Глава 
5

Еф.5  с толкованием

1
Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная,

Еф.5:1  с толкованием

2
и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания.

Еф.5:2  с толкованием

3
Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым:

Еф.5:3  с толкованием

4
и сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение:

Еф.5:4  с толкованием

5
сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в Царствии Христа и Бога.

Еф.5:5  с толкованием

6
Никтоже вас да льстит суетными словесы, сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя.

Еф.5:6  с толкованием

7
Не бывайте убо сопричастницы сим.

Еф.5:7  с толкованием

8
Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе: якоже чада света ходите:

Еф.5:8  с толкованием

9
плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине:

Еф.5:9  с толкованием

10
искушающе, что есть благоугодно Богови:

Еф.5:10  с толкованием

11
и не приюбщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте.

Еф.5:11  с толкованием

12
Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати.

Еф.5:12  с толкованием

13
Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть:

Еф.5:13  с толкованием

14
сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос.

Еф.5:14  с толкованием

15
Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри,

Еф.5:15  с толкованием

16
искупующе время, яко дние лукави суть.

Еф.5:16  с толкованием

17
Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия.

Еф.5:17  с толкованием

18
И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом,

Еф.5:18  с толкованием

19
глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви,

Еф.5:19  с толкованием

20
благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу,

Еф.5:20  с толкованием

21
повинующеся друг другу в страсе Божии.

Еф.5:21  с толкованием

22
Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу,

Еф.5:22  с толкованием

23
зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела:

Еф.5:23  с толкованием

24
но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем.

Еф.5:24  с толкованием

25
Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню,

Еф.5:25  с толкованием

26
да освятит ю, очистив банею водною в глаголголе:

Еф.5:26  с толкованием

27
да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна.

Еф.5:27  с толкованием

28
Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит.

Еф.5:28  с толкованием

29
Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь:

Еф.5:29  с толкованием

30
зане уди есмы Тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Еф.5:30  с толкованием

31
Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину.

Еф.5:31  с толкованием

32
Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь.

Еф.5:32  с толкованием

33
Обаче и вы, по единому кийждо свою жену сице да любит, якоже (и) себе: а жена да боится (своего) мужа.

Еф.5:33  с толкованием

Толкования на главу Еф.5
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.5

Глава 
5

Еф.5  с толкованием

1-14
Будьте подражателями Бога, очевидно в милосердии. Ведь всякий человек блудник и нечист и корыстолюбец, - который хвастливо говорит: я не чту идолов, - уже есть идолослужитель. И как идолослужитель, так и такой человек не имеет наследия в царстве Христовом; ибо одно только (доброе дело) не может спасти его без причастия прочих, соединенных с ним, добродетелей. Никто вас да не обольщает пустыми словами, утверждая, что не судятся и не наказуются похоть и корыстолюбие, ибо ради этого пришел гнев Божий на современников Ноя (потоп) и Лота (гибель Содома и Гоморры). Итак, не бывайте соучастниками их дел, дабы не сделаться вам сообщниками и в наказаниях. И если в то время, когда вы были тьмою, вы совершали дела их, то ныне надлежит вам отрешиться от них, поелику вы свет в Господе. Итак теперь, как чада света, плоды света творите, каковы суть правда и истина. И не сообщайтесь с делами тьмы, то есть с теми людьми, кои совершают дела тьмы, поелику не имеют они плодов благого обетования; но когда увидите вздымание дел их, то все более и более обличайте тех, кои ведут такую жизнь. Ведь скрытно совершаемое ими, то есть грехи их, кои они совершают, таковы, что стыдно и говорить о них. А все, что от света, бывает то есть от сынов света, обличается, - и таким образом становится явным, потому что был такой свет чрез сынов света, кои изобличили это. Именем света может быть называет добрые дела, а именем тьмы - дела дурные. И хотя дурные дела совершаются иногда днем, а дела добрые - ночью, однако Апостол сказал, что такого рода дела света совершаются во свете, а участники зла совершают всякое зло во тьме. Посему сказано: проснись, спящий, и возстань из мертвых, - и осветит тебя Христос. Это означает: восстань от сна греха и воскресни от мертвых, то есть от смертных дел, - и Христос осветит тебя ради добрых и прекрасных дел (твоих).

