Псалом 
31

Пс.31  с толкованием

1
Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси.

Пс.31:1  с толкованием

2
Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.

Пс.31:2  с толкованием

3
Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день,

Пс.31:3  с толкованием

4
яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.

Пс.31:4  с толкованием

5
Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего.

Пс.31:5  с толкованием

6
За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся.

Пс.31:6  с толкованием

7
Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя.

Пс.31:7  с толкованием

8
Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои.

Пс.31:8  с толкованием

9
Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.

Пс.31:9  с толкованием

10
Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет.

Пс.31:10  с толкованием

11
Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.

Пс.31:11  с толкованием

Толкования на главу Пс.31
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.31

Псалом 
31

Пс.31  с толкованием
Псалом Давиду, разума.
 

И сей псалом содержит в себе туже мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завета и оставление грехов, посредством всесвятаго крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма:
 


Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.
 

Пс.31:1 с толкованием
Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе, и впадши за оный в бедствия всякаго рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без труда прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их.
 


Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.
 

Пс.31:3 с толкованием
Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поелику не показал я врачу струпа в туже минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть; то состарелся, вопия и обвиняя грех.
 


Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя.
 

Пс.31:4 с толкованием
Сетую же и плачу, подвергшись истязаниям и наказаниям всякаго рода. Ибо выражение: отяготе на мне рука Твоя, Пророк в переносном смысле берет с человека, который рукою наносить удары, и долго не перестает наносить.
 


Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.
 

Пс.31:4 с толкованием
Но наказание Твое, говорит Пророк, не несправедливо, а напротив того весьма справедливо; потому что причиною бед моих грех, который возрастил я вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно. Ибо грех назвал он терном, как произрастение негодное, для того и возрасшее, чтобы язвить.
 


Грех мой познах, и беззакония моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие греха моего.
 

Пс.31:5 с толкованием
Хотя и умолчал я, как скоро согрешил; но после того день и ночь обвиняю сам себя. И пожал уже великие плоды сего обвинения; потому что даровал Ты мне оставление грехов. Надлежит же заметить, что не сказал Пророк: оставил еси мне грех, но оставил еси нечестие греха, то есть, не наказал по достоинству беззакония, но чрезмерность греха простил и соразмерным наказанием уврачевал оный. Сие показывает и история. Ибо Давиду, когда сказал он: согреших ко Господу, ответствовал Нафан: и Господь отъя согрешение твое, не умреши (2Цар.12:13); хотя и угрожал, что дом его наполнит Господь бедствиями всякаго рода. Так и здесь говорит: и Ты оставил еси нечестие греха моего, то есть, меня, отважившагося на это, по закону должно было немедленно предать смерти: но Ты, явив человеколюбие, смерти меня не предал, уврачевал же умеренными наказаниями.
 


За то помолится к Тебе всяк преподобный во время блогопотребно.
 

Пс.31:6 с толкованием
Пророк временем благопотребным называет жизнь новозаветную, в которой уверовавшие по всей земле и на море чествуют Бога Давидовыми песнопениями. Посему предвещает здесь это, и говорит Владыке: не один умоляю Тебя о грехе сем, но и все во вселенной приявшие Боговедение, принесут о мне молитву сию; потому что, произнося Давидовы изречения, как будто и Давидов язык усвояем себе, чтобы песнословить Бога.
 


Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся.
 

Пс.31:6 с толкованием
Симмах перевел сие так: о сем помолится всякий преподобный, улучив время, чтобы не приблизились к нему многия потопляющия воды. Кто приносит Тебе усердное моление, тот воспользуется всевозможным о нем промышлением, так что, если и впадает в различныя бедствия, на подобие вод его потопляющия, то преодолеет их и препобедит все скорбное.
 


Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя.
 

Пс.31:7 с толкованием
Сказав выше о грехе, умоляет об избавлении от нанесенных им бедствий, и удостоивается ответа; потому что говорит ему Господь:
 


Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои.
 

Пс.31:8 с толкованием
То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: утвержу на тя очи Мои, - взял Пророк с человека, который расположен к кому нибудь благоприязненно, и желаеть непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, повидимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: призри на мя, и помилуй мя (Пс.85:16); и еще: не отврати лица Твоего от мене (Пс.26:9). И сам Бог говорить чрез пророка Иеремию: обратитеся ко Мне, и обращуся к вам (Зах.1:3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным - иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:
 


Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе
 

Пс.31:9 с толкованием
то есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь; то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:
 


Многи раны грешному.
 

Пс.31:9 с толкованием
Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.
 


Уповающаго же на Господа милость обыдет;
 

Пс.31:10 с толкованием
потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8).
 


Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.
 

Пс.31:11 с толкованием
Посему никто да не радуется собственным своим преспеяниям, но да высокомудрствует о Боге, и в сем почерпает для себя услаждение. И сие подобно апостольским изречениям: хваляйся же, о Господе да хвалится (2Кор.10:17); и: мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор.10:12). Посему и вразумлять повелевает Апостол духом кротости. Блюдый себе, говорит, да не и ты искушен будеши (Гал.6:1).