что они проповедовали иное, но по отношению к награде; потому что награда за их труды была чужда для Павла, не принадлежала ему.
 


Но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
 

Рим.15:21 с толкованием
Здесь показывает исполнившееся пророчество; а кто решается учить несведущих, к чему прибегал Павел, тому предстоит много труда и пота.
 


Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам.
 

Рим.15:22 с толкованием
В начале настоящего послания сказал: встречал препятствия даже доныне (Рим.1:13), а здесь представляет саму причину, которая препятствовала ему придти к ним. Я, говорит, повсюду ходил с проповедью, и потому встречал много препятствий, то есть я часто намеревался и желал придти к вам, но всегда встречал препятствия.
 


Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
 

Рим.15:23 с толкованием
Я, говорит, встречал препятствия потому, что желал проповедовать, ныне же пишу к вам и иду к вам, потому что нет уже мне дела в этих странах, а не по другой какой-либо причине, из желания, например, снискать у вас славу. Далее, дабы не сказали ему: посещаешь нас кое-как, потому, что у тебя нет уже там дела, присовокупляет: я имею желание к тому с давних лет: это-то желание и спешу исполнить. Но дабы они, опять, не надмились, вообразив, что он имеет желание придти к нам, как высшим всех прочих, прибавляет: как только предприму путь в Испанию, приду к вам. А дабы, опять, не сказали: он хочет только мимоходом быть у нас, присовокупил: и вы проводите меня туда, то есть вы сами, увидев необходимость, побуждающую меня отправиться к тем народам, проводите меня, так что я посещу вас не из презрения к вам, но по необходимости. Поскольку же и это оскорбительно для них, то успокаивает их, говоря: наслажусь общением с вами, хотя отчасти. Этим показывает, что желает видеть их из любви к ним и притом сильной, почему не сказал: увижу, но: наслажусь, подражая тому, как родители говорят к детям. Сказал: отчасти, то есть сколько бы времени ни пробыл я у вас, никогда не насыщусь, никогда не наскучит мне общение с вами: поэтому я доволен буду, если отчасти наслажусь общением с вами.
 


А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
 

Рим.15:25 с толкованием
Выше дал обещание придти к ним. Между тем ему нужно было еще промедлить. Поэтому, дабы не подумали, что смеется над ними, высказывает причину, по которой медлит, и говорит: иду в Иерусалим, чтобы послужить святым. Не сказал: неся с собой милостыню, но: чтобы послужить, дабы узнали мы, как высоко, кем совершается и как важно это. Чрез это увещевает еще римлян к милостыне; ибо когда говорит: Македония и Ахаия усердствуют и т.д., то влагает в них ревность подражать им. Слово усердствуют употреблено вместо: захотели, признали за благо послать некоторое подаяние. Так, то есть подаянием, называет милостыню везде, как прибыль общую, и дающих и принимающих. Сказал: некоторое вместо: малое, дабы не показалось римлянам, будто укоряет их, как скупых и нещедрых. Святым, сказал, то есть верным, так что они достойны сугубого сожаления, во-первых, по нищете, а во-вторых - по добродетели.
 


Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
 

Рим.15:27 с толкованием
В том, говорит, ничего нет нового, если они захотели сделать подаяние святым: они - должники их. Каким образом? Христос происходит от иудеев, пришел для них; оттоле апостолы, пророки, все блага. Но причастницей всего этого сделалась вселенная. Следовательно обратившиеся из язычников должны уделять им свои телесные блага; точно так же и вы. Не сказал же: допустить до участия, но: послужить, он представил их как бы диаконами. Не сказал также: в телесном своем. Ибо о духовных благах сказал, что они принадлежат иудеям, а блага телесные принадлежат не одним язычникам; потому что мнение обще всем, а не одних владетелей.
 


Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия.
 

Рим.15:28 с толкованием
То есть как бы положив в царские сокровищницы, как неприступное и безопасное место; ибо таково запечатываемое. Сказав: плод, показывает этим, что подающие милостыню получают от того большую прибыль.
 


Я отправлюсь через ваши места в Испанию.
 

