Библия Синодальный перевод Послание к Римлянам Глава  14

Послание к Римлянам святого апостола Павла
 


Глава 
14

Рим.14  с толкованием

1
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

Рим.14:1  с толкованием

2
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Рим.14:2  с толкованием

3
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Рим.14:3  с толкованием

4
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Рим.14:4  с толкованием

5
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

Рим.14:5  с толкованием

6
Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Рим.14:6  с толкованием

7
Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;

Рим.14:7  с толкованием

8
а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.

Рим.14:8  с толкованием

9
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Рим.14:9  с толкованием

10
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

Рим.14:10  с толкованием

11
Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.

Рим.14:11  с толкованием

12
Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

Рим.14:12  с толкованием

13
Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Рим.14:13  с толкованием

14
Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

Рим.14:14  с толкованием

15
Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

Рим.14:15  с толкованием

16
Да не хулится ваше доброе.

Рим.14:16  с толкованием

17
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Рим.14:17  с толкованием

18
Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Рим.14:18  с толкованием

19
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Рим.14:19  с толкованием

20
Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

Рим.14:20  с толкованием

21
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

Рим.14:21  с толкованием

22
Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

Рим.14:22  с толкованием

23
А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

Рим.14:23  с толкованием

24
Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,

Рим.14:24  с толкованием

25
но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

Рим.14:25  с толкованием

26
Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Рим.14:26  с толкованием

Толкования на главу Рим.14
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к римлянам Святого Апостола Павла

Рим.14

Глава 
14

Рим.14  с толкованием

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
 

Рим.14:1 с толкованием
Многие из уверовавших иудеев и после обращения наблюдали различия яств, воздерживались от свиного мяса и не дерзали совсем отстать от закона. Потом, чтобы не обличили их в том, что воздерживаются от одного мяса свиного, воздерживались вообще от всякого мяса и питались растениями. Другие были более совершенны, не наблюдали ничего подобного и были укоряемы от наблюдающих. Павел опасался, чтобы совершенные, обличая несовершенных неблаговременно и ненадлежащим образом, не отклонили их от веры Христовой. Поэтому мудро приступает к делу, заботясь о пользе и другой стороны. Он не отважился сказать укоряющим: вы худо делаете, - дабы не утвердить несовершенных в наблюдении ими обрядов. Не отважился также сказать обличителям: вы хорошо делаете, - чтобы не сделать их в нападках сильнейшими. Напротив, предлагает увещание, приспособленное к тем и другим. Его обличение направлено, казалось бы, более против сильнейшей стороны, но в самом деле вся сила оного падает на не мощнейших. Ибо тотчас выражением немощного показал болезнь таковых. Когда же говорит принимайте, то указывает нужду в великом попечении для них, что и есть признак крайней слабости их. Без споров о мнениях. То есть не осуждайте его за немощь, не соблазняйтесь, не смущайтесь многими помыслами, но всячески старайтесь уврачевать его как немощного.
 


Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
 

Рим.14:2 с толкованием
Делает сравнение между совершенным и несовершенным и говорит, что совершенный, дерзая по вере, безразлично питается всем, а несовершенный, как немощный, ест овощи. Поэтому последний заслуживает врачевания, а не поражения.
 


Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
 

Рим.14:3 с толкованием
Те, которые ели все, как совершенные, уничижали неядущих, как маловерных и привязанных еще к иудейству. С другой стороны, неядущие осуждали тех, которые ели все, как невоздержанных. Так как между этими многие были из язычников, то говорит: Бог принял его, то есть явил к нему Свою неизреченную благодать. Что же ты споришь с ним о законе, когда Христос оправдал его?
 


Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим господом стоит он или падает.
 

Рим.14:4 с толкованием
Это говорит к совершенному, отклоняя его как от уничижения, так и от осуждения: ибо совершенные дела то и другое, и уничижали и осуждали несовершенных. Впрочем, скрытным образом обличение падает здесь и на несовершенных. Не потому, говорит запрещаю тебе судить, что поведение другого не заслуживает суда, но потому, что он раб чужой, то есть не твой, но Божий. Ибо хотя он и немощен, однако не перестал быть рабом; почему и не должно отчаиваться относительно его. Ободряя же немощного, не сказал: падает, но: стоит или падает. То или другое случится с ним, Господу принадлежит право судить и о потере падающего и о прибытке стоящего.
 


