Псалом 
109

Пс.109  с толкованием

1
Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

Пс.109:1  с толкованием

2
Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих.

Пс.109:2  с толкованием

3
С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих Тя.

Пс.109:3  с толкованием

4
Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

Пс.109:4  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Пс.109:1
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.109

Псалом 
109

Пс.109  с толкованием

Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене.
 

Пс.109:1 с толкованием
Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос - не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: седи одесную Мене. Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: престол Твой Боже в век века (Пс.44:6). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, во образе Божии сый, смирил Себя, зрак раба приим (Флп.2:6-7). Посему и Евангелист взывает: Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин.1:18). И сам Господь говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин.14:11); и в другом месте: прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин.17:5). Посему, как человек, слышит: седи одесную Мене; а как Бог, имеет вечную державу.
 


Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.
 

Пс.109:1 с толкованием
Враги по преимуществу - диавол и служители его, демоны, кроме же их и противящиеся божественной проповеди Его, Иудеи и язычники. Речение же: дондеже не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный божественному писанию. Ибо так и чрез Пророка говорит Бог: Аз есмь, Аз есмь, и дондеже состареешися, Аз есмь (Ис.46:4). Явно же, что бытие Божие не оканчивается с старостию человеческою. Ибо, если о небе и о земле говорит Пророк: та погибнут, Ты же пребываеши (Пс.101:27): и еще: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс.101:28); тем паче и после того, как человек состареется и окончит жизнь, пребывает Владыка всяческих. Сие подобно оному апостольскому изречению: подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима (1Кор.15:25). Ибо здесь речение: дондеже не время означает. Да и какое было бы основание, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, как скоро все покорятся? И Даниил Пророк сказал, что по убиении зверей воцарится Он во веки, и царствию Его не будет конца (Дан.7:27). Как будут соцарствовать Святые, или с кем будут они царствовать, если обетовавший царство отложит царскую власть? Посему речение: дондеже не время означает, но употреблено по особенному образу выражения, какой свойствен божественному Писанию.