Рим.15:28 с толкованием
Опять упоминает об Испании, показывая тем, что путь его туда необходим для него и что он пройдет Рим не из презрения к ним.
 


И уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
 

Рим.15:29 с толкованием
То есть увижу вас благоискусными во всех благах евангельских. Ибо полным благословением благовествования называет все блага, достойные благословения, то есть похвалы сообразно Евангелию. Но можешь разуметь под благословением и милостыню, дабы была такая мысль: найду вас совершенными в милостыне и человеколюбии. Говорит же это, предваряя их, дабы, устыдившись похвал, постарались явиться таковыми.
 


Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа.
 

Рим.15:30 с толкованием
Никогда не почитает себя достойным веры, но представляет посредников. Так и теперь указывает на Христа и Духа. Но об Отце не упомянул, дабы ты узнал, что когда упоминает об одном Отце, то не исключает Сына и Духа. Сказал же: любовью Духа; потому что как. Отец и Сын возлюбили мир, так и Дух.
 


Подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу.
 

Рим.15:30 с толкованием
Показывает величайшее смиренномудрие, когда говорит, что имеет нужду в молитве их.
 


Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее.
 

Рим.15:31 с толкованием
Не сказал: чтобы вступить в состязание и победить их, но: чтобы избавиться, исполняя божественный закон, повелевающий молиться о том, чтобы не впасть в искушение (Мф.26:41). Вместе с этим показывает и то, что необходимо делать подаяния тем, которые живут среди стольких неверующих (об избавлении от которых и сам молится) и притом находятся в опасности погибнуть от голода.
 


И чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым.
 

Рим.15:31 с толкованием
То есть чтобы приняли подаяние с добрым расположением. Отсюда же видно, что подаяние милостыни недостаточно для того, чтобы она была принята. Когда кто подает по необходимости, от неправды, для тщеславия, то все погибает и плод от того уничтожается.
 


Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам.
 

Рим.15:32 с толкованием
Я говорит, потому молюсь об избавлении оттуда, чтобы поскорее увидеть вас и притом с удовольствием, не навлекши там себе никакой скорби.
 


И успокоиться с вами.
 

Рим.15:32 с толкованием
Не сказал: научить вас, наставить в вере, но успокоиться, то есть вы оживитесь учением моим, а я оживлюсь приращением вашей веры. Выражением этим показывает, что и он и они, как подвизающиеся и трудящиеся, имеют нужду в отдыхе.
 


Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
 

Рим.15:33 с толкованием
Присовокуплять к увещанию молитву - всегдашний обычай апостола.
 


Примечания


Когда обличаю его (смотри выше - 14:10 и след.).


На это есть свидетельства и в Священном Писании, и у св. отцов Церкви. Так, Господь говорит: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса (σημεία και τέρατα), чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24:24, ср. Мк.13:12). Св. ап. Павел пишет об антихристе, что его пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами (2Фес.2:9). То же самое говорят об антихристе и его слугах св. отцы Церкви (св. Ефрем Сир. Слов. 39, св. Кирилл Иерус. Оглас. слов. 15, св. Иоанн Златоуст Бесед, на 2 посл. к Фессал., св. Андр. Кесар. Comment. in Joan. Apocal.) Но чудеса, равно как и знамения, совершаемые иногда силой бесов, суть чудеса и знамения не истинные, а ложные, обманчивые, призрачные, мечтательные, а не действительные (2Фес.2:9, св. Ирин. Adv. haeres. Lib V. cap. 28, св. Ипполит. Comment. in. Apocal., св. Ефрем Сир. Слов. 39, св. Кирилл Иерус. Оглас. слов. 15, св. Григор. Двоес. Moral, lib XXXII cap 12, св. Ин. Дамаск. Точн. излож. прав. вер.). Как отличать такие обольщения сатаны от чудес истинных, действительных, совершаемых силой Божией, об этом можно читать и во "Введении в православное богословие" еп. Макария (стр. 64-66. СПб. 1852 г.).

