Глава 
33

Втор.33  с толкованием

1
И сие благословение, имже благослови Моисей человек Божий сыны Израилевы прежде скончания своего,

Втор.33:1  с толкованием

2
и рече: Господь от Синаи прииде, и явися от Сиира нам, и приспе от горы Фарани, и прииде со тмами святых, одесную Его ангели с ним,

Втор.33:2  с толкованием

3
и пощаде люди Своя: и вси освященнии под руками Твоими, и сии под Тобою суть.

Втор.33:3  с толкованием

4
И прия от словес Его закон, егоже заповеда нам Моисей, наследие сонму Иаковлю:

Втор.33:4  с толкованием

5
и будет в Возлюбленнем князь, собравшымся князем людским купно с племены Израилевыми.

Втор.33:5  с толкованием

6
Да живет Рувим, и да не умрет, и Симеон да будет мног числом.

Втор.33:6  с толкованием

7
И сие Иуде: услыши, Господи, глас Иудин и в люди его вниди: руце его поборют по нем, и помощник на враги его да будеши.

Втор.33:7  с толкованием

8
И Левию рече: дадите Левию явленная Его, и истину Его мужу преподобну, егоже искусиша Искушением, укориша его у воды Пререкания:

Втор.33:8  с толкованием

9
глаголяй отцу своему и матери своей: не видех тебе: и братии своея не позна, и сынов своих не уведе: сохрани словеса Твоя и завет Твой соблюде:

Втор.33:9  с толкованием

10
явят оправдания Твоя Иакову и закон Твой Израилю: возложат фимиам во гневе Твоем всегда на олтарь Твой:

Втор.33:10  с толкованием

11
благослови, Господи, крепость его и дела руку его приими: порази чресла воставших на него врагов его, и ненавидящии его да не востанут.

Втор.33:11  с толкованием

12
И Вениамину рече: возлюбленный Господем уповаяй вселится (в Нем), и Бог осеняет его во вся дни, и посреде рамен Его почи.

Втор.33:12  с толкованием

13
И Иосифови рече: от благословения Господня земля его, от красот небесных и росы, и от бездн источников низу,

Втор.33:13  с толкованием

14
и во время плодов солнечных обращений, и от схождений месячных,

Втор.33:14  с толкованием

15
и от верха гор начала, и от верха холмов вечных,

Втор.33:15  с толкованием

16
и по времени земли исполнения: и приятная Явившемуся в купине, да приидут на главу Иосифу, и на версе прославивыйся в братии.

Втор.33:16  с толкованием

17
Первородный юнца доброта его, рози единорога рози его: ими языки избодет вкупе даже до края земли: сия тмы Ефремовы, и сия тысящи Манассиины.

Втор.33:17  с толкованием

18
И Завулону рече: возвеселися, Завулоне, во исходе твоем, и Иссахаре в селениих твоих:

Втор.33:18  с толкованием

19
языки потребят: и призовете тамо, и пожрете тамо жертву правды: яко богатство морское воздоит тя, и купли от язык при мори живущих.

Втор.33:19  с толкованием

20
И Гаду рече: благословен разширяяй Гада: яко лев почи, сокрушивый мышцу и князя:

Втор.33:20  с толкованием

21
и виде начатки своя, яко тамо разделися земля, князей собранных вкупе с началники людскими: правду Господь сотвори и суд Свой со Израилем.

Втор.33:21  с толкованием

22
И Дану рече: Дан, скимен львов, и изскочит от Васана.

Втор.33:22  с толкованием

23
И Неффалиму рече: Неффалиму насыщение приятных, и да насытится благословением от Господа: море и юг наследит.

Втор.33:23  с толкованием

24
И Асиру рече: благословен от чад Асир, и будет приятен братии своей: омочит в елей ногу свою:

Втор.33:24  с толкованием

25
железо и медь сапог его будет, и аки дни твоя крепость твоя.

Втор.33:25  с толкованием

26
Несть якоже Бог Возлюбленнаго: восходяй на небо помощник твой, и великолепый в тверди:

Втор.33:26  с толкованием

27
и покрыет тя Божие начало, и под крепостию мышцей вечных: и отженет от лица твоего врага, глаголя: да погибнеши:

Втор.33:27  с толкованием

28
и вселится Израиль уповая един на земли Иаковли в вине и пшенице: и небо ему облачно росою.

Втор.33:28  с толкованием

29
Блажен еси, Израилю: кто подобен тебе, людие спасаемии от Господа? Защитит помощник твой, и мечь хвала твоя: и солжут тебе врази твои, и ты на выю их наступиши.

Втор.33:29  с толкованием

Толкования на главу Втор.33
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие

Втор.33

Глава 
33

Втор.33  с толкованием

2
Господь от Синаи прииде. Там Господь явился мне, когда послал меня. И явися от Сиира нам, а после того явился и всему народу в пустыне от горы Фарани: тьмы святых с Ним, то есть, окрест Его, одесную и ошуюю, были Ангелы, когда дал нам закон.

