Библия Синодальный перевод Послание к Филиппийцам Глава  4

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
 


Глава 
4

Флп.4  с толкованием

1
Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Флп.4:1  с толкованием

2
Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

Флп.4:2  с толкованием

3
Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.

Флп.4:3  с толкованием

4
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Флп.4:4  с толкованием

5
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Флп.4:5  с толкованием

6
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

Флп.4:6  с толкованием

7
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Флп.4:7  с толкованием

8
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Флп.4:8  с толкованием

9
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

Флп.4:9  с толкованием

10
Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

Флп.4:10  с толкованием

11
Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

Флп.4:11  с толкованием

12
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

Флп.4:12  с толкованием

13
Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Флп.4:13  с толкованием

14
Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

Флп.4:14  с толкованием

15
Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Флп.4:15  с толкованием

16
вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Флп.4:16  с толкованием

17
Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Флп.4:17  с толкованием

18
Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Флп.4:18  с толкованием

19
Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Флп.4:19  с толкованием

20
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Флп.4:20  с толкованием

21
Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

Флп.4:21  с толкованием

22
Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Флп.4:22  с толкованием

23
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Флп.4:23  с толкованием

Толкования на главу Флп.4
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к филиппийцам

Флп.4

Глава 
4

Флп.4  с толкованием

3
Итак прошу тебя, Хенизий искренний сотрудник мой, то есть такой же как я изгнанник и старец, споспешествуй Еводии и Синтихии, ибо они вместе подвизались и соделались причастницами моего подвига, в Евангелии, то есть в преследовании, возбужденном против меня в ихнем городе, когда я давал ответ за Евангелие (Деян.16:12 сл.). И не они только одни соделались соучастниками в борьбе моей, но также и Климент с прочими сотрудниками, коих имена я не написал здесь, поелику их много, но они вписаны в книге жизни.

Флп.4:3  с толкованием

4
Радуйтеся в Господе всегда во время гонений на вас, - опять скажу: радуйтеся во время страданий ваших.

Флп.4:4  с толкованием

5-6
А касательно скромности и благопристойности не смущайтесь, но она всем людям да будет известна: ибо Господь, Который дает нам силу, близ есть. Ни о чем не заботьтесь и не унывайте, как Сам Он сказал (Мф.10:19, Мф.6:25 и др.), но всегда в молитве и прошении с благодарением желания ваши да будут открываемы пред Богом, то есть: будьте тверды.

Флп.4:5  с толкованием

8-9
Что только истинно, что верно или справедливо, что в смирении, - чему и научились вы и видели в нас, то помышляйте и делайте.

Флп.4:8  с толкованием

10
Возрадовался я много тому, что и вы с радостью принимаете на себя попечение о моих нуждах теперь точно также, как заботились и прежде: некоторое только замедление произошло у вас по причине тех неистовств, кои окружали вас.

Флп.4:10  с толкованием

11
Не по причине скудости радуюсь и не по тому, что меня окружает изобилие, говорю это, ибо я научился быть самодовольным тем, (что у меня есть) в чем твердо стою ныне.

Флп.4:11  с толкованием

12
Умею быть скромным и жить в скудости, умею и быть в изобилии, хотя и ничего не имеем, умею, то есть; быть скромным, хотя бы и имел (избыток). Во всем опытен я, - и терпеть голод без ропота, и насыщаться, так что меня не порабощает эта привычка.

Флп.4:12  с толкованием

13
Все осиливаю в Укрепляющем меня.

Флп.4:13  с толкованием

14
Впрочем хорошо вы сделали, приняв участие в скорби моей, как в моем присутствии у вас, так и в отсутствии.

Флп.4:14  с толкованием

15
Знаете же и вы, что никакая мне церковь не отказала участия в отношении подаяния и принятия так, как вы оказали участие мне.

Флп.4:15  с толкованием

16
Вы не только оказали помощь в настоящей нашей нужде, но и в Фессалонику и раз и два на нужду мне послали.

Флп.4:16  с толкованием

17
Не потому (говорю это), что ищу даяния, но (ищу) плода благ умножающагося в (отношении) вас.

Флп.4:17  с толкованием

18
Я же имею все и преизобилую, преисполнен и, благодаря любви вашей, получил что послали мне чрез Епафродита в воню благоухания.