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 18.09.2002]
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к римлянам

Рим.15

Глава 
15

Рим.15  с толкованием

1-3
Должны, говорит, мы, сильнейшие, немощь безсильных сносить, а не прибавлять бессилие к тем мукам, какие имеют они. И не себе угождать должен каждый из нас, но и ближним своим да угождает во благо, и да подражает в этом Христу, Который не Себе Одному угодил, но, как написано: порицания порицающих Тебя пали на Меня (Пс.68:10).

Рим.15:1  с толкованием

8
Говорю, что Христос Иисус, хотя и восприял обрезание, но обрезанием была сама истинность Божия, то есть она заменила место обрезания, для утверждения обетования отцев, ибо Господь наш облекся обрезанною плотью (происшедшею) от тех обрезанных отцов. А слова: для утверждения обетований отеческих - суть то же самое, что говорил: и Я отрину ли семя сынов Израилевых? То есть: не отрину (Рим.11:1; 1Цар.12:22; Пс.93:14). И это самое было исполнено и совершено чрез Одного, как исполнено в четвертом роде чрез Халева и Иисуса (Нав.14 ср. 1).

Рим.15:8  с толкованием

9
Итак, хотя это имя для обрезанных было славою отцов, но и язычники в необрезании, так как не имели обрезанных предков, славят Бога за милосердие, то есть: сами язычники да будут вместо отцов обрезанных. Но и ради того еще облекся обрезанною плотью Господь наш, чтобы чрез нее благословить язычников, не имеющих обрезания, (но) равных Аврааму по вере даже в необрезании.

Рим.15:9  с толкованием

9-12
К сказанному, что язычники да славят Бога за милосердие, приводит свидетельство: написано: буду исповедывать Тебя среди язычников (Пс.17:50); и опять говорит: веселитесь, язычники, с народом Божиим (Втор.32:43); и опять: хвалите все язычники Господа (Пс.116:1). Привел это для доказательства того, что уже со времени их пророков начертано было вхождение язычников, которое имело быть чрез явление корня Иессеева: на Него язычники надеяться будут (Ис.11:10).

Рим.15:9  с толкованием

17-19
Итак, я имею похвалу (могу похваляться) не вне Христа, но во Христе Иисусе (в том, что относится) к Богу; ибо не осмелюсь, что-либо говорить (другое), кроме того, что чрез меня совершил Христос. Дела, кои совершаются чрез меня удостоверяют слова мои. А что сделано мною между язычниками, то были не пустые слова, но действия, силы, знамения и чудеса силою Духа Божия. При помощи Его я смог обойти страны от Иерусалима даже до пределов Иллирийских, для распространения во всех странах Евангелия Христова.

Рим.15:17  с толкованием

20-21
Ибо Я не желаю проповедывать Евангелие там, где уже раз возвещено имя Христово, но, как написано: те, коим не возвещено о Нем, увидят Его, - чрез меня, желаю я, чтобы это было совершаемо; я буду возвещать Его там, где не слыхали о Нем, дабы не созидать на чужом основании, то есть не входить и не проповедывать в том месте, куда проникли товарищи мои.

Рим.15:20  с толкованием

23-24
А как уже нет места свободного в сих странах, поелику я наполнил их Евангелием Христовым, и поелику желание превеликое имел я видеть вас, - то, когда пойду в пределы Испании, буду видеть вас, и наслажусь вами, то есть получу пользу от вас.

Рим.15:23  с толкованием

25
Теперь же отправляюсь я в Иерусалим ради служения святым, кои находятся в Иерусалиме.

Рим.15:25  с толкованием

26
Ибо жителям Македонии и Ахаии благоугодно было сделать некоторые подаяния, для сообщения на бедных из святых, находящихся в Иерусалиме.

Рим.15:26  с толкованием

27
Ведь, это они долги свои платят тем, что дают им относить; ибо если в духовных их (благах) сделались причастниками, разумей в самом Евангелии, то должны и в плотских (благах) щедростью подаяний сделаться их данниками.

Рим.15:27  с толкованием

28
Когда же совершу это, приду к вам и чрез вас (ваши места) отправлюсь в Испанию.