Втор.33:2  с толкованием

3
Возлюбил люди; или так называет народ израильский, или показывает, что Бог не имеет ненависти ни к одному делу рук Своих, и любит все народы. Моисей говорит сперва об Иуде, по причине его царственного достоинства, а потом - о Левии, по причине его священства. После Левии о Вениамине, и потом об Иосифе, по причине начальственного достоинства. Сим объясняется, почему Моисей пересчитывает имена сынов Иаковлевых не в порядке. Сколько позволит неведение наше, начнем изъяснение благословений.

Втор.33:3  с толкованием

12
Возлюбленный Господем вселится спокойно. Сим указывается на тот покой, в какой, потомок Вениаминов, Павел приведен был откровением, бывшим ему на пути в Дамаск. Осенит его весь день, и посреде рамен его почиет. Сим указуется на тот глас, который осенил Павла с неба, и показал ему мысленные небеса. И сие согласно с тем, что Бог сказал о Павле Анании: он пронесет имя Мое пред языки, яко сосуд избран Ми есть (Деян.9:15). Удел Вениаминов был в пределах Иерусалима, Еммануил осенял его весь день, когда, пригвожденный ко кресту на горе Голгофе, до вечера простирал руки Свои.

Втор.33:12  с толкованием

13
Иосифови рече: благословенна земля его Господом в плодах от росы небесной. В Иосифе, как в образе, видим Еммануила. Земля есть человеческое Его естество. Плод от росы небесной свыше, и от бездны лежащей внизу. Росою небесною изображается в Нем ведение небесного, землею же ведение земного и того, что над землею.

Втор.33:13  с толкованием

14
Первый из плодов солнечных, каких Моисей желает Иосифу, то есть, разумение святых, изображает собою первый плод Божества. Плод, какой произведет луна, есть тварь.

Втор.33:14  с толкованием

15
Плод холмов вечных есть воскресение для блаженства после суда.

Втор.33:15  с толкованием

16
Плод земли и исполнения ее указывает на блаженство тел по воскресении. Благоволение Обитающего в купине, то есть, благословения сии да приидут на главу Иосифу, на вершину венца братьев его, по благоволению Того, Кто обитает в купине.

Втор.33:16  с толкованием

17
Первородный юнца доброта его; не что-либо обыкновенное принесет в дар Богу, но одесятствует и принесет в дар первородных юнцов. Рози единорога рози его: ими же языки избодет вкупе. Как не знает ярма единорог, так и Ефрем не будет рабствовать. Сии тысящи Манассии. Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа еврейского, представляемого здесь в образе Манассии.

Втор.33:17  с толкованием

18
Возвеселися, Завулоне, во исходе твоем. Сим означается радость языческих народов, которые пришли от неведения к ведению, от заблуждения к высокой истине.

Втор.33:18  с толкованием
И Иссахаре в селениих твоих. Сим указывается на веселье святых Апостолов в небесных обителях. Ибо им даны обители, от которых отбеже печаль.
 


19
Призовут народы на гору. Трубами Апостолов и Пророков призванные народы из пропасти греха вошли на духовную гору. Богатство морское воздоит их, и корабли сокрытые в песке. Сим изображается обращение Апостолами всех народов. Обремененные тяжестью греха, и погрязшие в нечистоте, не могли они войти в духовное море; но Апостолами проложен им путь, и они вступили в умную пристань.

Втор.33:19  с толкованием

20
Благословен разширяяй Гада. Сим указуется на Еммануила, который чрез Апостолов отверз вход в царство евангельского учения, и расширил оное. Яко лев почи, сокрушил мышцу и главу. Мышцею именуется область демонов, а главою - диавол, которые сокрушены.

Втор.33:20  с толкованием

21
Там сокрыта часть истолкователя, то есть, часть Моисея и Пророков, истолкователей таин Христовых.

Втор.33:21  с толкованием

22
Дан, скимен львов, ссет из Мафнаина. Мафнаин есть образ греха и ада. Скимен львов есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном, освободил от греха, возлег, и из ада извлек души святых подобно тому, как львенок высасывает молоко у львицы.

Втор.33:22  с толкованием

23
Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословением от Господа. Наффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволение Отца небесного. Запад и юг наследит. Наследие на западе есть Христос. О нем взывает Пророк, говоря: воспоите Возшедшему на запади, Господь имя Ему (Пс.67:5). Наследие на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своем.

Втор.33:23  с толкованием

24
Благословен от чад Асир. Асир значит начальник поющих; поэтому, он предначинатель славословий. Омочит в елей ногу свою. Елей означает причастие Духа; нога же - делание правды.

Втор.33:24  с толкованием

25
Железо и медь сапог твой. Сим дается разуметь, сколько тверды и постоянны должны быть те, которые славословят и возвещают Бога.

Втор.33:25  с толкованием
Симеон не благословлен; потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение Сихемлян, и вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмоня, подвергнул истреблению двадесять четыре тысящи (Числ.25:9), которые за грех его поражены язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых за ревность левитов, которые поразили братий своих, поклонившихся тельцу, а во-вторых за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмоня, и убил его.
 

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.424-449. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru