Библия Синодальный перевод Послание к Галатам Глава  3

Послание к Галатам святого апостола Павла
 


Глава 
3

Гал.3  с толкованием

1
О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

Гал.3:1  с толкованием

2
Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

Гал.3:2  с толкованием

3
Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Гал.3:3  с толкованием

4
Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

Гал.3:4  с толкованием

5
Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

Гал.3:5  с толкованием

6
Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

Гал.3:6  с толкованием

7
Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Гал.3:7  с толкованием

8
И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

Гал.3:8  с толкованием

9
Итак верующие благословляются с верным Авраамом,

Гал.3:9  с толкованием

10
а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

Гал.3:10  с толкованием

11
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

Гал.3:11  с толкованием

12
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

Гал.3:12  с толкованием

13
Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе],

Гал.3:13  с толкованием

14
дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Гал.3:14  с толкованием

15
Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.

Гал.3:15  с толкованием

16
Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

Гал.3:16  с толкованием

17
Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

Гал.3:17  с толкованием

18
Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

Гал.3:18  с толкованием

19
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

Гал.3:19  с толкованием

20
Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Гал.3:20  с толкованием

21
Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;

Гал.3:21  с толкованием

22
но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Гал.3:22  с толкованием

23
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

Гал.3:23  с толкованием

24
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

Гал.3:24  с толкованием

25
по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

Гал.3:25  с толкованием

26
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

Гал.3:26  с толкованием

27
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Гал.3:27  с толкованием

28
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Гал.3:28  с толкованием

29
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Гал.3:29  с толкованием

Толкования на главу Гал.3
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к галатам Святого Апостола Павла

Гал.3

Глава 
3

Гал.3  с толкованием

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине.
 

Гал.3:1 с толкованием
Показав сначала, что он — апостол не от людей и не чрез людей, и выставив себя достойным доверия, говорит затем с большею властью. Намереваясь сравнить веру и закон, он называет галатов неразумными, нисколько не нарушая тем закона Христова, а напротив, вполне соблюдая его (Мф.5:22), так как обвиняется не тот, который прямо называет брата своего глупым, а тот, который напрасно. Галаты же вполне справедливо названы несмысленными, так как оставались бесчувственными к таким благам и делали бесполезной смерть Христову. И заметь, после доказательств он приступает к порицанию и сейчас же прекращает его. Ибо не сказал; кто вас обманул? но: кто прельстил (έβάσκανε)? Кто позавидовал? сим показывая, что они в начале совершали дела, достойные зависти. Показывает также, что те, которые склоняют их к тому, действуют не по заботливости о них и не для восполнения недостатков, а для разрушения уже существующего. Ибо такова зависть. И это говорит не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу вредить, а потому, что учащие сему по зависти пришли к этому.
 


Вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
 

Гал.3:1 с толкованием
Но Он распят в Иерусалиме. Как же он говорит, что перед глазами и у вас? Потому, что они очами веры видели Крест гораздо яснее, чем те, которые тогда присутствовали и видели его. Ибо между тем, как многие из тех, которые видели телесно, не извлекли для себя никакой пользы, они же, не видев глазами, посредством веры очень ясно видели. Итак, Христос был предначертан, то есть живо изображен чрез проповедь, но вы, уверовав в проповедь, видели Его, как присутствующего. Это и похвала им, и укор: похвала потому, что они приняли это с такой полной уверенностью, а порицание потому, что оставили Того, Которого видели обнаженным, распятым и умирающим, и обратились к закону. Заметь, как он, оставив все, говорит об одном Кресте Христовом.
 


Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
 

Гал.3:2 с толкованием
Так как вы не слушаете продолжительных наставлений и не хотите видеть величия домостроительства, то скажу вам кратко. Ответьте мне на сие немногое: откуда вы получили Святого Духа и проявили такую силу и знамения? От дел ли закона, или от веры? Ясно, что от веры, так как не в то время, когда вы держались закона, имели Духа и совершали чудеса. Как же после этого, оставив веру, вы снова прилепляетесь к закону?
 


Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью (τελεΐσθε)?
 