И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
 

Рим.14:4 с толкованием
Словом будет восставлен показывает, что он так колеблется и до того дошел, что один Бог может восставить его. Это говорим о людях, весьма безнадежных.
 


Иной отличает день от дна, а другой судит о всяком дне равно.
 

Рим.14:5 с толкованием
Одни изнуряли себя неядением или воздерживались от свиного мяса в известные дни, а другие всегда принимали пищу и осуждали постившихся. Об этих говорит, что один судит, а другой иначе, тогда как дело здесь безразличное. Поэтому не должно нападать на братии из-за этого. В этом снисходит укоряемым, потому что они были еще новы в вере.
 


Всякий поступай по удостоверению своего ума.
 

Рим.14:5 с толкованием
Когда речь идет о догматах, мы не должны поступать по удостоверению собственного ума, но должны твердо содержать то, что получили, хотя бы ангел с неба стал благовествовать нам иное. А здесь речь идет о яствах и постах и т.п., и претыкающиеся об это еще новы в вере и нуждаются в снисхождении, а потому надлежало сделать им некоторое послабление относительно жизни, устроенной по всей точности.
 


Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает.
 

Рим.14:6 с толкованием
Кто, говорит, различает дни, для Господа различает, как благоговейный; и кто не различает дней, для Господа не различает, как совершенный уже во Христе и возвысившийся над законными наблюдениями.
 


Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
 

Рим.14:6 с толкованием
Об одном только, говорит, спрашиваем, для Христа ли делают это и благодарят ли Бога ядущий и неядущий? ибо совершаемое так не подлежит обвинению и оклеветанию. Говорит это, как я сказал, потому, что римляне еще новы были в вере. Но скрытным образом наносит удар и придерживающимся иудейства. Как благодарить тому, кто придерживается еще закона? Следовательно, благодарит только тот, кто ест.
 


Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем.
 

Рим.14:7 с толкованием
Мы имеем, говорит, Господа, Который печется о нас и Который почитает жизнь нашу приобретением, а смерть нашу потерей. Ибо мы живем или умираем не для себя только самих, но и для Господа. Жизнью называет здесь жизнь в вере, а смертью - отпадение от веры. Посему Господь отнюдь не попустит, чтобы мы умерли по вере, а кажущиеся немощными отпали от нее.
 


И потому, живем ли или умираем, - всегда Господни.
 

Рим.14:7 с толкованием
От смерти по вере переходит к смерти естественной; ибо об этой рассуждает теперь. Живем ли, говорит, естественной жизнью, мы Господни; умираем ли мы естественной смертью, Господу же принадлежим.
 


Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
 

Рим.14:9 с толкованием
Это, говорит, пусть уверит тебя, что Господь печется об исправлении немощных. Ибо Кто пролил кровь и умер, чтобы быть Господом нашим. Тот может ли не заботиться о тех, которые сделались Его рабами? Это похоже на то, как обыкновенно говорим: возможно ли, чтобы кто-нибудь не заботился о рабе своем, за которого заплатил так дорого? И если, говорит, заботится об умерших, то тем паче о живых. Все это говорится с целью пристыдить иудействующего христианина и убедить его обсудить, как неблагодарно поступает он в отношении к умершему за него Христу, продолжая держаться закона.
 


А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
 

Рим.14:10 с толкованием
Ты, неядущий, что осуждаешь брата своего, ядущего, как невоздержанного, за то, что он ест? Он - брат; ты не должен уничижать собственный свой член. Разве ты дашь за него ответ? Он сам предстанет на суд и сам понесет наказание. Видишь ли, как обращая речь к совершенному, наводит страх на самого иудействующего, как имеющего отдать отчет на страшном суде?
 


Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
 

Рим.14:11 с толкованием
Что мы будем судимы, как рабы господином, об этом, говорит, свидетельствует пророк. А словами предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога показал высшую степень подчинения. Будет исповедывать, то есть даст отчет в сделанном им - Кому? Не закону, но Христу. Итак, зачем же ты подчиняешься закону?
 


Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
 

Рим.14:13 с толкованием
Оба, говорит, оставьте существующую между вами распрю, и ни ты, ядущий все, не подавай несовершенному случая к преткновению, как сильно укоряющий его, ни ты, не ядущий всего, не подавай брату случая к соблазну, как наблюдающий иудейское. Преткновение и соблазн взаимно приличны тому и другому лицу.
 


Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
 

Рим.14:14 с толкованием
Научив, что не должно укорять немощного, учит наконец о пище и наставляет слабейшего не бояться и не страшиться ее как нечистой. Я, говорит, знаю и уверен не по человеческим умозаключениям, но в Господе Иисусе, то есть быв научен и удостоверен Господом Иисусом, что нет ничего в себе самом нечистого, то есть ничего нет нечистого по природе, но делается нечистым от произволения употребляющего. Для него одного и скверно и нечисто, а не для всех.
 


Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь.
 

Рим.14:15 с толкованием
Здесь обращает речь к совершенному, поучая: хотя бы снеди тысячекратно не были нечисты по природе, однако тебе надлежало воздерживаться от свиного мяса, чтобы не огорчился соблазняющийся брат твой, если только хочешь ты сохранить любовь. Далее присовокупляет:
 


Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
 

Рим.14:15 с толкованием
Ты, говорит, спором о пище губишь и развращаешь брата, который так ценен в очах Христа, что Он умер за него. Ибо тот, замечая, что ты ешь свиное мясо в противность ему, становится упорнее и потому, опасаясь, чтобы не отпасть от Христа, всецело привязывается наконец к закону.
 


Да не хулится ваше доброе.
 

Рим.14:16 с толкованием
То есть ты имеешь совершенство в вере (ибо оное назвал словом доброе). Посему не злоупотребляй совершенством своим и не подавай повода хулить его. Ибо если ты, будучи совершенным, губишь несовершенного, то подал повод хулить благо, которое имеешь. Но ты понимаешь, что и учение наше благо, и что оно не желает подвергаться хуле со стороны неверных, когда они видят расколы и соблазны касательно пищи.
 


Ибо Царствие Божие не пища и питие.
 

Рим.14:17 с толкованием
Не этим заслуживаем мы благоволение у Бога. Если, говорит, ты не ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что почитают это важным, упомянул и о питье.
 


Но праведность и мир и радость во Святом Духе.
 

Рим.14:17 с толкованием
В Царство Божие вводит праведность, то есть все добродетели, непорочная жизнь и мир с братом, а не вражда, и радость, происходящая от согласия, а не скорбь, происходящая от укоризны. Так как мир и радость бывают и в худых делах, то присовокупил: во Святом Духе. Речь у меня, говорит, о мире и радости во Святом Духе. Великий Златоуст глубоко объяснил, для чего упомянул Павел о правде. Для того, говорит он, чтобы доказать, что не воздерживающийся от свиного мяса обижает брата относительно спасения, которое стяжал для него Христос смертью Своею. Посему, с противоположной стороны, воздерживающийся для брата соблюдает правду, которая доставляет вечное Царство.
 


Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
 

Рим.14:18 с толкованием
Здесь намекает, что совершенные укоряли немощных по тщеславию. Если хочешь, говорит, стать предметом удивления для людей, то возбуждай их к удивлению тебе не столько совершенством, сколько миром и прочими добродетелями. Этим именно следует служить и благоугождать Богу, а не тем, что ты без разбора ешь свиное мясо.
 


Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
 

Рим.14:19 с толкованием
О мире сказал к несовершенному, потому что этот не имел мира, а ко взаимному назиданию сказал к совершенному, чтобы он не колебал брата, соблазняя его. Впрочем, сказав: ко взаимному, отнес слово свое об этом к тому и другому. Тем же, что сначала упомянул о мире, а потом о созидании, показал, что без мира трудно назидать.
 


Ради пищи не разрушай дела Божия.
 