Еф.5:1  с толкованием

19-32
Говоря себе самим, то есть каждый в душе своей сам с собою. Говорите в псалмах, - это то же, что говорит: песнями духовными хвалите в сердцах ваших Бога (ср. Кол.3:16). Жены мужьям своим как Господу да подчиняются, как и Церковь подчинена Христу. Как любовь Церкви есть дело сердца, а не вида (внешнего, или лица), так и жена да любит своего мужа, - и как Церковь не имеет иного Христа вместо (Истинного) Христа, так и жена да не имеет иного мужа вместо своего мужа (законного). Равно и мужья да любят жен своих, как и Христос возлюбил Церковь Свою: ибо если любит ее и попечение имеет о ней, то истинную эту любовь не может переменить на что-либо другое. Брак у святых (христиан) Апостол соделал (ст.32) таинством Христа и Церкви, то есть: как истинная, учрежденная от Адама до Господа нашего, любовь эта была таинством совершенной любви Господа нашего. Как Церковь оставила идолов и преданность прежней жизни на подобие отца и матери: так и Христос Сам оставил Отца на небесах и мать на земле, и умер за Церковь, дабы Церковь, которую возлюбил, оживотворить Своею смертью и, превознесенную, ввести ее в Свое царство.

Еф.5:19  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание эфесянам Святого Апостола Павла

Еф.5

Глава 
5

Еф.5  с толкованием

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные.
 

Еф.5:1 с толкованием
Как Господь возлюбил тебя, так и ты люби брата и подражай Богу по возможности. И нельзя здесь отказываться бедностью и говорить: если отпущу, то потерплю убыток; но прощай согрешающему даром и без издержек, и ты уже получил великую выгоду, то есть стал подражать Богу. Потом указывает и на другую причину более благородную. Как чада, говорит, возлюбленные, то есть и другую необходимость вы имеете подражать Отцу вашему. И так как не все дети подражают своему отцу, то прибавил: возлюбленные; потому что таковые подражают отцам.
 


И живите в любви, как и Христос возлюбил нас 12, и предал Себя за нас 13, в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
 

Еф.5:2 с толкованием
Вот и основание всего: потому что когда есть любовь, тогда не будет ни крика, ни ярости, ни злословия, но все это будет уничтожено. Посему он и поставил главнейшее в конце. Научает также и тому, от чего мы стали чадами Божиими, именно: от любви. Поэтому мы должны пещись о ней, как об источнике божественного усыновления. Подобно тому как мы, в болезни получив пользу от какого-нибудь лекарства, даже самое название этого лекарства уважаем, так точно и любовь мы должны ценить, ибо вследствие ее Господь предал Себя за нас. Но Он предал Себя за врагов, а ты будешь прощать друзей. Посему ты тогда действительно будешь подражать Христу, когда будешь делать добро врагам. Ибо тогда только сохранит свое значение слово как. Умереть за врагов — вот жертва и благоухание приятное, чем и стал Христос, приняв смерть за нас — врагов. Вот это и значит подражать Богу.
 


А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
 

Еф.5:3 с толкованием
Сказав о суровой страсти — гневе, перешел к меньшему злу — похоти, как и законодатель, сказав: не убий, что относится к гневу, затем постановил: не прелюбодействуй, что относится к похоти. Ибо как горечь, крик и злословие есть проявление гнева, так блуд, нечистота и лихоимство происходят от похоти: ибо по тому же самому и деньги любили, и тело. Итак, пусть об этом даже и речи не будет у вас, но всецело будьте чисты, потому что слова пролагают путь к делам. Посему, если вы святы, то и язык ваш да будет свят. Прибавляет и следующее.
 


Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение.
 

Еф.5:4 с толкованием
Как отверг крик, опору гнева; так теперь устраняет сквернословие и пустословие, как опору блуда. Избегай, говорит, шутливых и срамных речей, и ты погасишь пламень блуда. Потом, чтобы не показаться тяжелым и суровым, пресекая наклонность к шутке, он присовокупил и причину этого, говоря: не приличны вам, то есть это нисколько не идет вам. Как сапожник не возьмется делать что-нибудь не относящееся к его ремеслу, так и христианин, будучи святым, не должен говорить несообразного со святостью, потому что это бесполезно и непристойно нам. Но если желаешь говорить что-нибудь, так пусть всякое слово твое будет благодарением. И если ты приучишься к благодарению, то припомнишь, кем ты был и что стал, и будешь скорбеть о своей преступности и изумляться Тому, Кто удостоил тебя таких благ, и найдешь неудобным говорить что-нибудь другое. Ибо настоящее время — не время смеха и шутки, но скорби и борьбы. Враг ходит около, скрежеща зубами на тебя, а ты забавляешься и шутишь? Тебе трудно одолеть его и тогда, когда ты храбро с ним сражаешься, не гораздо ли более, когда ты предаешься забаве? Что же такое — шутник? Это человек легкомысленный, делающийся всем, наподобие актеров, постоянно переменяющий речи; а это есть свойство ума непостоянного и чуждого тем, которые служат Камню.
 


Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель; который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами.
 

Еф.5:5 с толкованием
Вероятно, между ефесянами были некоторые, которые говорили, что Бог, желая устрашить, воспретил эти маловажные грехи. Что же худого в слове, чтобы глупец, произнесший его, повинен был геенне? И каким образом лихоимец есть идолослужитель? На них-то в здесь и намекает апостол. Это видно и из присовокупления: никто да не обольщает вас пустыми словами. Ибо суетны слова, которые доставляют временное удовольствие, а к делу оказываются непригодными; расточать такие слова есть обман. А что лихоимец есть идолослужитель, пойми отсюда: не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24). Действительно, лихоимец отступил от Бога и служит золоту; как же после этого он не идолослужитель? И если скажет, что не поставил идолов, что же из этого? Ибо и более образованные эллины говорили, что они поклоняются не идолам, но Афродите и Аресу, а это страсти. Но лихоимец не закалает овец, зато закалает людей и разумные души. Эллин поклонялся тварям Божиим, а лихоимец поклоняется собственному призраку. Не Бог ведь создал лихоимство, а наша ненасытность. И я думаю, что Павел сказал это, заимствовав у Давида, но в другом виде. Тогда как тот говорил: идолы язычников серебро и золото (Пс.113:12), Павел по своей великой мудрости изменил это, назвав серебро и золото идолами. Итак, служащий серебру и золоту есть, без сомнения, идолослужитель.
 


Ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления.
 

Еф.5:5 с толкованием
Или по причине блуда, нечистоты и идолослужения, или из-за таких речей обольстителей. Сынами же противления называет очень непослушных, не верящих Богу и распространяющих такие мнения.
 


Итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе.
 

Еф.5:7 с толкованием
Но вы, говорит, не сообщайтесь с ними. Потом напоминает им о прежней порочности, говоря: подумайте, чем вы были и что стали, а именно: из тьмы светом. Прежде, и по учению, и по жизни, вы действительно были тьмой, а теперь — свет, потому, что и Бога познали, и совершаете дела света. Но это произошло с вами не от вашей добродетели, а в Господе, то есть по божественной благодати. Итак, вы не должны иметь общения с сынами противления, на которых грядет гнев. Некогда и вы были таковыми и достойными гнева, но теперь уже нет. Посему не возвращайтесь опять ко тьме.
 


Поступайте, как чада света.
 

Еф.5:7 с толкованием
То есть благообразно и как прилично ходящему во свете. Мало того, и для других повелевает нам быть светом. Ибо сын света, конечно, и сам есть свет.
 


Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
 

Еф.5:9 с толкованием
Как бы объясняя нам, кто есть чадо света, говорит: тот, который имеет плод Духа. Ибо Дух производит плоды, не те, о которых впереди мы сказали, но противные им: благость, которая противоположна раздражению и гневу, правду, которая противоположна лихоимству, и истину, которая противоположна ложному удовольствию нечистоты. И говорит о всякой благости, — о благости ко всем, не только к друзьям, но даже ко врагам.
 


Испытывайте, что благоугодно Богу.
 

Еф.5:9 с толкованием
Испытывать есть дело совершенных, могущих судить. Поэтому только несовершенному и невежественному разумению свойственно избирать неблагоугодное Господу, каковы вышеуказанные страсти.
 


И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
 

Еф.5:11 с толкованием
Бесплодны дела тьмы и греха, потому что не что иное приносят, как смерть и стыд. Итак, не должно принимать участия в таких делах, но, напротив, обличать, то есть наставлять тех, которые делают таковое. Как же в другом месте говорится: не судите? Это сказано вместо: "не осуждайте". Иное дело — обличение и иное — осуждение: первое служит к исправлению, а второе к осмеянию и наказанию. А притом же не судите говорит о самых незначительных грехах. Посему и присовокупляет: что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего? (Мф.7:3). Намекает также Павел на некоторые неприличные деяния, которые нашли себе место в Ефесе.
 


Все же обнаруживаемое делается явным от света.
 