Гал.3:3 с толкованием
Опять благовременно прибег к порицанию. Надлежало бы, говорит, вам с течением времени идти к совершенству, а вы не только не преуспели, но еще отодвинули назад. Ибо совершать знамения есть дело духовное, и это вы делали в начале, обрезываться же — дело плотское, что вы теперь избрали. И не сказал: τελειΐτε — вы сами оканчиваете, но τελεΐσθε — принуждаетесь окончить, показывая, что те, которые учат обрезанию, уловляли и закалали их, как бессловесных животных.
 


Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
 

Гал.3:4 с толкованием
Они боролись со многими испытаниями ради Христа. И неужели, говорит он, вы напрасно столько потерпели? Ибо если вы обрезываетесь, все это напрасно, и обольстители лишили вас стольких венцов. Потом, подавая им надежду на возвращение, он говорит: если бы только без пользы, то есть если вы хотите образумиться, то не напрасно, не тщетно вы трудились. Да устыдятся после этого отрицающие покаяние. Вот они совершали знамения, были исповедниками и мучениками, но когда отпали, Павел не отвергает их, а приемлет с радостью.
 


Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
 

Гал.3:5 с толкованием
Бог, говорит он, подающий вам Духа, чтобы пророчествовать и говорить языками, и сообщающий вам силу совершать знамения и чудеса, совершал ли это ради дел закона, как будто исполнением их вы Ему угодили, или же ради обнаруженной вами веры во Христа? Очевидно, ради нее. Как же вы, оставивши веру, вследствие которой прославились, возвращаетесь к отмененному закону?
 


Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
 

Гал.3:6 с толкованием
Хотя, говорит он, надлежало вам узнать силу веры преимущественно из того, что вы совершали знамения, но если вы обратите внимание и на праотца, о котором вы много говорите, найдете, что и он оправдался верой. А если живший до благодати оправдывается верой, то тем более удостоившиеся благодати должны держаться веры.
 


Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
 

Гал.3:7 с толкованием
Так как они боялись, чтобы им отступлением от закона не лишиться родства с патриархом (ведь они очень гордились им), то он, напротив, показывает, что вера наиболее делает сынами Авраама тех, которые имеют ее.
 


И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
 

Гал.3:8 с толкованием
Показав, каким образом верующие суть дети Авраама, он приводит и свидетельство от Писания: в тебе благословятся все народы (ср. Быт.12:3), то есть чрез подражание твоей вере. А также показывает, что вера древнее закона, если прежде закона она оправдала Авраама, и что совершающееся теперь совершается согласно пророчеству. Писание, говорит он, провидя, то есть Сам давший закон Бог предопределил, что оправдываются не законом, но верой. И не сказал: открыло, но: предвозвестило, дабы ты узнал, что и Авраам радовался такому способу оправдания и желал его исполнения.
 


Итак верующие благословляются с верным Авраамом.
 

Гал.3:9 с толкованием
Так как они страшились, как бы им за несоблюдение закона не подвергнуться проклятию (так как написано: проклят тот, который не соблюдает написанного в законе), то он показывает совершенно противоположное, именно, что благословенны оставляющие закон и приходящие к вере, подобно тому, как и верный Авраам получил благословение.
 


А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
 

Гал.3:10 с толкованием
Чтобы кто-нибудь не возразил, говоря: Авраам вполне естественно был благословен и оправдан верой, так как еще не было закона, а ты покажи мне, что после того как дан закон, вера оправдывает и делает благословенными, — апостол показывает теперь не только то, что вера оправдывает и сообщает благословение, но и то, что закон есть виновник греха и проклятия, потому что никто не может исполнить написанного в законе, а не исполняющий — проклят. Таким образом, вере принадлежит благословение, и напрасно вы страшитесь проклятия за отступление от закона. Ведь, держась его, вы скорее подпадаете проклятию, будучи не в силах его исполнить.
 


А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
 

Гал.3:11 с толкованием
Показав, что закон подвергает проклятию, а вера сообщает благословение, теперь говорит, что и оправдывает только вера, а не закон, и приводит слова Аввакума: праведный верою жив будет (Авв.2:4), а не законом. Ибо закон требует не только веры, но и дел. Хорошо также сказал: пред Богом, потому что у людей могут казаться праведными те, которые держатся закона, каковы фарисеи, выставляющие себя праведными пред людьми. Так как закон по причине своей невыполнимости не оправдывал, а подвергал проклятию, то явилась благодать, показывающая легкий путь — веру, посредством которой оправдываясь, мы получаем благословение. Итак, доказано, что вера сообщала благословение и оправдание не только до закона, но еще более и после него.
 


Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе" (Втор.27:26).
 

Гал.3:13 с толкованием
Чтобы кто-нибудь не возразил, говоря: правда, что не исполняющий закона проклят и что вера оправдывает, но откуда видно, что та клятва уничтожена? Мы ведь боимся, чтобы, подпав раз под иго закона, самим нам не остаться под клятвой; поэтому Павел показывает, что проклятие уничтожено Христом. Ибо, дав за нас выкуп тем, что Сам стал клятвой, Он искупил нас от клятвы закона, которой Сам не подлежал, как исполнивший закон, а повинны ей были мы, которые были не в состоянии его исполнить, подобно тому, как если бы кто был осужден на смерть, а другой кто-нибудь, невинный, подвергся смерти, решившись сам умереть вместо него. Итак, Он принял на Себя клятву чрез повешение на древе и разрушил клятву, прилежащую на нас за неисполнение закона, хотя Сам ей не подлежал, потому что и закон исполнил, и греха не сотворил.
 


Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников.
 

Гал.3:14 с толкованием
Ради того, говорит, был Он клятвой, чтобы распространилось на язычников, то есть на тех, которые не пользовались законом, благословение Авраамово, то есть которое от веры, через Христа Иисуса, то есть о семени Авраама, как и написано: в семени твоем благословятся, то есть во Христе, Который произошел от тебя по плоти, благословятся, очевидно, верующие в Него.
 


Чтобы нам получить обещанного Духа верою.
 

Гал.3:14 с толкованием
Ради того, говорит он, удостоились язычники благословения, чтобы Духа принять чрез веру. Так как нельзя было принять Духа тем, которые еще находятся под клятвой, то они получают благословение после уничтожения Христом клятвы и, оправдавшись тогда верой, принимают обетование Духа. Ибо что обещал Бог Аврааму, это, по разумению Павла, духовные дары, которые очевидно теперь нам даны, как то: благословение и прочее.
 


Братия! говорю по рассуждению человеческому.
 

Гал.3:15 с толкованием
Выше назвал неразумными, теперь называет братьями, там обуздывая, а здесь утешая. Человеческий пример, говорит, я намереваюсь вам представить.
 


Даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
 

Гал.3:16 с толкованием
Павел хочет показать, что вера есть завет более древний, чем закон, и что несправедливо было бы предпочитать ей закон. На это и пример привел. Если бы, говорит он, человек сделал завещание, неужели кто-нибудь, пришедши после, осмелился бы извратить его или переделать, то есть прибавить что-нибудь? Тем более должно разуметь сие в отношении к Богу. И Бог дал завещание Аврааму, что в семени его благословятся народы. А семя его — Христос, потому что не сказал: семенем, чтобы ты не подумал о происшедших от него иудеях и измаильтянах, — но просто: в семени, которое, как сказано, есть Христос. Каким же образом закон может отменить этот завет, соглашение и обещание, так чтобы не во Христе получали благословение народы, но чрез заповеди закона? Ведь это не что иное, как ниспровержение обетования, что нелепо.
 


Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
 

Гал.3:18 с толкованием
Если закон, говорит, дарует благословение и делает наследниками жизни и правды, то обетование, данное Аврааму, следовательно, отменено и уничтожено. Но это не имело бы смысла: закон ведь явился позднее, как же он может отменить завет, который был прежде его? Но не спеши весь этот пример строго проводить. Посему он и сказал: говорю по рассуждению человеческому, то есть человеческий пример привожу. Поэтому неудивительно, если он не может быть вполне применен к божественному.
 


Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений.
 

Гал.3:19 с толкованием
Так как он возвысил веру и указал, что она древнее закона, возникало возражение: для чего же был дан закон, если вера была древнее и сама сообщила благословение? Не напрасно, говорит он, дан закон, но ради преступлений, чтобы быть вместо узды для иудеев, препятствуя нарушению если не всех, то, по крайней мере, некоторых заповедей. Прекрасно также сказано: дан после, чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавление, по причине многих преступлений, дабы воспрепятствовать хоть немногим.
 


До времени пришествия семени, к которому относится обетование.
 