Рим.14:20 с толкованием
Делом Божиим называет спасение брата. Итак, не разрушай оного, стяжанного для него Богом, и притом ради пищи, то есть нежеланием воздерживаться от свиного мяса, чтобы получить себе пользу.
 


Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
 

Рим.14:20 с толкованием
Сделав строгое запрещение совершенному, убоялся, чтобы немощный не утвердился в худых мыслях. Поэтому опять обращается к догмату и говорит, что все чисто, но худо для того, кто ест с худой совестью и после того, как соблазнился. Ибо несовершенный, почитающий свиное мясо нечистым, если ест его по принуждению, больший терпит вред. Поэтому сначала ты должен вразумить его, что все чисто.
 


Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
 

Рим.14:21 с толкованием
Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному.
 


Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом.
 

Рим.14:22 с толкованием
Здесь тайно намекает на то, что совершенный высказывал совершенство свое по тщеславию. Говорит: ты хочешь показать мне, что совершен в вере относительно пищи, веря, что все хорошо и чисто? Не показывай мне, но довольствуйся свидетельством совести пред Богом, Которому показываешь это.
 


Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
 

Рим.14:22 с толкованием
Хотя другой и не увидит твоего блаженства, ты будь доволен сам собой, если сам не осуждаешь себя и совесть твоя не осуждает тебя в вещи, которую ты одобрил или избрал. Разумей это только о настоящем предмете, то есть о пище.
 


А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
 

Рим.14:23 с толкованием
Кто сомневается, говорит, и ест не убедившись, тот осуждается. Почему? Не потому, чтобы пища была нечиста, но потому, что не был уверен, что она чиста, и думал, что прикасался к ней, как нечистой. Кто не убежден и не верит, что пища чиста, но ест ее с лукавой совестью, тот, конечно, грешит.
 


Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по, повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
 

Рим.14:24 с толкованием
Оканчивать увещания молитвой - всегдашний обычай апостола Павла. Так поступает он и теперь: молится о несовершенных, и не только словом научает, но и молитвами испрашивает помощь у Бога. Связь речи такая: Могущему вас утвердить через Иисуса Христа слава во веки. Аминь. Могущему утвердить вас, несовершенных, колеблющихся. Каким образом? По благовествованию моему, то есть дабы содержали то, чему я учу. А благовествование мое и проповедание Христово одно и то же, ибо это не наше учение, а Его законы. По откровению тайны. Это знак величайшей чести, что мы стали участниками в тайнах, то есть в предмете, который хотя издревле предопределен, но явлен ныне чрез писания пророческие. Посему чего бояться тебе, немощный? Чтобы ядением свиного мяса не отступить от закона? Но вот все Писания возвещают ту тайну, которая вводит безразличие в пище. Это совершается даже по повелению вечного Бога. Поэтому твой долг не противоречить, но верить и повиноваться Богу; ибо вера требует послушания, а не пытливости. Кроме того, так верят все народы; ибо тайна та сделалась известной всем. Как же ты продолжаешь рабски служить закону? Единому Премудрому Богу сказал для того, чтобы отличить Бога от ангелов и нас, отнюдь не от Сына, - да не будет; ибо мудрость Отца есть Сын. Итак, слава Тому, Кто явил тайну, а не закону, к которому ты продолжаешь прибегать, наблюдая различие в пище. Слова через Иисуса Христа, как выше сказано, можно соединять так: Могущему вас утвердить через Иисуса Христа. Но можно понимать их и так: открытой всем народам через Иисуса Христа; ибо тайну открыл народам Сам Тот, Кто послал учеников научить все народы.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к римлянам

Рим.14

Глава 
14

Рим.14  с толкованием

1
Немощнаго же, в вере, говорящего: это буду есть, а того не буду, - принимайте.

Рим.14:1  с толкованием

2
Иной думает, что можно есть все, - и таковой, хотя бы и не приносил вреда себе самому, но вредит ближнему; а немощный умом своим - тот пусть овощи ест.

Рим.14:2  с толкованием

3
Кто ест, да не препятствует тому, кто не ест, постящемуся; и воздерживающийся, кто не ест, ядущаго да не осуждает, ибо Бог принял его ради веры его.