Флп.4:18  с толкованием

19
Бог же мой восполнит всякую нужду вашу очевидно, как скрытую, так и явную.

Флп.4:19  с толкованием

21
Приветствие многое прими от всех святых, кои находятся в Риме с некоторого времени, особенно же от тех, кои от Кесарева дома. Итак, если приближенные (евнухи) и слуги Цезаря соделались учениками, то не тем ли более их было из народа, который охотно слушал слова Апостола и веровал? Ибо прежде чем предан был смерти от Цезаря, он (Апостол) отторг и отделил от Цезаря его дом, - и прежде чем умертвили его Римляне, сам он победоносно спас многих из Римлян.

Флп.4:21  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.200-214.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание филиппийцам Святого Апостола Павла

Флп.4

Глава 
4

Флп.4  с толкованием

Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.
 

Флп.4:1 с толкованием
Итак, говорит, хотя вы и видите их 3 радующимися и прославляемыми, но вы стойте так, как стояли, в надежде, что мы прославимся со Христом, и не отступайте от этой надежды. Заметь, какими похвалами он превозносит их. Братия, говорит, и не просто, но возлюбленные, и кроме того еще - вожделенные, то есть такие, к лицезрению которых стремится душа моя. И еще: радость, и не просто, но и венец, славнее которого нет для него ничего. И прежде увещания похвалил их, и после опять. Дороги, значит, они были для Павла, если он удостаивает их такой великой чести.
 


Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им.
 

Флп.4:2 с толкованием
Мне кажется, что эти женщины занимали выдающееся положение в тамошней Церкви. Поэтому он поручает их некоему чудному мужу, который был или братом одной из них, или же мужем. Быть может, он-то и был темничным стражем в Филиппах (Деян.16:23-40). Апостол как бы так говорит: теперь-то ты и становишься истинным братом и истинным мужем, если в деле Господнем несешь то же бремя (ζυγόν), вспомоществуя им 4. Некоторые совершенно неправильно говорят, что Павел обращается здесь с увещанием к своей жене. Но, не говоря о многом другом, если бы это было так, то он сказал бы: γν"σια σύζυγε, а не γν"σιε.
 


Подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими.
 

Флп.4:2 с толкованием
Не мало, говорит, и они содействовали мне, хотя это было и при помощи многих других; посему апостол и говорит: подвизавшимся вместе со мною. Подлинно, в то время церкви находились в прочном союзе между собой, потому что один другого почитал и один другому помогал. А теперь, увы! в каком состоянии мы находимся? Друг друга низвергаем, почему мы совершенно и отличаемся от живших в то время.
 


Которых имена - в книге жизни.
 

Флп.4:2 с толкованием
Видишь ли, какую добродетель приписывает женщине? Сказанное Господом апостолам: имена ваши написаны на небесах (Лк.10:20) Павел приписывает и женщинам, что и их имена вместе с прочими написаны в книге Жизни, то есть в ведении и суде Божием. Или он присудил им жизнь, имея в виду веру их, подобно тому, как неверующий уже осужден (Ин.3:18), и следовательно, написан в книге смерти.
 


Радуйтесь всегда в Господе.
 

Флп.4:4 с толкованием
Но как же Господь говорит: блаженны плачущие (Мф.5:4)? Потому что плакать таким образом-то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал радуйтесь, но в Господе. Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. Они же, говорит, пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41).
 


И еще говорю: радуйтесь.
 

Флп.4:4 с толкованием
Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.
 


Кротость ваша да будет известна всем человекам.
 

Флп.4:5 с толкованием
Так как выше Павел осуждал некоторых как врагов креста, то теперь побуждает филиппийцев не относиться к ним враждебно, но поступать с ними милостиво, хотя бы они были и врагами.
 


Господь близко. Не заботьтесь ни о чем.
 

Флп.4:6 с толкованием
А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. Господь близко, суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое.
 


Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.
 

Флп.4:6 с толкованием
Вот и еще утешение, именно, молитва всегдашняя, во всяком положении дел, и притом с благодарением. Потому что как станет просить кто-либо о будущем, не выразивши чувства благодарности за прежнее благодеяние? Итак, за все, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье - долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе. Он не принимает.
 