Еф.5:13 с толкованием
Сказав, что вы — свет, а свет обличает скрывающееся во тьме, он присовокупляет: итак, если вы будете добродетельными, то не в состоянии будут скрываться лукавые. Ибо как при свете светильника не вошел бы вор, так при свете вашей добродетели будут уловлены и те, особенно если они обличены вашими наставительными речами.
 


Ибо все, делающееся явным, свет есть.
 

Еф.5:13 с толкованием
Как рана, когда закрыта, не допускает никакого врачевания, так и грех. Когда же будет обнаружен, то становится светом, не сам грех, а делающий его. Ибо когда, подвергшись обличению, принесет он покаяние и получит прощение, не удалится ли от него тьма? Или же говорит, что ваша жизнь, когда она открыта, есть свет, потому что никто не скрывает своей незазорной веры и деятельности. А тайное потому и скрывается, что оно достойно тьмы; это-то и нужно выводить наружу и обличать.
 


Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
 

Еф.5:14 с толкованием
Спящим и мертвым называет человека, живущего во грехах. Ибо он и смраден, как мертвый, и бездействен, как спящий, и грезит, и воображает призрачное. Когда же пробудится кто от греха, тогда осветит его Христос, то есть воссияет для него, как и солнце для тех, которые пробудились от сна. Пока же находится во грехах, он ненавидит свет и не приходит к нему. И не относительно неверующих только говорит это, но и о верующих. Можешь найти и различие между спящим и мертвым. Многие делающие зло, но не одобряющие делаемого, могли бы быть названы спящими. Они легко пробуждаются. И к ним-то относится выражение восстань. А другие, которые и делают зло, и оправдывают его, могли бы быть названы мертвыми, так как их труднее воззвать к добру. Однако и к ним взывает слово, чтобы они восстали: ибо не должно отчаиваться относительно возможности изменения природы.
 


Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.
 

Еф.5:15 с толкованием
Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить.
 


Дорожа временем.
 

Еф.5:15 с толкованием
Не изворотливости учит нас, но поскольку, говорит, время не ваше и вы — пришельцы, странники и посторонние, то не ищите чести и славы, ни отмщения, но все переносите и этим искупайте время; все отдавайте, чего бы от вас ни потребовали. Подобно тому, как богач, видя нападающих на него с целью лишить его жизни, все отдает и спасает себя, так и вы все отдайте, чтобы спасти главное, то есть веру.
 


Потому что дни лукавы.
 

Еф.5:15 с толкованием
Не сущность дней порицает, ибо сущность дня свет, конечно, и часы, а в них что лукавого? Но за то, кажется, порицает дни, что в них совершается. Как и мы обыкновенно говорим: дурной день провел, конечно, по причине того, что случилось во время его, и что бывает от людей лукавых, а не от Бога. Итак, дни называются лукавыми по преобладанию господства злых людей.
 


Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
 

Еф.5:17 с толкованием
Так как, говорит, в настоящие дни преобладают дурные люди, то вы, как мудрые, старайтесь не подавать им никакого повода против себя: ибо в том и состоит воля Божия, чтобы соблюдать себя чистыми, с сохранением и веры.
 


И не упивайтесь вином.
 

Еф.5:17 с толкованием
И еще обуздывает гнев, потому что и неумеренность в вине делает гневливыми и дерзкими. А что порицает неумеренность, это ясно: ведь не сказал: не пейте, но: не упивайтесь. Но пьянство происходит от неумеренности, так как умеренное употребление вина доставляет и здоровье (как сам апостол говорит в послании к Тимофею — 1Тим.5:23), и веселье, как свидетельствует Давид (Пс.103:15). И Писание к тому же говорит (Притч.31:6): дайте вина огорченному душою, то есть увеселение находящимся в скорби. Ибо оно смягчает огорчение и тоску. Посему и Бог создал наши тела умеренными, чтобы они довольствовались немногим и стремились к другой жизни.
 


От которого бывает распутство (άσωτια).
 

Еф.5:17 с толкованием
То есть неумеренное употребление. Ибо пьянство не здоровье приносит, но губит не только тело, но и душу. Это и значит άσωτια — трата здоровья. Или же словом άσωτια в простонародном его употреблении, обозначает здесь плотскую невоздержанность. Ибо от пьянства происходит разврат.
 