Рим.14:3  с толкованием

4
А ты кто (еси), судящий чужаго раба? Если он не стоит, то есть, если не тверд, то силен (есть) Бог поставить его.

Рим.14:4  с толкованием

5
Иной наблюдает пост изо дня в день, а другой ежедневно: поелику есть такие люди, кои постятся по дням достопримечательным, - и такие, кои (постятся) во все дни своей жизни. Каждый в своей мере да стоит: мала ли она будет, или велика, - постоянно да держится ее. И это да совершает ради надежды, а не из-за пустой славы.

Рим.14:5  с толкованием

6
Всякий, кто разсуждает о дне, для Господа разсуждает; и кто ест, в Господе да ест, и благословляет Бога.

Рим.14:6  с толкованием

7-8
Живем ли, умираем ли - мы Господни (есмы).

Рим.14:7  с толкованием

9
Ибо для того и Христос умер и, воскресши, ожил, чтобы безразлично над мертвыми и живыми господствовать.

Рим.14:9  с толкованием

10
Ты же - что судишь брата твоего, который ест? Или ты - зачем уничижаешь брата твоего, - постящегося?

Рим.14:10  с толкованием

11-12
Каждый из нас ведь отдаст отчет Богу за собственные дела.

Рим.14:11  с толкованием

13
Не осуждайте же более друг друга, но заботьтесь в душе своей о том, чтобы не положить какого-либо преткновения брату своему.

Рим.14:13  с толкованием

14
Я знаю это и установил не от ума моего, но Господом моим, Который во мне, - что ничего нет нечистого самого по себе. Всякий, кто не тверд в уме своем, то есть в собственных мыслях, - тому во всем есть что-либо нечистое. Но это написанное к Римлянам, есть тоже самое, что написал Коринфянам (1Кор.8); так как и в Риме верующие вкушали вместе с неверными в доме идолов, однако ж - не жертвенное мясо и не идольское вино, но мясо чистое и вино не причастное идолослужению. Поелику же видел Апостол, что соблазняются, смотря на них, то ядущих он выставил, как верующих, чтобы не удручить их стыдом; а обращающих на это взоры свои, - назвал нетвердыми и сказал следующее:

Рим.14:14  с толкованием

15
Пищею твоею безвредною не губи того, за кого Христос умер.

Рим.14:15  с толкованием

16
Да не хулит, говорит, тебя, то самое добро, которое ты делаешь.

Рим.14:16  с толкованием

17
Ибо царствие, которого мы ожидаем с великим желанием, не чрез еду приобретаем, но чрез правду и мир, который ты творишь между тобою и братом твоим.

Рим.14:17  с толкованием

18
Ибо кто этим, о чем я сказал, служит, тот благоугоден Богу и одобряется людьми, то есть за то, что он брату своему не доставляет соблазна.

Рим.14:18  с толкованием

20
Все чисто, как сказал я, но худо человеку, который чрез (на) совесть и соблазн других ест.

Рим.14:20  с толкованием

21
Хорошо не есть мяса и ничего такого, от чего брат твой претыкается.

Рим.14:21  с толкованием

22
А если скажешь: я по вере ем, то, если ты веру имеешь, хвались ею в себе самом пред Богом, а не пред теми, кои соблазняются тобою. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избрал: или потому, что хорошо избрал, и не осуждает своего намерения за то, что плохо избрал; или потому, что не осуждал себя самого ради добрых дел, кои совершили ближние его, но коих сам он не совершил.

Рим.14:22  с толкованием

23
Но дабы остановить нетвердого, чтобы не зашел далеко в этом отношении, сказал: разсуждающий же (сомневающийся), если поест, осуждается, потому что не по вере ест. А чтобы остановить и самих верующих, прибавляет:

Рим.14:23  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Римлянам

Рим.14

Глава 
14

Рим.14  с толкованием

Изнемогающаго же в вере приемлите, не в сомнение помышлений.
 

Рим.14:1 с толкованием
А изнемогающим Апостол называет порабощенного наблюдению законных предписаний.
 


Ов бо верует ясти вся,
 

Рим.14:2 с толкованием
то есть уверовавший из язычников;
 


а изнемогаяй зелия яст.
 

