Глава 
12

Числ.12  с толкованием

1
И возглаголаста Мариам и Аарон на Моисеа жены ради Ефиопляныни, юже поя Моисей, ибо жену поя Ефиопляныню,

Числ.12:1  с толкованием

2
и рекоста: еда Моисею единому глагола Господь? Еда и нам не глаголаше? И услыша Господь.

Числ.12:2  с толкованием

3
И человек Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли.

Числ.12:3  с толкованием

4
И рече Господь внезапу к Моисею и Аарону и Мариаме: изыдите вы трие в скинию свидения.

Числ.12:4  с толкованием

5
И изыдоша трие в скинию свидения. И сниде Господь в столпе облачне ста над дверми скинии свидения: и призва Аарона и Мариам. И изыдоста оба.

Числ.12:5  с толкованием

6
И рече к ним: послушайте словес Моих: аще будет в вас пророк Господнь, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему:

Числ.12:6  с толкованием

7
не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть:

Числ.12:7  с толкованием

8
усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде: и почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисеа?

Числ.12:8  с толкованием

9
И гнев ярости Господни (бысть) на них. И отиде.

Числ.12:9  с толкованием

10
И облак отступи от скинии, и се, Мариам прокажена бысть яко снег: и воззре Аарон на Мариам, и се, прокажена.

Числ.12:10  с толкованием

11
И рече Аарон к Моисею: молю тя, господи, не возлагай на ны греха, понеже не ведяхом, яко согрешихом:

Числ.12:11  с толкованием

12
да не будет сия яко мертва, яко изверг извержен из ложесн матерних, и (се, уже) пояде пол плоти ея.

Числ.12:12  с толкованием

13
И возопи Моисей ко Господу, глаголя: Боже, молютися, исцели ю.

Числ.12:13  с толкованием

14
И рече Господь к Моисею: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли седмь дний? Да отлучится седмь дний вне полка, и по сих да внидет.

Числ.12:14  с толкованием

15
И отлучися Мариам вне полка на седмь дний: и людие не воздвигошася, дондеже очистися Мариам.

Числ.12:15  с толкованием

Толкования на главу Числ.12
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Числа прп. Ефрем Сирин Глава  12

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Чисел

Числ.12

Глава 
12

Числ.12  с толкованием

1
Возглаголаша Мариам и Аарон на Моисея, и обратившись

Числ.12:1  с толкованием

10
воззре Аарон на Мариам, и се прокажена. Мариам, как повествует Писание, укоряла жену Моисееву и самого Моисея. Говорили Аарон и Мариам:

Числ.12:10  с толкованием

2
еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше? Если бы одного Моисея избрал Бог истолкователем таин, то не глаголал бы к нам.

Числ.12:2  с толкованием

11
И рече Аарон к Моисею:

Числ.12:11  с толкованием

12
да не будет сия, яко изверг извержен из ложесн матерних, и се уже пояде пол плоти ея. Ибо проказа повреждает и умерщвляет кожу на теле, останавливается в ней обращение крови, почему и не растут на ней волосы.

Числ.12:12  с толкованием

14
И рече Господь к Моисею: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли седмь дней? Да отлучится седмь дней вне полка. Сие сделано для того, чтобы весь сонм, слыша о поступке Мариамы, и видя, как она наказана, устрашился. Ибо, если пророчица за продерзость языка понесла такое наказание на главе своей; то где обрящемся мы, когда согрешим? Если же Аарон не подвергся наказанию вместе с Мариамою, то сие даровано ему ради преимущественной чести, какую Бог дал священству. И если Бог так почтил и уважил в Аароне священство; то кольми паче должны мы чествовать священников и воздавать им должное уважение.

Числ.12:14  с толкованием

Библия Толкования на Числа блж. Феодорит Кирский Глава  12

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Чисел

Числ.12

Глава 
12

Числ.12  с толкованием

Вопрос 22. Кого должно разуметь под женою Эфиоплянкою, юже поя Моисей (Числ.12:1)?

Иосиф говорит, что Моисей, когда воспитывался в царском доме, был избран военачальником на войне с Эфиоплянами, и потом, одержав победу, женился на дочери эфиопского царя. Аполлинарий же сложил еще баснословное сказание. Ибо говорит, что Моисей после Сепфоры женился на другой Эфиоплянке, чтобы соделаться образом Владыки Христа, Который после Церкви израильской обручил Себе Церковь из язычников. Но и Сепфора была иноплеменница. Поэтому сочинять басни - дело не Божия, но противного, духа. Законодатель же, по призвании своем, столько заботился о чистоте, что, входя во Египет, оставил и Сепфору; ибо, по исшествии его оттуда, пришел к нему тесть, приведя с собою жену и детей, и присовокупил, что привел ее по отпущении ее (Исх.18:2). Посему Моисей Сепфору назвал здесь Эфиоплянкою; потому что Сава был народ эфиопский. У Евангелиста сказано: царица эфиопская востанет... и осудит род сей (Лк.11:31), а история Царств назвала ее царицею савскою (3Цар.10:1). Савою же называется народ Омиритский, а с ним смежны Мадианиты. Итак, поелику Аарон женат был на Израильтянке, а Моисей на иноплеменнице, то по малодушию произнесли на него сию укоризну. Но самое поругание сие от брата и сестры свидетельствует о совершеннейшей добродетели законодателя. Ибо очевидно, не находя другого обвинения, хотели укорить ею, укоряя жену. Мое мнение подтверждается приговором правдивейшего Судии. Ибо сказано: аще будет в вас пророк..., в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему: не тако, якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде: и почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисея (Числ.12:6-8)? Итак, истинно слово это:Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим.12:19). А из того и другого научаемся, не мстить обижающим, но ждать Божия суда, особенно промышляющего об обиженных, как и тогда наказал проказою Мариам, между тем как Моисей молчал.
 


Вопрос 23. Почему из двоих, укорявших Моисея, одна Мариам наказана (Числ.12:10)?

Во-первых потому, что проступок жены сей был больше. Ибо природа и закон подчиняет женский пол мужскому. А потом Аарон имел некое малое извинение, как и летами старший и сподобившийся архиерейства. Сверх того, поелику прокаженный по закону признаваем был нечистым, а Аарон был корень и основание священников, то, чтобы укоризна не пала на весь род, не подверг его Бог равному наказанию, но устрашил и вразумил наказанием сестры. Ибо болезнь ее столько опечалила Аарона, что стал умолять обиженного за понесшую сей удар, чтобы ходатайством своим избавил ее от бедствия. И Моисей не оставил сей просьбы без внимания, но немедленно принес молитву. Потом человеколюбивый Господь научил, что наказал он Мариам не со строгостию судии, но отечески. Ибо сказал: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли...? Седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет (Числ.12:14). Но с безчестием сопряжена и честь; потому что народ не подвигся в путь, пока не освободилась Мариам от болезни.