Гал.3:19 с толкованием
Однако не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нем благословятся народы. Если же до явления Христова дан закон, зачем же ты далее простираешь его значение?
 


И преподан через Ангелов, рукою посредника.
 

Гал.3:19 с толкованием
Закон, говорит он, дан чрез посредство ангелов — или священников, или действительных ангелов, потому что ведь ангелы производили оные трубные звуки, громы и знамения. Рукою посредника, то есть Христа. Показывает, что и закон дал Христос, а потому Он волен и отменить его.
 


Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
 

Гал.3:20 с толкованием
Так и Христос служит посредником между двоими, а именно, между Богом и людьми. Ибо Он примирил обоих, дав мир и уничтожив вражду, которая была у людей с Богом. С тех пор как соединил с Собой человеческое естество, Он дал мир, чудесным образом соединив с Божественной природой враждебную ей вследствие греха плоть. Итак, если Он ходатай и примиритель, то ясно, Он спасает, а не закон.
 


Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак!
 

Гал.3:21 с толкованием
Если обетования сообщали благословение, а закон подвергал проклятию, то, очевидно, если бы мы приняли его как имеющий силу, он уничтожил бы обетования Божий, которые дают благословение. Но да не будет. Слушай далее по порядку.
 


Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона.
 

Гал.3:21 с толкованием
Тогда, говорит, закон был бы сильнее веры, сообщил бы благословение и оправдывал человека, если бы он был в состоянии оживить и спасти. А теперь он скорее убивает, так как не может освободить от грехов. Как же после этого закон может преодолеть веру, которая имеет силу оживлять чрез крещение, и благословлять и оправдывать?
 


Но Писание всех (τα πάντα) заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
 

Гал.3:22 с толкованием
Закон, говорит, не имел силы освободить от грехов, но содействовал тому, чтобы заключить людей под грехом, то есть показать их грешниками и принудить, чтобы они возжелали отпущения грехов и обратились ко Христу, могущему даровать оное. А так как иудеи, не чувствуя всей тяжести грехов, и прощения их не желали, то Бог дал закон, который заключает их, то есть теснит и подавляет обличениями, объявляет их грешниками и побуждает искать способа получить прощение. А этот способ есть вера во Христа, посредством которой мы получаем благословение и оправдание.
 


А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
 

Гал.3:23 с толкованием
Закон, говорит, доставлял большую безопасность тем, которые находились под его охраной, потому что удерживал их от многих грехов и был как бы стеной, окружал людей и приводил к вере. Каким образом? Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности, но прикровенно, а открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти.
 


Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.
 

Гал.3:24 с толкованием
Как воспитатель оберегает юношу от всего дурного и способствует тому, чтобы он со всей внимательностью и усердием принимал наставления учителя, так и закон воспитывал в своих последователях надлежащую добродетель и приводил к учителю — Христу, своими обличениями и указаниями грехов вызывая в них стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой. Итак, да устыдятся те, которые клевещут на закон, — ибо ни воспитатель не стоит в противоречии с учителем, ни закон — с Новым Заветом.
 


По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса.
 

Гал.3:25 с толкованием
С пришествием веры, делающей мужем совершенным, мы, говорит он, уже не можем находиться под руководством воспитателя, как ставшие чрез нее совершенными и вышедшие из детского возраста. Так как мы от веры стали совершенными мужами, то ясно отсюда, что и сынами Божиими мы стали чрез веру во Христа. Таков ход мыслей. Конечно, удостоившийся быть сыном Божиим не несовершен и не младенец. Поэтому странно было бы тем, которые стали мужами, подчиняться руководству закона, точно так же, как при наступлении дня и при свете солнечном употреблять светильник. Смотри же, выше он сказал, что вера делает сынами Авраама, а теперь — сынами Божиими. Так много она может.
 


Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
 

Гал.3:27 с толкованием
Определяя, каким образом мы сыны Божии, говорит, что чрез крещение. Но не сказал: вы, которые крестились, детьми Божиими стали, как бы и требовала последовательность, — но гораздо выразительнее: во Христа облеклись. А если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству.
 


Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
 

Гал.3:28 с толкованием
Каждый из крещеных, говорит он, отбросил свои природные особенности, все получили один тип и один образ не ангела, но Самого Господа, являя в себе Христа. Так что все мы едино во Христе Иисусе, именно поскольку мы имеем один запечатленный образ Христа, или поскольку мы — единое тело, имеем единую главу Христа.
 


Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
 

Гал.3:29 с толкованием
Так как впереди он сказал, что семя Авраама, о котором благословятся народы, есть Христос, Которому именно и даны обетования, а также указал, что и вы имеете образ Христов, то теперь заключает: итак, и вы — семя Авраама и наследники обещанного благословения. Как же после этого вы держитесь закона, — вы, которые получили благословение чрез то, что облеклись во Христа и уподобились Ему, и отсюда сделались семенем Авраама?
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к галатам

Гал.3

Глава 
3

Гал.3  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к галатам

Гал.3

Глава 
3

Гал.3  с толкованием

О несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть 2 не покоритися истине?
 

Гал.3:1 с толкованием
Упрек соединен с похвалою. Ибо завидуют богатому, а не бедному, благоденствующим, а не злосчастным. Почему апостольское слово дает видеть прежнюю их ревность по благочестию; показывает же и отеческую любовь в Апостоле, потому что сетует о них, как об утративших собранное богатство. Какой завистливый и зложелательный демон, говорит Апостол, похитил досточудное ваше богатство?
 


Имже пред очима Христос преднаписан бысть, в вас распят.
 

Гал.3:1 с толкованием
Так вы уверовали, как будто видели самый Крест Христов. Потом Апостол сравнивает между собою закон и благодать и приводит непререкаемые доказательства.
 


Сие едино хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры?
 

Гал.3:2 с толкованием
В то время сподобившиеся духовной благодати и различными языками говорили, и пророчествовали, и творили чудеса, чудесами подтверждая проповедь. Посему Апостол сказал здесь следующее: закон ли дал вам действенность Божественного Духа или одна вера в Господа?
 


Тако ли несмысленни? Наченше духом, ныне плотию скончаваете?
 

Гал.3:3 с толкованием
Благодать назвал духом, а жизнь подзаконную — плотию, потому что излишествующее в законе казалось тела; к телу относились и обрезание, и хранение субботы, и проказа, и кропления, и все тому подобное. Потом Апостол извлекает обвинение из понесенных ими страданий
 


Толика пострадасте туне?
 

Гал.3:4 с толкованием
Ибо понесены страдания не за закон, но за Христа. Но, оставив Христа и возлюбив жизнь подзаконную, не имеете уже никакой пользы от страданий. Впрочем, указывая им благую надежду, Апостол присовокупил:
 


Аще точию и туне.
 

Гал.3:4 с толкованием
Ибо если пожелаете пребывать благодати, то восприимите награду за свои страдания. Потом яснее выражается о дарованиях.
 


Подаяй убо вам Духа, и действуяй силы в вас, от дел ли закона или от слуха веры?
 

Гал.3:5 с толкованием
Так, показав плод веры, снова восхваляет их за сделанное прежде.
 


Якоже Авраам верова Богу, и вменися ему в правду.
 

Гал.3:6 с толкованием
О сем пространнее написал в Послании к Римлянам, а здесь вкратце дает знать, что Авраам оправдался верою и что питомцы веры называются сынами Авраама. Ибо сие и присовокупил.
 


Разумейте убо, яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли.
 

Гал.3:7 с толкованием
Говорит же, как именно делаются сынами.
 


Предувидевшее же писание, яко от веры оправдает языки Бог, прежде благовествова Аврааму: яко благословятся о тебе вси языцы. Темже сущии от веры благословятся с верным Авраамом.
 

Гал.3:8 с толкованием
Издавна и определил, и предвозвестил сие Бог. Ибо Аврааму обетовал благословение народов. Посему если желает кто сподобиться родства с Авраамом, то пусть подражает вере его. Так, восхвалив веру и плоды ее показав в дарованиях Духа, свидетельством самого закона доказав, что вера старше закона, потому что Ветхий Завет повествует об Аврааме, Апостол сравнивает уже с верою закон, показывая их различие.
 


Елицы бо от дел закона суть, под клятвою суть.
 

Гал.3:10 с толкованием
Откуда же явствует сие?
 


Писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я.
 