Рим.14:2 с толкованием
Иные говорят, что верующие из иудеев, стыдясь уверовавших из язычников, удерживались не только от свиных мяс, но и от всякого мясоядения, прикрывая сие названием подвига и воздержания. Почему божественный Апостол сказал: изнемогаяй зелия яст ибо, не имея совершенной веры, думает, что оскверняется таковою снедию.
 


Ядый не ядущаго да не укаряет.
 

Рим.14:2 с толкованием
Ибо уверовавшие из язычников презирали верующих из иудеев за то, что не имеют искренней веры и потому не хотят вкушать такой-то пищи.
 


И не ядый ядущаго да не осуждает.
 

Рим.14:3 с толкованием
И верующие из иудеев осуждали уверовавших из язычников, признавая нарушением закона безразличное употребление яств.
 


Бог бо его прият,
 

Рим.14:3 с толкованием
то есть язычника. И Апостол продолжает речь, обращенную к иудею.
 


Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему господеви стоит или падает.
 

Рим.14:4 с толкованием
Всякий слуга, пока жив, собственному своему господину бывает в прибыль, да и когда умирает, ему также причиняет убыток. Посему и этого верующего купил Господь всяческих, в цену дав собственную Свою кровь. И поелику сказал: Своему господеви стоит или падает, то по необходимости присовокупил:
 


Станет же,
 

Рим.14:4 с толкованием
и слово сие подтверждает Божиею силою:
 


силен бо есть Бог поставити его.
 

Рим.14:4 с толкованием
Сказав сие об яствах, обращает речь к дням.
 


Ов убо разсуждает день чрез день, ов же судит на всяк день.
 

Рим.14:5 с толкованием
Ибо одни постоянно удерживались от снедей, запрещенных законом, другие же в некоторые только дни.
 


Кийждо своею мыслию да извествуется.
 

Рим.14:5 с толкованием
Апостол сказал это не вообще, ибо о Божественных догматах не повелевает так рассуждать, но предает анафеме дозволяющих себе учить противному истине и говорит: Аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1:9). Посему об одних только яствах дает право судить разумению каждого. Ибо сей обычай и доныне пребывает в церквах: один любит воздержание, другой небоязненно приобщается всякого яства, и последний первого не осуждает, первый не порицает последнего, но оба хвалятся законом единомыслия.
 


Мудрствуяй день, Господеви мудрствует: и не мудрствуяй день, Господеви не мудрствует: ядый, Господеви яст, благодарит бо Бога: и не ядый, Господеви не яст, и благодарит Бога.
 

Рим.14:6 с толкованием
Апостол говорит сие по снисхождению, имея в виду согласие в Церкви. Бог всяческих, рассуждает он, знает намерение ядущих и неядущих, не на дело одно взирает, но испытует разумение, с каким оно делается.
 


Никтоже бо нас себе живет, и никтоже себе умирает: аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы.
 

Рим.14:7 с толкованием
Не господа мы сами над собою; куплены ценою. И пока живы, Господни мы, и по смерти Господни же; иначе сказать: и ты не властен над ним, и он над тобою, потому что все имеем единого Господа.
 


На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает.
 

Рим.14:9 с толкованием
Он — Владыка всех, Он, Себя предавший за нас на смерть, разрушивший державу смерти и всем нам дарующий обетование воскресения. Поэтому Ему мы подвластны, как от Него приявшие жизнь.
 


Ты же почто осуждаеши брата твоего?
 

Рим.14:10 с толкованием
(Апостол говорит сие иудею)
 


Вси бо предстанем судищу Христову.
 

Рим.14:10 с толкованием
Потом подтверждает слово сие свидетельством Писания.
 


Писано бо есть: живу Аз, глаголет Господь: яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови. (Ис.45:23)
 

Рим.14:11 с толкованием
Он — наш следователь, Он — наш судия. Его престолу необходимо нам предстать. Притом пророческое свидетельство показывает нам высоту Божества Единородного. Бог, сказав устами Пророка: Я — Бог предвечный, Аз Бог первый, и Аз по сих (Ис.44:6), и в грядущая Аз есмь (Ис.41:4), прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (Ис.43:10), несть иного разве Мене: праведен и спаситель, несть кроме Мене (Ис.45:21), потом уже присовокупил: Кленуся Мною Самим, — глаголет Господь, — яко Мне поклонится всяко колено, и всяк язык исповестся Богови. Но перейдем к истолкованию того, что следует по порядку.
 