И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
 

Флп.4:7 с толкованием
То есть мир, который Бог устроил с человеками, превосходит всякий ум, не человеческий только, но и ангельский, - как если бы апостол сказал: Он спас или избавил нас так, что ум наш не в состоянии сего постигнуть. Ибо кто ожидал, что такие блага будут нам дарованы и что мы примиримся с Богом? Он Сам вас будет беречь и предохранять, чтобы вы даже не мыслили чего-либо дурного. Или же апостол говорит о мире, о котором Господь сказал: мир оставляю вам (Ин.14:27), он будет охранять вас. Ибо и таковой мир превосходит всякий ум, так как Господь повелевает, чтобы мы имели мир со врагами и с теми, кто обижает нас. Если же мир превосходит всякий ум, не тем ли более существо дела? Выражение во Христе Иисусе значит: Он соблюдает вас в Себе, чтобы вам не отпасть от Него, но паче пребывать в Нем.
 


Наконец, братия мои.
 

Флп.4:7 с толкованием
Говорит так, как бы спеша и не имея уже ничего общего с настоящими обстоятельствами.
 


Что только истинно.
 

Флп.4:7 с толкованием
То есть все добродетельное, ибо зло есть ложь, равно как и наслаждение им есть ложь.
 


Что честно.
 

Флп.4:7 с толкованием
Против тех, которые думают о земном 5.
 


Что чисто.
 

Флп.4:7 с толкованием
Против тех, бог которых - чрево.
 


Что любезно.
 

Флп.4:7 с толкованием
То есть Богу и людям. А последнее значит, чтобы никого не оскорблять.
 


Что достославно, что только добродетель и похвала.
 

Флп.4:8 с толкованием
Видишь ли, он желает, чтобы они обращали внимание и на то, что касается людей; но не просто, а сказав: что только добродетель.
 


О сем помышляйте.
 

Флп.4:8 с толкованием
Так как от помышлений рождаются дурные дела, то говорит: о сем помышляйте, то есть о том, на что указано выше.
 


Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне.
 

Флп.4:9 с толкованием
Так как нельзя было говорить обстоятельно обо всем, о входах, выходах, слове и одежде, то говорит вообще: чему вы научились, что слышали посредством изустного научения, что приняли письменно и что видели во мне чрез самые дела. Потому что являть себя примером, как часто говорилось, есть самое лучшее учение.
 


То исполняйте.
 

Флп.4:9 с толкованием
Не только помышляйте и не только говорите, как выше было сказано, но и делайте.
 


И Бог мира будет с вами.
 

Флп.4:9 с толкованием
То есть если вы будете исполнять это, то будете жить в спокойствии. Потому что, когда мы будем в мире с Богом, конечно, посредством добродетели, и с людьми ("с ненавидящими мир я был в мире" (Пс.119:7), то Сам Бог будет с вами. Так как, если Он ищет удаляющихся от Него, то как Он не придет к приближающемуся к Нему?
 


Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне.
 

Флп.4:10 с толкованием
Не мирской радостью возрадовался, говорит, и не житейской, но - в Господе: не тому я возрадовался, что успокоился, но тому, что вы преуспели. Посему-то и сказал весьма, ибо радовался об их пользе или преуспеянии. После того, как незаметно укорил их за прошедшее время, внушая им благотворить непрестанно и всегда, он опять прикрыл этот укор; потому что слова уже вновь (ήδη ποτέ) указывают па продолжительное врмя. Словом начали (άνεθάλετε - опять распустились, опять дали побег или отпрыск) говорит как бы о выросших растениях, которые засохли и потом снова, расцвели. Так и вы, говорит, быв цветущими, завяли, и потом снова распустились. Таким образом, здесь и укор некий и похвала; ибо не малое дело есть увядшему процвести. Чтобы кто не подумал, что они и в остальных делах увяли, он прибавил: заботиться о мне, то есть в одном только - заботливости о необходимом мне. Но следует спросить, каким образом тот, который сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:35), и опять в послании к Коринфянам: для меня лучше умереть, нежели чтобы кто изничтожил похвалу мою (1Кор.9:15), теперь является принимающим помощь? Там он вполне основательно не принимал, именно, благодаря лжеапостолам, которые показывали вид, что не принимают, дабы они, в чем хвалятся, говорит, оказались такими же, как и мы (2Кор.11:12). Ибо не просто сказал: похвала сия не отнимется у меня, но: в странах Ахаии (2Кор.11:10); потому что говорит: другим церквам я причинял издержки (2Кор.11:8). Таким образом, там он не принимал по основательному рассуждению. Здесь же дающие - возлюбленные и вожделенные, которых он огорчил бы, если бы не принял. Притом же и принимать бывает лучше ради дающих; потому что они большую получают пользу, чем приемлющие. Что же касается изречения блаженнее давать, нежели принимать, то оно вовсе не означает запрещения принимать, но есть простое сравнение, указывающее на то, что лучше. На том основании, что золото лучше, неужели кто-нибудь запретит иметь серебро? Кроме того, апостол говорит это о труде и подаянии от труда; и подлинно нужно так делать. Но ежели не будет времени для труда, например, при наложении уз, или в случае болезни, то что тут делать? Не должно ли принимать? Я думаю, что так.
 