Гал.3:10 с толкованием
Закон повелевает исполнять все в нем предписанное и нарушающих что-либо подвергает клятвам.
 


А яко в законе никтоже оправдается от Бога, яве.
 

Гал.3:11 с толкованием
Откуда яве? Яко праведный от веры жив будет (Авв.2:4). Пророческим свидетельством подтвердил Апостол слово свое.
 


Закон же несть от веры, но сотворивый та человек жив будет в них.
 

Гал.3:12 с толкованием
Закон не ищет веры, но требует деятельности и хранящим его обещает жизнь.
 


Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва.
 

Гал.3:13 с толкованием
Апостол, показав, что закон проклинает всех не сохраняющих всего в нем предписанного, показал также, что по закону никто оправдаться не может. Посему показывает, что поелику все находились под клятвою закона, то Христос освободил нас от сей клятвы. Говорит же и как именно освободил.
 


Писано бо есть: проклят всяк висяй на древе. (Втор.21:23)
 

Гал.3:13 с толкованием
Поелику все подлежали клятвам закона, то Сам приял смерть, проклинаемую по закону, чтобы всех людей освободить от клятвы и всем даровать обетованное благословение. Ибо сие присовокупляет Апостол.
 


Да в языцех благословение Аврамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою.
 

Гал.3:14 с толкованием
Ибо благословение, обетованное народам чрез Авраама, дарует верующим благодать Духа. Так показав, что вера старше закона, дает также знать, что закон не может соделаться препятствием Божественным обетованиям.
 


Братие, по человеку глаголю,
 

Гал.3:14 с толкованием
то есть руководствуюсь тем, что делается у людей.
 


Обаче человеческаго предутвержденна завета никтоже отметает или приповелевает.
 

Гал.3:15 с толкованием
Завещания, составленного кем-либо хорошо, с доброю целию во всем порядке, не позволяется извращать, и невозможно что-либо прибавить к оному. Потом от сего подобия Апостол переходит к своему предмету.
 


Аврааму же речени быша обеты, и семени его. Не глаголет (же): и семенем, яко о мнозех, но яко о единем, и Семени твоему, Иже есть Христос: сие же глаголю, завета предутвержденнаго от Бога во Христа, бывый по летех четыриста и тридесятих закон не отметает, во еже разорити обетование.
 

Гал.3:16 с толкованием
И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим. Посему невозможно, чтобы последовало в нем какое-либо или прибавление, или нарушение вследствие законоположения, бывшего по прошествии многого времени. Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраамовым; а это Семя есть Сам Владыка Христос. Ибо Им обетование сие приведено в исполнение и народы прияли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели, Моисей, Самуил, Илия, одним словом, все, ведущие род от Израиля по естеству, хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо сие говорит божественный Апостол: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и Семени твоему, Иже есть Христос. Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет сие наименование, как единый имевший по обетованию даровать благословение народам. Бог сказал: благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт.22:18). Но ни от кого другого не прияли народы сего благословения. Посему-то божественный Апостол доказывает, что обетование сильнее закона, и говорит:
 


Аще бо от закона наследие, не ктому от обетования: Аврааму же обетованием дарова Бог.
 

Гал.3:18 с толкованием
Ибо закон на подлежащих закону налагал клятву, устрашая их сею угрозою и желая тем привести к исполнению должного, обетование же предлагает народам благословение. Потом Апостол решает представляющееся возражение, а именно следующее: без нужды дан закон, если обетование заключало в себе благословение. Посему объясняет потребность законоположения.
 


Что убо закон?
 

Гал.3:18 с толкованием
Должно читать сие как возражение галатов. Тебе, говорит Апостол, желательно дознать, для чего дан закон? Объясняю тебе это.
 


Преступлений ради приложися, дондеже приидет Семя, Емуже обетовася, вчинен Ангелы рукою ходатая.
 

Гал.3:19 с толкованием
Закон дан, чтобы побудить к попечительности тот род, из которого имело произникнуть по плоти оное Семя; дан же при содействии Ангелов и при служении законодательству Моисея, потому что его Апостол назвал ходатаем. Об Ангелах же упомянул он и в Послании к Евреям и сказал так: аще бо глаголанное Ангелы слово (Евр.2:2). Ибо и Михаила поставил над ними Бог всяческих. И сему научил нас блаженный Даниил (Дан.10:21). Да и великому Моисею обещал Бог послать с ним к народу Ангела (Исх.32:34).
 