Темже убо кийждо нас о себе слово даст Богу.
 

Рим.14:12 с толкованием
Поелику Апостол указал Владычнее судилище, то необходимо советует не судить друг друга, но ожидать оного приговора. Ибо сие присовокупил еще:
 


Не ктому убо друг друга осуждаем: но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна.
 

Рим.14:13 с толкованием
В сих словах Апостол нападает на тех верующих из язычников, которые не имели снисхождения к немощи уверовавших из иудеев, но верхом добродетели и пламенною ревностию почитали безразличное вкушение яств, и, во-первых, учит, что в них нет ничего мерзкого и нечистого. Говорит же так:
 


Вем и извещен есмь о Христе Иисусе, яко ничтоже скверно
 

Рим.14:14 с толкованием
о Нем. Апостолу было необходимо присовокупить: о Христе Иисусе, по немощи иудеев; иначе сказали бы: А ты кто, узаконяющий противное Моисею? Потому изводит на среду Владыку Моисеева, давая знать, что Он положил конец законным наблюдениям и не позволяет какую-либо снедь почитать нечистою. Сказано: о Нем, то есть по Его евангельскому законоположению, ибо и блаженному Петру сказал Он: Яже Бог очистил есть, ты не скверни (Деян.10:15).
 


Точию помышляющему что скверно быти, оному скверно есть.
 

Рим.14:14 с толкованием
Если же кто, думая, что такая-то снедь нечиста, вкушает оную, то сие нечисто не по естеству, но ради помысла вкушающего. Сделав сие различение, Апостол снова порицает тех верующих из язычников, которые не терпят немощи иудеев.
 


Аще же брашна ради брат твой скорбит, уже не по любви ходиши.
 

Рим.14:15 с толкованием
Усиливает обвинение напоминанием о любви, обнаруживая расположение поступающего так. Потом еще с большею силою показывает несообразность поступка.
 


Не брашном твоим того погубляй, за негоже Христос умре.
 

Рим.14:15 с толкованием
Владыка Христос приял за него смерть, а ты не хочешь воздержанием от снеди доставить ему жизнь, но вкушением причиняешь ему смерть.
 


Да не хулится убо ваше благое.
 

Рим.14:16 с толкованием
Обвинение соединяет опять с похвалою, ибо благим называет веру. Хвалю веру того, говорит Апостол, но не хочу, чтобы она соделалась причиною вреда и хулы.
 


Несть бо Царство Небесное брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе.
 

Рим.14:17 с толкованием
Не думайте, что в этом весьма великое преспеяние и что приобретется сим Царство Небесное. Ибо приобретают нам оное истинная праведность в мире и любви, согласие и рачительность, которыми порождается веселие по Богу.
 


Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови и искусен человеком.
 

Рим.14:18 с толкованием
Ибо сего требует от нас и Бог всяческих; сие и людям приносит пользу. При сем надлежит заметить и то, что Апостол служение Христу назвал делом, благоугодным Богу всяческих. А если служить Христу есть дело, благоугодное Богу, то и чтить Христа благоугодно также Богу. А посему кто предприемлет хулить Христа и умаляет Его достоинство, тот делает неугодное Богу всяческих.
 


Темже убо мир возлюбим, и яже к созиданию друг ко другу.
 

Рим.14:19 с толкованием
Посему надлежит нам предпочитать всему полезное согласие и все делать для взаимной пользы.
 


Не брашна ради разоряй дело Божие.
 

Рим.14:19 с толкованием
Делом Божиим Господь назвал веру в Него. Ибо говорит: Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он (Ин.6:29). Поелику, как вероятно, некоторые из иудеев отступили и от веры, не терпя тех укоризн, какие делали им уверовавшие из язычников, то Апостол справедливо сказал: Не брашна ради разоряй дело Божие. Но чтобы и уверовавшие из иудеев не заняли также из сего предлога поддерживать хранение закона, Апостол старается предотвратить сие и говорит:
 


Вся бо чиста.
 

