Библия Синодальный перевод Второе послание к Тимофею Глава  3

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
 


Глава 
3

2Тим.3  с толкованием

1
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2Тим.3:1  с толкованием

2
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

2Тим.3:2  с толкованием

3
непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

2Тим.3:3  с толкованием

4
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

2Тим.3:4  с толкованием

5
имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

2Тим.3:5  с толкованием

6
К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

2Тим.3:6  с толкованием

7
всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

2Тим.3:7  с толкованием

8
Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

2Тим.3:8  с толкованием

9
Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

2Тим.3:9  с толкованием

10
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

2Тим.3:10  с толкованием

11
в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

2Тим.3:11  с толкованием

12
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

2Тим.3:12  с толкованием

13
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

2Тим.3:13  с толкованием

14
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

2Тим.3:14  с толкованием

15
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

2Тим.3:15  с толкованием

16
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

2Тим.3:16  с толкованием

17
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

2Тим.3:17  с толкованием

Толкования на главу 2Тим.3
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на второе послание к Тимофею Святого Апостола Павла

2Тим.3

Глава 
3

2Тим.3  с толкованием

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
 

2Тим.3:1 с толкованием
Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, апостол прежде сказал ему: в большом доме и так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Еще при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и не плохими, по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей.
 


Ибо люди будут самолюбивы.
 

2Тим.3:1 с толкованием
Тотчас указывает и причину всех зол, это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому.
 


Сребролюбивы.
 

2Тим.3:1 с толкованием
Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви — всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви — всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе.
 


Горды.
 

2Тим.3:1 с толкованием
Над людьми возвеличиваются и высятся.
 


Надменны, злоречивы.
 

2Тим.3:1 с толкованием
Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником.
 


Родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны.
 

2Тим.3:2 с толкованием
Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля! И непримирительны, не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим.
 


Клеветники.
 

2Тим.3:2 с толкованием
То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя.
 


Невоздержны.
 

2Тим.3:2 с толкованием
И в языке, и в чреве, и во всем другом.
 


Жестоки.
 

2Тим.3:2 с толкованием
Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей.
 


Не любящие добра.
 

2Тим.3:2 с толкованием
Враги всякого добра.
 


Предатели.
 

2Тим.3:2 с толкованием
Предатели дружбы.
 


Наглы.
 

2Тим.3:2 с толкованием
То есть нетвердые, непостоянные.
 


Напыщенны.
 

2Тим.3:2 с толкованием
Исполненные надменности.
 


Более сластолюбивы, нежели боголюбивы.
 

2Тим.3:2 с толкованием
Иначе и быть не может: ибо где любовь к сластям мирским, там желанию божественного нет места.
 


Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.
 

2Тим.3:5 с толкованием
То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его — в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово образ в другом месте (Рим.2:20) апостол употребляет в хорошей смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках.
 


Таковых удаляйся.
 

2Тим.3:5 с толкованием
Если такие люди будут в последние времена, то как говорит: таковых удаляйся? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы. Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей.
 


К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы.
 

2Тим.3:6 с толкованием
Словом вкрадываются указывает на их бесстыдство и коварство.
 


И обольщают женщин.
 

2Тим.3:6 с толкованием
Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем.
 


Утопающих во грехах.
 

2Тим.3:6 с толкованием
Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела.
 


Водимых различными похотями.
 

2Тим.3:6 с толкованием
То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: водимые, как будто говорит о бессловесных.
 


Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
 

2Тим.3:7 с толкованием
Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину — не естественный недостаток, а следствие неправого направления их произволения.
 


Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине.
 

2Тим.3:8 с толкованием
Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа.
 


Люди, развращенные умом, невежды в вере.
 

2Тим.3:8 с толкованием
Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. Сказал безумец: нет Бога (Пс.52:2). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.
 


Но они не много успеют.
 

2Тим.3:9 с толкованием
Как же в другом месте апостол говорит: они еще более будут преуспевать в нечестии (2Тим.2:16)? Там он утверждает, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают, более новые. Здесь же он утверждает, что они не обольстят и не увлекут многих, хотя сначала, казалось бы, и совращают некоторых, но скоро сами будут обличены. Посему прибавляет следующее.
 


Ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
 

2Тим.3:9 с толкованием
Если не веришь, научись из того, что случилось с теми волхвами. Те были изобличены в, том, что делали призрачные чудеса и обманывали, когда Моисей совершил истинное чудо. Поэтому все, что по существу своему нехорошо, на время только кажется хорошим.
 


А ты последовал мне в учении.
 

2Тим.3:10 с толкованием
Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и последовал, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. В учении, то есть в слове.
 


Житии.
 

2Тим.3:10 с толкованием
То есть в жизни и нравах.
 


Расположении.
 

2Тим.3:10 с толкованием
То есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял.
 


Вере.
 

2Тим.3:10 с толкованием
То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит.
 


Великодушии 6.
 

2Тим.3:10 с толкованием
По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью.
 


Терпении.
 

2Тим.3:10 с толкованием
В гонениях.
 


В гонениях, страданиях.
 

2Тим.3:10 с толкованием
Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя — именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика.
 


Постигших мена в Антиохии, Иконии, Листрах 7.
 

2Тим.3:10 с толкованием
Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика.
 


Каковые гонения я перенес, и от всех набавил меня Господь.
 

2Тим.3:11 с толкованием
То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен.
 


Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
 

2Тим.3:12 с толкованием
И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.
 


Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
 

2Тим.3:13 с толкованием
Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.
 


А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено.
 

2Тим.3:14 с толкованием
Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс.36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт.21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его.
 


Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания.
 

2Тим.3:15 с толкованием
Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе — то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.
 


Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
 

2Тим.3:15 с толкованием
Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.
 


Все Писание богодухновенно и полезно.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее — в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.
 


Для научения.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.
 


Для обличения.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.
 


Для исправления, для наставления в праведности.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.
 


Да будет совершен Божий человек.
 

2Тим.3:17 с толкованием
Исправление, говорит, бывает чрез писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным (άρτιος), то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных — ибо это свойственно неровному душевному настроению, — то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.
 


Ко всякому доброму делу приготовлен.
 

2Тим.3:17 с толкованием
Не просто принимай участие в добрых делах, но будь приготовлен, то есть совершенно готов; и не только на одно готов, на другое — нет, но на всякое.
 


Примечания


Далее в тексте читается: любви. Но бл. Феофилакт это слово опускает.



Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею

2Тим.3

Глава 
3

2Тим.3  с толкованием

1
Кроме того по внушению Духа, излитого на него, говорит о противниках, кои в последние дни восстанут на Церковь. В последние, пишет он, дни возстанут люди, кои будут противиться истине не словами только своими, но и поведением. Из самых дел их надлежит узнавать и развращенность того учения, которое они будут распространять словами.

2Тим.3:1  с толкованием

2
Восстанут люди, не предающие себя, как я, на смерть за людей, но самолюбцы, - не нищие, как я, который не желал ни золота, ни серебра, ни одежд (дорогих), но сребролюбцы, - не смиренные и уничиженные, но гордые и надменные, - не верующие, но богохульники, - семейным своим, кои их вразумляют, они оказываются непослушными, - не творят благодеяний, не воздают благодарностью благодетелям и не отличаются кротостью, но неблагодарные и необузданные.

2Тим.3:2  с толкованием

3
Не милосердые и проповедники мира, но жестокие и несговорчивые, - не попечительные о людях, но клеветники на ближних своих, - не строгой жизни, но невоздержные, - не благосклонные, но неукротимые, - не ненавистники зла, но не любящие добра.

2Тим.3:3  с толкованием

4
Не такие, чтобы под кров свой принимали и укрывали гонителей, но предатели подвергающихся преследованию, - не такие, чтобы желали пути жизни, но сластолюбцы более, нежели боголюбцы.

2Тим.3:4  с толкованием

5
Кроме того, что они лишены истины, которая совершается в Боге, они отрицают саму истину, вид коей они принимают на себя в делах своих злых. Они рабствуют похоти плоти своей, и под внешним видом истины они делают людей пленниками лжи и обмана. Таковых - то, в коих усмотришь это, и удаляйся.

2Тим.3:5  с толкованием

6
Никакой пользы они не получат от тебя когда, разукрашенные, приступят к тебе. Они проникают в домы, не для увещания и исправления, но чтобы пленять в учение секты своей женок, обремененных грехами, в коих вращаются, - и увлекаются не в одну, но в различные похоти.

2Тим.3:6  с толкованием

7
Всегда учащихся, то есть ежедневно отведывающих истину и возвращающихся вспять, и никогда от всего сердца к познанию истины не обращающихся.

2Тим.3:7  с толкованием

8
Но как Ианний и Иамний противились Моисею в том Ветхом (Завете), так и сии противятся истине сего Новаго (Завета), - люди развращенные умом, невежды в вере.

2Тим.3:8  с толкованием

9
А как они оказались безумцами, совершая то, что перечислил я, то и не могут иметь успеха. Ведь самые эти дела их являют, что они не знают ничего истинного.

2Тим.3:9  с толкованием

10-11
Ты же последовал моему учению и примеру, какой показал я тебе в себе самом, - и вере моей, которую ты проповедывал с великим искусством, - и великодушию моему к верным, - и терпению моему пред гонителями, - и гонениям моим во всех местах, - и прежним страданиям моим от преследователей, учинявших мне препятствия. Сам ведь ты знаешь, сколько выстрадал я в Антиохии, Иконии и Листре. Антиохия разумеется не Сирийская, но Фригийская (Писидийская), где Иудеи вооружили против них правителей города и богатых женщин, вызвали на них великое гонение и изгнали их из пределов своих (Деян.13:14-50). В Иконии же, после предшествующего гонения, Иудеи и язычники воздвигли гонение и, устремившись на него и Варнаву с камнями, выгнали их вон из города (Деян.13:51-14:5). Затем в Листре, по обвинению пришедших туда из Антиохии и Иконии Иудеев, побили Павла камнями и вытащили его из города, считая его мертвым (Деян.14:6-19). Что все это действительно так было, об этом написано в Деяниях Двенадцати Апостолов. От всех же (гонений) избавил меня Господь, то есть не от мучений, но от смерти.

2Тим.3:10  с толкованием

12
Да и все, кои желают жить в правде до конца, подвергают себя преследованиям.

2Тим.3:12  с толкованием

13
А те, кои укрываются с своею ложью под видом истины, преуспевать будут к худшему, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, кои после них подпадут прельщению.

2Тим.3:13  с толкованием

14
Ты же пребывай в том, чему научился от меня, и что доверено от Бога чрез духовного человека. Ты знаешь, от каких людей ты научен.

2Тим.3:14  с толкованием

15
И с детства твоего ты воспитан на писаниях Пророков, кои (писания) своими советами могут тебя сделать мудрым ко спасению, - не говорю к спасению по Ветхому (Закону), но к спасению по Новому (Закону), - которое от веры Иисуса Христа, - как и во всем другом.

2Тим.3:15  с толкованием

16-17
Кроме того богодухновенно оно (Писание), - то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, - да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

2Тим.3:16  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею

2Тим.3

Глава 
3

2Тим.3  с толкованием

Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися.
 

2Тим.3:1 с толкованием
Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол, и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям, одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол. Избегать же общения с сими людьми вверенным попечению Тимофееву повелел Апостол в следующих словах. Ибо говорит:
 


И сих отвращайся.
 

2Тим.3:1 с толкованием
И продолжая, к обвинению присовокупляет и сие.
 


От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными, всегда учащася и николиже в разум истины приити могущыя.
 

2Тим.3:6 с толкованием
Сего пророчества и исполнение видим, ибо весьма многие, не подозревая, что есть апостольское предречение, явно осмеливаются на сие именно беззаконие.
 

Потом Апостол из древних сказаний предлагает утешение тем, кого опечалили слова его.
 


Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере.
 

2Тим.3:8 с толкованием
В пшенице, говорит Апостол, обыкновенно произрастают плевелы. Проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину. Впрочем, имена их божественный Апостол дознал не из Божественного Писания, но из неписанного учения иудеев. Естественно же ему было открыть и благодать Духа.
 


Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех быст.
 

2Тим.3:9 с толкованием
Ибо лицемерия невозможно скрыть надолго. А сие не противоречит сказанному прежде. Ибо там Апостол говорит о них: наипаче преспеют в нечестие (2Тим.2:16), а здесь об обмане, на какой осмеливаются они, сказал: не преуспеют, то есть, принимая на себя наружность благочестия, ненадолго останутся скрытными, но вскоре обнаружатся. Так, предвозвестив это, ставит себя в образец ученику.
 


Ты же последовал еси моему учению,
 

2Тим.3:10 с толкованием
то есть истине, сообщенной тебе в проповеди.
 


Житию
 

2Тим.3:10 с толкованием
— тому образу жизни, какой показан в делах.
 


Привету
 

2Тим.3:10 с толкованием
— ты в точности дознал и цель мою.
 


Вере
 

2Тим.3:10 с толкованием
— знаешь и то расположение, какое имею ко Владыке.
 


Долготерпению
 

2Тим.3:10 с толкованием
— знаешь, как переношу прегрешения братии.
 


Любви
 

2Тим.3:10 с толкованием
— знаешь, с каким сердоболием расположен я ко всем.
 


Терпению
 

2Тим.3:10 с толкованием
— знаешь, как мужественно переношу нападения противников.
 


Изгнанием, страданием.
 

2Тим.3:10 с толкованием
Потом о некоторых из них напоминает Тимофею.
 


Якова ми быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех, якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь.
 

2Тим.3:11 с толкованием
Апостол, оставив прочие, упомянул об опасностях, постигших его в Писидии и Ликаонии; ибо из Ликаонии был тот, к кому писал, и ему было это известнее прочего. Указал же и на Божие попечение, ободряя тем ученика. Потом сказует и как бы определяет, ято сопровождает питомцев благочестия.
 


И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут,
 

2Тим.3:12 с толкованием
потому что общий всех зложелатель ведет брань с людьми или посредством людей, или посредством собственных их помыслов.
 


Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми.
 

2Тим.3:13 с толкованием
Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку.
 


Ты же пребывай в нихже научен еси и яже вверена суть тебе.
 

2Тим.3:14 с толкованием
Твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словами: яже вверена суть. Тимофей был самовидцем апостольских чудес и сам много творил таковых. Потом Апостол указывает и на достоверность учителя, и сим делая учение более твердым.
 


Ведый, от кого научился еси;
 

2Тим.3:14 с толкованием
напоминает, что и сам Тимофей воспитан в благочестии.
 


И яко измлада священная писания умевши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе.
 

2Тим.3:15 с толкованием
И поелику Апостол засвидетельствовал, что такова сила священных писмен, то учит, какая проистекает от них польза.
 


Всяко писание богодухновенно и полезно есть.
 

2Тим.3:16 с толкованием
И, точнее определяя, Апостол отличил от писаний человеческой мудрости, именно же духовное писание назвал богодухновенным, потому что Божия благодать изглаголала чрез пророков и апостолов. А посему Дух Святой есть Бог, если писание Духа, по слову Апостола, действительно богодухновенно. Но Апостол дает знать и виды пользы.
 


Ко учению.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Ибо, чего не знаем, научаемся тому из Писания.
 


Ко обличению.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Писание обличает нашу беззаконную жизнь.
 


Ко исправлению.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Оно и совратившихся призывает на правый путь.
 


К наказанию, еже в правде.
 

2Тим.3:16 с толкованием
Оно обучает нас видам добродетели.
 


Да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован.
 

2Тим.3:17 с толкованием
Все сие ведет к совершенству и делает нас своими Богу всяческих. Показав таким образом пользу богодухновенного Писания, Апостол повелевает предлагать его всем и устрашает своим засвидетельствованием.