Вы и прежде заботились.
 

Флп.4:10 с толкованием
То есть вы носили в сердце заботу обо мне и беспокоились обо мне; ибо это в вашем характере - заботиться обо мне.
 


Но вам не благоприятствовали обстоятельства.
 

Флп.4:10 с толкованием
Не от нерадения вашего, говорит, зависело это, а от необходимости, то есть вы не имели в руках, сами не были богаты; от общего обычая сие заимствовано, ибо мы обыкновенно говорим: настали тесные обстоятельства, пришли теперь дурные времена.
 


Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
 

Флп.4:11 с толкованием
Видишь ли, что нелегкое дело радоваться в довольстве; для этого нужно упражнение и старание. Научился, говорит.
 


Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии.
 

Флп.4:12 с толкованием
То есть умею пользоваться малым, умею переносить и голод и жажду, и также умею жить в изобилии. Но что же это за добродетель - уметь жить в изобилии? Подлинно это великая добродетель. Потому что не нужда, а изобилие многих губит, так как возбуждает очень многие и нелепые похотения. Как же Павел умел изобиловать? Он тратил достаток на других, и не радовался при изобилии, но был одинаков как в изобилии, так и в нужде, не надмеваясь первым и не стесняясь последней.
 


Научился всему и во всем.
 

Флп.4:12 с толкованием
Я приобрел опытность во всем столь долгом течении времени, во всяком деле и во всех случайных обстоятельствах.
 


Насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
 

Флп.4:12 с толкованием
Израильтяне не умели терпеть голод, ибо они роптали на Бога и говорили: может ли Бог приготовить трапезу? (Пс.77:19). Но не умели и насыщаться: ибо ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям, и оставил он Бога (Втор.32:15). Но Павел и христиане поступают не так. Этим он показывает, что ни прежде, когда ему не давали, он не скорбел, ни теперь, когда ему дают, он не радовался по человеческому расчету, но радовался за них, так как они сами чрез это получили пользу.
 


Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
 

Флп.4:13 с толкованием
Так как он чувствовал, что многое сказал о себе, то говорит: не мое это совершенство, но давшего крепость Христа.
 


Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
 

Флп.4:14 с толкованием
Он сказал: умею быть довольным. Теперь, чтобы филиппийцы не соблазнились им, будто он не с удовольствием принял предложенное ими и даже считал это бесполезным для себя (потому что дающие обыкновенно соблазняются, когда принимающие говорят, что они не нуждаются), то он и устраняет это, говоря: впрочем, вы хорошо поступили, то есть хотя я и не имею нужды, но, тем не менее, принял ваш дар. Обрати внимание на мудрость, как он возвышает это дело. Говоря приняв участие в моей скорби, он этим поставил их наравне с собой. Я, говорит, действительно терплю это, а так как вы позаботились обо мне, то Бог и вас признает моими сотрудниками. Таким образом, предыдущими словами апостол разрушил их мечтание, а этими возбуждает их усердие.
 


Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних.
 