Рим.14:19 с толкованием
Ни одна из сих снедей по природе своей не бывает нечистою.
 


Но зло человеку претыканием ядущему.
 

Рим.14:20 с толкованием
Тебе вкушение приносит вред, потому что нерадишь о пользе ближнего; видя, что терпит он вред, пренебрегаешь тем.
 


Добро не ясти мяс, ниже пити вина, ни о немже брат твой претыкается или соблазняется или изнемогает.
 

Рим.14:21 с толкованием
А я повелеваю вовсе не вкушать не только мяс, но и вина, если только причиняет сие какой-либо вред ближнему.
 


Ты веру имаши? О себе сам имей пред Богом.
 

Рим.14:22 с толкованием
Водясь верою, хранишь ты и закон? Великое достояние! Достойное похвалы преспеяние! Но пусть не терпит вреда ближний.
 


Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается.
 

Рим.14:22 с толкованием
Слово сие ведет к догадке, что уверовавшие из язычников даже принуждали иудеев вкушать, чего те не хотели. Посему Апостол учит, что хотя верующий никакого вреда не терпит от вкушения, однако же кто ест с некоторым сомнением, тот приобщается как нечистого. Поэтому ублажает того, кто не осуждает себя, то есть не сомневается. И объясняя сие, Апостол присовокупил:
 


А сомняяйся, аще яст, осуждается.
 

Рим.14:23 с толкованием
И показывает тому причину:
 


Зане не от веры: всяко же, еже не от веры, грех есть.
 

Рим.14:23 с толкованием
Ибо верующий вкушает безвредно, а кто ест с некоторым сомнением, тот сам на себя произносит приговор. И Апостол, научая, что узаконяет благоугодное Богу, приносит о них усердную молитву.
 


Могущему же вас утвердити
 

Рим.14:23 с толкованием
(какой же способ утверждения?)
 


по благовествованию моему.
 

Рим.14:23 с толкованием
О чем благовествует?
 


И проповеданию Иисус Христову.
 

Рим.14:23 с толкованием
И, показывая древность проповеди, Апостол присовокупил:
 


По откровению тайны.
 

Рим.14:23 с толкованием
И как не теперь получила начало, но теперь открылась умолчанная тайна, то и сие говорит Апостол далее:
 


Леты вечными умолчанныя.
 

Рим.14:23 с толкованием
Потом представляет и свидетелей проповеди.
 


Явльшияся же ныне, писании пророческими, по повелению вечнаго Бога.
 

Рим.14:25 с толкованием
Ибо что устами пророков предвозвестил прикровенно, то явным соделал ныне Создатель веков. Какой же плод проповеди?
 


В послушание веры.
 

Рим.14:25 с толкованием
Ибо слышащим надлежит веровать проповедуемому. Кто же сие слышащие?
 


Во всех языцех познавшияся.
 

Рим.14:25 с толкованием
Сие разуметь должно гак: по благовествованию моему и по проповеданию Иисуса Христа, соделавшегося знаемым во всех народах.
 


Единому премудрому Богу, Иисусом Христом, Емуже слава во веки, аминь.
 

Рим.14:26 с толкованием
Показав тайну Домостроительства, предустроенную изначала, потом предреченную пророками, а после того явленную самим делом, Апостол удивляется Божией премудрости и воссылает подобающее славословие. Если же еретики скажут, что Бог именуется единым премудрым, то пусть дознают, что Владыка Христос называется не только премудрым, но и Самою Премудростию. А если думают лишить Сына сего наименования премудрым, то пусть не называют Его и бессмертным. Ибо сей же Апостол говорит о Боге: Един имеяй безсмертие (1Тим.6:16).
 

Но, оставив их при сем суесловии, будем держаться порядка послания. Ибо божественный Апостол, принося о них сию молитву, предлагает увещание, соплетая похвалу уверовавшим из язычников и за веру именуя их сильными.