Рим.15:28  с толкованием

29
И я знаю, что идя (намереваясь идти) к вам, по повелению Господа для благовестия, приду.

Рим.15:29  с толкованием

30-32
Умоляю вас, братья, помогать мне в молитвах к Богу, чтобы избавиться мне от мятежников, кои находятся в Иудее, дабы приношение служения нашего, которое несем в Иерусалим, приятно было пред Господом, и (да) приду к вам в радости, по воле Божией.

Рим.15:30  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Римлянам

Рим.15

Глава 
15

Рим.15  с толкованием

Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию.
 

Рим.15:1 с толкованием
Знаю, что ты крепок и вера соделала тебя сильным; но умоляю тебя простирать руку немощному и не своего только искать, но стараться и о пользе ближнего. Апостол не просто сказал: ближнему угождати, но и: во благое и к созиданию. Ибо можно угождать и ко вреду, как себя самого, так и ближнего. Потом представляет пример.
 


Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе нападоша на мя. (Пс.68:10)
 

Рим.15:3 с толкованием
Сам Владыка не Своего искал, но за наше спасение предал Себя на смерть. Ибо слышим, что пред страданием молится и говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39). Приял же Господь и хулы иудеев; и чем древле оскорбляли они Отца Его, живя беззаконно, то делали и к Его оскорблению. Посему-то Апостол и привел пророческое свидетельство.
 


Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы.
 

Рим.15:4 с толкованием
О нашей пользе промышляя, Бог сообщил нам Писанию преданное учение и в письменах соблюл сказания о святых.
 


Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе.
 

Рим.15:5 с толкованием
Опять присовокуплением слов о Христе Иисусе дает знать, что не безусловно желает быть им в единомыслии, но испрашивает у Бога благочестивого согласия. При воспоминании же о терпении и утешении ввел слово и о любви, чтобы, украшаясь ею, переносили недостатки ближнего и советом и утешением руководили их к совершенству.
 


Да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
 

Рим.15:6 с толкованием
Апостол назвал Бога нашим Богом, Отцом же Господа Иисуса, потому что Бог всех нас есть Его Отец.
 


Темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию.
 

Рим.15:7 с толкованием
И Владыка Христос не тогда, как были мы праведны, возлюбил нас, но приял и оправдал грешников. Посему и нам надлежит переносить немощь братий и прилагать все меры к их спасению. Поелику же уверовавшие из иудеев указывали и на обрезание Господа, говоря, что и Он возлюбил житие подзаконное, то божественный Апостол признал полезным и о сем написать, что надлежало, и говорит:
 


Глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев. А языком по милости, прославити Бога.
 

Рим.15:8 с толкованием
Бог всяческих обетовал Аврааму в семени его благословить все народы. А и сам патриарх, и весь род его прияли знамение обрезания. Посему должно было, чтобы Именуемый семенем его по плоти и Источающий благословение народам имел на Себе знамение родства; и тем ясно указывалась истина Божественного обетования, а приявшие благодать народы прославили Подателя человеколюбия. Потом Апостол пользуется свидетельствами Писания, научая, что спасение язычников предвозвещено издревле.
 


Якоже есть писано: сего ради исповемся Тебе во языцех, и имени Твоему пою. (Пс.17:50)
 

Рим.15:8 с толкованием

И паки глаголет: возвеселитеся, языцы, с людьми Его. (Втор.32:43)
 

Рим.15:10 с толкованием

И паки: хвалите Господа вси языцы, и похвалите Его вси людие (Пс.116:1)
 

Рим.15:11 с толкованием

И паки Исаия глаголет: будет корень Иессеов, и востаяй владети над языки: на Того языцы уповают. (Ис.11:10)
 

Рим.15:12 с толкованием
Апостол привел сии свидетельства, научая уверовавших из иудеев не огорчаться спасением язычников, но верить пророчествам о них. Вслед же за сим молится о сих иудеях, показывая отеческое сердоболие.
 


Бог же упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго.
 

Рим.15:13 с толкованием
И в истолкованном прежде говорил Апостол, что надежда видимая не есть надежда. Посему-то и Бога называет Богом упования, как издавна подавшего язычникам упование благословения и подтвердившего обетование делами. Сие же служит залогом уповаемых благ. Ибо обетовавший, а потом исполнивший оные обетования, конечно, исполнит то, что обетовал нам ныне. Апостол же повелевает нам не только уповать, но и избыточествовати во уповании, то есть от чистого сердца надеяться и представлять, что видим уже уповаемые блага. А такое упование, как сказал Апостол, сообщает благодать Духа. После сего совета и благожелания присоединяет похвалу, побуждая тем к исправлению.
 


Извещен есмь, братие, и сам аз о вас, яко и сами вы полни есте благости, исполнени всякаго разума, могуще и иныя научити.
 

Рим.15:14 с толкованием
Знаю, говорит Апостол, что нет вам нужды в наставлении, потому что и достаточное имеете ведение, и исполнены всяких благ, так что можете и другим подать приличный совет.
 


Дерзее же писах вам, братие, от части; яко воспоминая вам, за благодать данную ми от Бога.
 

Рим.15:15 с толкованием
Апостол как показал скромность в образе мыслей, сказав, что осмелился преподать учение, так дал видеть и данную ему благодать, открывая, что пишет сообразное с сею благодатию. Какая же дарована тебе благодать?
 


Во еже быти ми служителю Иисус Христову во языцех, священнодействующу благовествование Божие.
 

Рим.15:16 с толкованием
Я поставлен учителем языков; сие-то служение и приношу Владыке Христу. А какая оттого выгода?
 


Да будет приношение еже от язык благоприятно и освященно Духом Святым.
 

Рим.15:16 с толкованием
Усердно переношу всякий труд, чтобы язычники утвердились в вере и сподобились благодати Духа. И проповедь Апостол назвал священнодействием, а искреннюю веру — благоприятным приношением. Посему не сделал я ничего излишнего, говорит он, если и дерзее писал, и обличал погрешающих.
 


Имам убо похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу.
 

Рим.15:17 с толкованием
Потом открывает, какого рода сия похвала.
 


Не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силою Духа Божия.
 

Рим.15:18 с толкованием
Не трудами моими величаюсь, но даром Владыки Христа. Он дал мне благодать Всесвятого Духа для творения знамений и чудес, чтобы ими уловлены были язычники и прияли луч Боговедения. Извещает же, скольким народам проповедовал:
 


Якоже ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Христово.
 

Рим.15:18 с толкованием
Не те только народы возделал я, какие встретил на прямом пути, но, ходя вокруг, и восточные, и Понтийские страны, а сверх того народы, обитающие в Азии и Фракии, наполнил учением. Ибо сие значит слово окрест.
 


Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду, но якоже есть писано: имже не возвестися о Нем, узрят: и иже не слышаша, уразумеют (Ис.52:15)
 

Рим.15:20 с толкованием
Сие значит, что Апостол не щадил своих трудов, взяв не разработанные еще нивы, возделал, засеял и соделал обильными жатвами, и тем пророчество привел в исполнение.
 


Темже и возбранен бых многажды приити к вам.
 

Рим.15:22 с толкованием
Ибо занятия у других народов воспрепятствовали быть у вас.
 


Ныне же ктому места не имый в странах сих, желание же имый приити к вам от многих лет, яко аще пойду во Испанию, прииду к вам. Уповаю бо мимо грядый видети вас, и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся.
 

Рим.15:23 с толкованием
Апостол представил две причины отшествия к ним: первую, что другие приняли проповедь и не осталось народа, который не слышал бы евангельского учения, и другую — любовь свою к римлянам. Ибо, по прекращении прежних препятствий, любовь сия сильно побуждала его к отшествию. Говорит же, что желание быть у них имел он гораздо прежде. От многих лет, говорит, желал видеть вас. Предызвещает же, что не их только увидит, но пойдет и в Испанию; а чтобы не подумали, будто бы побывает у них только мимоходом, присовокупил: и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся. Прежде желаю видеть вас, а после вас и их.
 


Ныне же гряду во Иерусалим, служай святым.
 

Рим.15:25 с толкованием
Служением называет денежное подаяние; называет же и пославших.
 


Благоволиша бо Македония и Ахаиа общение некое сотворити к нищым святым живущим во Иерусалиме.
 

Рим.15:26 с толкованием
Богомудрые Варнава и Павел, заключая условие с блаженными апостолами, разумею Петра, Иакова и Иоанна, приять им на себя обучение язычников, дали обещание убеждать верующих из язычников, чтобы они услуживали верным, живущим в Иудее, при их недостаточности. И о сем Павел ясно извещает в Послании к Галатам. Ибо сказал: Петр, Иаков и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да они во обрезание, мы же во языки: точию нищих да помнима, еже и потщахся сие истое сотворити (Гал.2:9-10). То же говорит и здесь, удивляясь усердию Македонии и Ахаии; но благотворительность сию называет и долгом.
 


Благоволиша бо, и должни им суть.
 

Рим.15:27 с толкованием
Отчего же произошел сей долг?
 


Аще бо в духовных их причастницы быша языцы, должни суть и в плотских послужити им.
 

Рим.15:27 с толкованием
Отцы их, говорит Апостол, патриархи; им даны обетования; их пророки предвозвестили общие блага; от них по естеству человеческому Владыка Христос; от них апостолы, проповедники вселенной; чрез них уделены дары Духа. Посему справедливо раздаятелям большего стать причастниками меньшего. А посему и денежное подаяние выше назвал общением, а ниже служением, словом общение показывая, что это есть возвращение данного, а словом служение, что это — должная дань.
 


Сие убо скончав, и запечатлев им плод сей, поиду вами во Испанию.
 

Рим.15:28 с толкованием
Апостол говорит: запечатлев им плод сей, то есть македонянам и ахеянам, ибо руками святых приношу посланное деснице Божией, а она сохранит сие неприкосновенным и невредимым.
 


Вем же, яко грядый к вам, во исполнении благословения благовестия Христова прииду.
 

Рим.15:29 с толкованием
Апостол исполнением благословения благовестия назвал опасности, каким за благовестие подвергся во Иерусалиме. Ибо сие дают видеть следующие слова.
 


Молю же вы, братие, Господем нашим Иисус Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу, да избавлюся от противляющихся во Иудеи и да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым.
 

Рим.15:30 с толкованием
Кто и какими достойными похвалами увенчает блаженную и треблаженную главу сию? Во-первых, знает, что с ним будет, и предсказывает это; еще в Милете сказал пресвитерам ефесским: Дух по всея грады свидетельствует о мне, яко узы мене и скорби ждут (Деян.20:23) И когда Агав предсказывал то же самое, и все о том сетовали и покушались удержать его, божественный муж изрек: Что плачете и сокрушаете ми сердце? Аз бо не точию связан быти, но и умрети готов еемь за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян.21:13). И здесь предрек, что и римлян увидит, и испанцев; присовокупил же, что приидет во исполнении благословения благовестия Христова. А потом, в точности усматривая неистовство иудеев, просит их молитв, не ради только непокорных, но и ради верующих, потому что и сии не были расположены к нему благоприязненно, почитая его нарушителем закона. Потому-то и присовокупил: Да служба моя, яже во Иерусалиме, благоприятна будет святым. С бесчисленными трудами собрал это, предлагая ученикам всякого рода увещания, и о приемлющих оные боится, чтобы ненависть не препобедила долга.
 


Да с радостию прииду к вам волею Божиею, и упокоюся с вами.
 

Рим.15:32 с толкованием
Даже и хорошего не хочет сделать без Божией воли.
 


Бог же мира со всеми вами, аминь.
 

Рим.15:33 с толкованием
Не просто здесь Бога наименовал Богом мира, но, потому что и сам имел нужду в мире, по причине явно враждующих и взирающих на него подозрительно, и им желал мира, по причине недоумения, какое было между ними в рассуждении наблюдения законных предписаний.