Флп.4:15 с толкованием
Так как могло показаться, что он упрекнул их выше, сказав: уже вновь начали заботиться, то теперь мудро оправдывается, говоря, что то самое, чем я, казалось бы, укорил вас, я не потому сделал, будто бы желал получить от вас что-нибудь, но потому, что вполне был уверен относительно вас, и вы сами тому были причиной, ибо вы первые из всех начали заботиться о моих нуждах. В силу этой-то уверенности в вас я как бы упрекнул вас, как оставивших прежде обычное для вас дело. И вот великая похвала ваша в том, что вы не только в начале благовествования помогали мне, не только когда я находился у вас, но и когда вышел из Македонии, то есть из ваших пределов. Не сказал, что ни одна церковь не дала мне, но ни одна церковь не оказала мне участия даянием и принятием; потому что суть дела заключается в общении. Ты даешь плотское, а получаешь духовное, как сказано в другом месте: если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1Кор.9:11). Итак, другие церкви не оказали участия в смысле даяния плотского и принятия духовного.
 


Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
 

Флп.4:16 с толкованием
Важная похвала их и в том, что, находясь в митрополии, он питался на счет малого города. Ибо под нуждой он разумеет необходимые издержки, а не утехи и роскошь.
 


Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
 

Флп.4:17 с толкованием
Так как он высказал нечто унизительное, сказав: на нужду, то, дабы они по этому поводу не возгордились, он продолжает: говорю сие не потому, чтобы искал от вас подаяния, но ради вашей пользы, чтобы вы имели плод, который должен служить в вашу пользу. Видишь ли, они сами получили пользу от даяния.
 


Я получил все, и избыточествую.
 

Флп.4:17 с толкованием
Так как он сказал: не ищу, то дабы не охладить их ревность, не сделать их более беспечными (ибо чем любомудрее благотворители, тем большей они ищут благодарности от приемлющих благодеяние), говорит: я получил все, и избыточествую, то есть нашим даянием вы не только восполнили то, что опущено было прежде, но еще сделали больше. Сказав же получил, как бы о должном со стороны их, дабы они не возгордились, он опять в утешение их показывает, что они сделали даже и сверх должного, послав ему излишнее.
 


Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
 

Флп.4:18 с толкованием
О, куда он вознес их дар! Не я, говорит, принял, но Бог чрез меня. Поэтому, хотя я и не имею нужды, вы об этом не беспокойтесь: потому что и Бог ни в чем не нуждался, однако принял, как и Писание говорит: обонял Господь приятное благоухание (Быт.8:21), дабы мы, слыша, что Бог в этом не имеет нужды, не сделались беспечными в благовествовании.
 


Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
 

Флп.4:19 с толкованием
Так как выше он сказал: вам не благоприятствовали обстоятельства, то есть вы сами находились в затруднительном положении, то теперь желает им быть в довольстве. Если бы они были так мудры, как Павел, он не стал бы просить для них телесного. Но так как они были людьми, занятыми житейскими делами и имеющими некоторую привязанность к настоящим вещам, то он, снисходя к их немощи, просит для них у Бога не избытка и роскоши, а достатка в необходимом. Да восполнит, говорит, всякую нужду вашу, дабы не быть нам в убожестве. Затем, чтобы они не подумали, что он слишком ограничивает их, прибавил: по богатству Своему, то есть Он может дать вам потребное в избытке и изобилии. Посему вы пользуйтесь богатством во славу Его. Выражение Христом Иисусом можно понимать и так, что это совершит Отец во Христе Иисусе, то есть при посредстве Христа; а можно и так: в славе, которая относится ко Христу Иисусу. Поэтому прибавляет следующее.
 


Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
 

Флп.4:20 с толкованием
Поскольку он сказал: во славу Сына, то прибавил, что слава Христа есть вместе и слава Отца.
 


Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе.
 

Флп.4:21 с толкованием
Знак немалого благорасположения - приветствовать их посредством посланий.
 


Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
 

Флп.4:21 с толкованием
Ибо с ним были многие, были, может быть, даже из самого Рима, которые, впрочем, не принимали участия в делах апостольских: таковым был только Тимофей, которого он назвал выше единодушным с собой. Тем не менее он не отказывается называть их братьями.
 


Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
 

Флп.4:22 с толкованием
Он одобрил и одушевил их, показав, что благочестие достигло даже до царского дома, внушая, что если находящиеся при царском дворе пренебрегали всем ради Христа, то тем более следует делать это вам - людям простым. Вместе же с тем дает знать, что о добродетели филиппийцев он говорил пред кесаревым домом; ибо иначе он не мог возбудить в последних расположения, выразившегося в приветствии.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
 

Флп.4:23 с толкованием
По своему обычаю он молитвой заключает послание. И научает вместе с тем относить к благодати Христовой добродетели, какие они имеют, а не возноситься ими. Ибо тогда только и пребудет с ними благодать навсегда, если они не будут превозноситься. Да изобилует же, по благодати Христовой, и между нами как всякая другая добродетель, так преимущественно добродетель вспомоществования другим, да и мы, приемля пользу от вспомоществования всем нуждающимся, особенно же страдающим ради Бога, насладимся богатством благости Его. Ему слава и держава, ныне и присно и во веки. Аминь.
 


Примечания


См. 3, 18 и 19 ст.


Намек на предыдущее слово σύζυγον - (буквально: одно ярмо влекущий).


Выражение что справедливо опущено у блж. Феофилакта

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 01.03.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к филиппийцам

Флп.4

Глава 
4

Флп.4  с толкованием

Темже, братие моя возлюбленная и вожделенная, радосте и венче мой, тако стойте о Господе, возлюбленнии.
 

Флп.4:1 с толкованием
Дает наставление и вместе восписует великую похвалу, ибо говорит: Величаюсь и славлюсь я вами.
 


Еводию молю и Синтихию молю тожде мудрствовати о Господе.
 

Флп.4:2 с толкованием
Хвалит и жен, но дает разуметь, что имели они между собою некую распрю.
 


Ей, молю и тебе, супружниче присный, споспешествуй им, яже во благовествовании сподвизашася со мною и с Климентом и с прочими споспешники моими, ихже имена в книгах животных.
 

Флп.4:3 с толкованием
Самая высокая похвала для жен; ибо Апостол называет их соучастницами в перенесении опасностей ради Евангелия. Под словом супружниче иные несмысленно разумели жену Апостола, не обратив внимания на написанное в Послании к Коринфянам, а именно, что Апостол сопричислил себя к безбрачным; ибо говорит: Глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут, якоже аз (1Кор.7:8). И явно, что был ли он безбрачен или вдов, но жены не имел, а вернее то, что был безбрачен, потому что призван, когда был еще юношею. Посему супружником называет Апостол того, кто влечет с ним одно и то же иго благочестия, и просит его соделаться споспешником доблестных жен и устроить между ними согласие.
 


Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся.
 

Флп.4:4 с толкованием
Видно, что Апостол был сильно благорасположен к ним; потому-то так часто ободряет и хвалит их.
 


Кротость ваша разумна да будет всем человеком.
 

Флп.4:5 с толкованием
Нападения сопротивников переносите мужественно, не воздавайте злом за зло.
 


Господь близ. Ни о чемже пецытеся.
 

Флп.4:5 с толкованием
Приближается Судия и воздаст наконец награду за труды.
 


Но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу.
 

Флп.4:6 с толкованием
Ибо прежде надлежит прославлять благодетеля Бога за все, будет ли это радостное или нерадостное, потом со тщанием приносить молитвы.
 


И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и имена 1 ваша о Христе Иисусе.
 

Флп.4:7 с толкованием
Поелику непрерывно следовали одно за другим гонения, то Апостол по необходимости испрашивал им мира. Но если мир Божий превосходит всяк ум, то как может быть постигнуто существо Божие?
 


Прочее же, братие моя, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте. Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите: и Бог мира будет с вами.
 

Флп.4:8 с толкованием
Короче же сказать: прошу всех вас украшать слова истиною, а жизнь осиявать честностию и справедливостию, делать то, что благоугодно Богу, и вам доставит за сие похвалу. Ибо и словами сему вас учил я, и в делах это же вам показывал. Поступая же так, будете иметь споспешником Бога всяческих. Потом Апостол пишет и о посланных ими деньгах.
 


Возрадовахся же о Господе вельми, яко уже когда воспомянусте пещися о мне: понеже и печастеся, но не погодным временем обдержастеся.
 

Флп.4:10 с толкованием
Знаю ваше намерение и весьма радуюсь, видя в вас оное, потому что давно хотели вы позаботиться об услужении мне, но не имели удобного времени.
 


Не яко по скудости глаголю: аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быти: вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися. Вся могу о укрепляющем мя (Иисусе) Христе.
 

Флп.4:11 с толкованием
Говорю же это достаточное число опытов того и другого, и сытости и голода, и скудости и довольства. Но чтобы, пиша это, не опечалить их, как будто сделанное ими излишне, Апостол присовокупил:
 


Обаче добре сотвористе, сприобщившеся печали моей.
 

Флп.4:14 с толкованием
Ваша в этом выгода, потому что сделались вы соучастниками в моих страданиях. Потом следует и другая похвала.
 


Весте же и вы, Филипписиане, яко в начале благовествования, егда изыдох от Македонии, ни едина ми Церковь общевася в слово даяния и приятия, точию вы едини: яко и в Солунь и единою и дващи в требование (мое) посласте ми.
 

Флп.4:15 с толкованием
Похвала, достойная мужей! Потому что не только оказывали уважение Апостолу, когда был у них, но прилагали о нем попечение, когда оставил их, и щедро посылали ему потребное, когда жил в столице и отправлялся к иному народу. Но, чтобы не подумал кто, будто бы Апостол хвалит их за услуги телесные, присовокупил:
 


Не яко ищу даяния, но ищу плода множащагося в слово ваше.
 

Флп.4:17 с толкованием
Ибо не имею в этом нужды, но высоко ценю вашу выгоду. Потом, возвеличивая услугу, говорит:
 


Приях же вся и избыточествую; исполнихся, прием от Епафродита посланная от вас, воню благоухания, жертву приятну, благоугодну Богу.
 

Флп.4:18 с толкованием
Вы дали Епафродиту, Епафродит — мне, а чрез меня принял жертву Бог. Увеличивает же похвалу собственная их бедность, потому что послали, сами не имея избытков, но живя в крайней бедности. И сие Апостол дал видеть во Втором послании к Коринфянам. Говорит же так: и яже во глубине нищета их избыточествова в богатство простоты их (2Кор.8:2).
 


Бог же мой да исполнит всякое требование ваше по богатству Своему в славе, о Христе Иисусе.
 

Флп.4:19 с толкованием
Апостол воздает им богатством небесным. Весьма же уместно присовокупил благословение. Ибо, посланное ими назвав вонею благоухания, жертвою приятною, благоугодною Богу, и им испрашивает у Даровавшего сие потребного и для жизни настоящей, и говорит: да исполнит всякое требование ваше. А испрашивая им сие благословение, не сделал Апостол ничего неприличного, потому что Господь в Священном Евангелии повелел говорить: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф.6:11). Но Апостол испрашивал им и будущей славы о Христе Иисусе, а Он силен даровать то и другое, потому что богатство Его безмерно.
 


Богу же и Отцу нашему слава во веки веков, аминь.
 

Флп.4:20 с толкованием
Здесь Апостол прославил одного Отца, в другом же месте прославляет одного Сына; ибо говорит: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки веков, аминь (Рим.9:5). Но и там не отлучает Отца от Сына, и здесь — Сына от Отца, общее же песнословие приносит Божественному естеству.
 


Целуйте всякаго свята о Христе Иисусе.
 

Флп.4:21 с толкованием
Не всякий, кто именует себя святым, действительно свят, но кто верует в Господа Иисуса и живет по Его законам.
 


Целуют вы сущая со мною братия. Целуют вы святии вси, паче же иже от кесарева дому.
 

Флп.4:22 с толкованием
Достаточное утешение доставил им, известив, что Божественное Евангелие возобладало и в царском доме и уловило в жизнь близких к злочестивому царю.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами, аминь.
 

Флп.4:23 с толкованием
В конце Апостол присовокупил обычное благословение. Да улучим оное и мы предстательством написавшего сие и содействием Владыки Христа! С Ним слава Отцу со Святым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Послание к Филиппийцам писано из Рима рукою Епафродита.
 


Примечания


У блаженного Феодорита вместо νοήματα (разумения) читается в сем месте όνόματα (имена). Вероятно, чтение сие принято по соображению с указанным у Апостола выше в стихе 3-м сей главы.