Ходатай же единаго несть.
 

Гал.3:20 с толкованием
Ибо был посредником между народом и Богом.
 


Бог же един есть,
 

Гал.3:20 с толкованием
и давший Аврааму обетование, и постановивший закон, и ныне показавший нам исполнение обетования. Ибо не иной Бог домостроительствовал первое, а иной последнее.
 


Закон ли убо противу обетованием Божиим? Да не будет. Аще бо дан бысть закон могий оживити, воистинну от закона бы была правда.
 

Гал.3:21 с толкованием
Сие и устами Иезекииля изрек Бог всяческих: И дах им заповеди не добры и оправдания, в нихже не будут живи (Иез.20:25), выражаясь так о том, что в законе было излишнего, чего не предписывало самое естество, и разумея законы о жертвах, о прокаженных, об изливающих семя и о подобном тому. Ибо что необходимое в законе животворно, сие изрек также Бог устами того же Пророка: и дах им, заповеди и оправдания, яже сотворит человек, и жив будет в них (Иез.20:11). Но поелику, говорит Бог, нарушали они их, то дал им заповеди не добры и оправдания, в нихже не будут живи. Да и сии заповеди назвал не худыми, но недобрыми, вовсе неприличными совершенным. Так и грудное молоко достигшим Совершенного возраста неприятно, а младенцам пригодно. То же и здесь сказал божественный Апостол: Аще бо дан бысть закон могий оживити, воистинну от закона бы была правда. Ибо излишества закона возбуждали удивление в Божественном храме.
 


Но затвори писание всех под грехом, да обетование от веры Иисус Христовы дастся верующым.
 

Гал.3:22 с толкованием
Ибо Божественное Писание всех — и живших до закона, и живших под законом — обличало в нарушении, одних — закона естественного, а других — закона Моисеева, врачевством же для тех и других предлагало обетованное спасение верою. Ибо Апостол сказал опять: затвори, вместо: обличало.
 


Прежде же пришествия веры под законом стрегоми бехом, затворени в хотящую веру открытися.
 

Гал.3:23 с толкованием
Ибо как бы некоею стеною должно было охранять израильский род, пока не произникнет чаяние языков (Быт.49:10).
 


Темже закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся.
 

Гал.3:24 с толкованием
Посему и закон дан по необходимости, ибо заменял для нас пестуна, и как освободил нас от прежнего нечестия, так обучил Боговедению; как бы к премудрому некоему наставнику, приводит ко Владыке Христу, чтобы у Него выслушали мы совершенные уроки и приобрели оправдание верою.
 


Пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы.
 

Гал.3:25 с толкованием
Пришедшие в совершенное состояние не имеют уже нужды в попечении о них пестуна.
 


Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе.
 

Гал.3:26 с толкованием
Апостол показал совершенство уверовавших. Ибо что совершеннее именующихся сынами Божиими? Указывает же и самый способ рождения.
 


Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.
 

Гал.3:27 с толкованием
Поелику сказал, что вси вы сынове Божии есте, то объясняет, как достигли сего, и говорит: облекостеся во Христа, истинного Сына Божия; облекшись же в Него, справедливо именуетесь сынами Божиими.
 


Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе.
 

Гал.3:28 с толкованием
Сказал: едино, вместо: одно тело; потому что Христос — наша глава. А поэтому не должно знать и различия между служителем и господином, между мужеским и женским полом, между иудеем и эллином.
 


Аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есте и по обетованию наследницы.
 

Гал.3:29 с толкованием
Апостол назвал верных сынами Божиими. Потом показал и способ сыноположения. Ибо говорит: Облекшись во Христа, Который есть истинно Божий Сын, справедливо называетесь вы сынами Божиими. Таким образом опять сопрягает нас с Авраамом. Ибо если мы — тело Христа, а Христос — глава наша, называется же семенем Авраамовым, то чрез Него верою сопряжены мы и с Авраамом и прияли обетованное благословение. Ибо невозможно, чтобы глава была признаваема Авраамовою, а тело принадлежало кому-либо иному.
 


Примечания


По-гречески: έβάσκανε, что значит: обольстил и позавидовал.