Но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
 

Еф.5:18 с толкованием
Хочешь, говорит, веселиться? Избегай наполнять себя вином, а исполняй себя Духом Святым. И этого ты достигнешь, если научишься псалмопению. Ибо поющие псалмы исполняются Святого Духа, равно как и распевающие сатанинские песни исполняются нечистого духа. Петь псалмы в сердце — это значит петь разумно и без развлечения. Ибо тот поет псалмы в сердце, кто внимает тому, что поет. И заметь, после того, как очистил душу от горечи и прочих страстей, тогда убеждает нас исполняться Святым Духом. И не просто придет Святой Дух, но исполнит наши сердца. А при существовании такого света в нас и всякая другая добродетель будет легка и удобоисполнима.
 


Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.
 

Еф.5:20 с толкованием
Всегда: не в покое только, но и в печали, и не за благое только, но и за прискорбное, за то, что знаем, и за то, чего не знаем. Потому что все служит к нашему благодеянию, хотя мы и не сознаем этого. И должно благодарить Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть призывая имя Господа Иисуса, и обращаясь к Нему, как к посреднику и благодеяния, и самого благодарения.
 


Повинуясь друг другу в страхе Божием.
 

Еф.5:21 с толкованием
Вот опять любовь, ибо из нее проистекает повиновение друг другу: не по мирским или человеческим каким-нибудь расчетам, а в страхе, говорит, Божием. Ибо повинующиеся друг другу ради Бога никогда не впадут в соблазн и не разойдутся, имея такую прочную связь.
 


Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.
 

Еф.5:22 с толкованием
Недаром и не напрасно Павел прилагает великое попечение о супружестве, ибо и Бог от начала особенно о нем заботился. Ибо с Адамом соединил сестру его, нет, — больше — дочь, да что я говорю? его собственную плоть. Потом с размножением рода и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений. Да и жизнь наша на супружестве держится. Посему и говорит: жены, повинуйтесь своим мужьям. Ибо если согласием будет отличаться супружество, то и дети будут воспитаны хорошо, и слуги будут исполнять свой долг, и все, что касается соседей и друзей, будет хорошо. Служите же, как Господу. Как же в другом месте написано: если кто не разлучится с женой и жена с мужем, тот не может следовать за Мной (Лк.14:26)? Ведь, если должно служить, как Господу, как же говорит, что должно разлучиться ради Господа? Потому что слово как не везде обозначает совершенное равенство. Или: повинуйтесь, зная, что служите Богу, то есть если и не для мужа собственно, но, по крайней мере, для Господа. Ибо, если противящийся высшей власти противится повелению Господа, то тем более противящаяся мужу. И напротив, повинующаяся мужу повинуется Господу.
 


Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
 

Еф.5:23 с толкованием
Представляет основание, что жены должны повиноваться, и основание и причину любви полагает в том, что муж занимает место управителя и попечителя (ибо он есть глава, по его словам, и спаситель), а жена — место подчиненного (ибо она есть тело). Как Христос, будучи главой Церкви, печется о ней и охраняет, так и муж есть охранитель своего тела, то есть своей жены. Как же после этого не должно тело подчиняться главе, которая печется и охраняет его?
 


Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
 

Еф.5:24 с толкованием
Отсюда ты поймешь яснее то, что выше он сказал: повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Так как жены должны повиноваться мужьям, как Церковь Христу, а Церковь и жены составляют, то, как Христу, должна подчиняться жена своему мужу. Каким же образом? Всегда ли повелевает повиноваться? Неужели и тогда, когда муж будет склонен к неверию? Но не о неверных мужьях теперь речь у Павла, а о верных, о которых, без сомнения, он и писал.
 


Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.
 

Еф.5:25 с толкованием
Ты видел, как Павел понуждал жену повиноваться тебе в той же мере, как и Церковь повинуется Христу; послушай и то, как с другой стороны понуждает тебя любить ее, а не деспотически обращаться с ней. Люби же ее! В какой мере? Как и Христос Церковь. Заботься о ней, как и Христос о Церкви. Если бы нужно было пострадать и даже умереть за нее, не отказывайся. Ибо ты, как уже соединенный с нею любовью, сделаешь это; а Он совершил это, когда находилась она во вражде к Нему и была прелюбодейцей. И как Он уклонившуюся от Него возвратил к Себе не угрозами и насилием, так и сам ты, если бы заметил, что жена удаляется от тебя и ищет разгула, постарайся привлечь ее к себе большей любовью и попечением. И если бы ты потерпел что-нибудь ради нее, не упрекай; потому что и Христос не упрекает Церкви.
 


Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.
 

Еф.5:26 с толкованием
Итак, она была порочна, нечиста и безвидна, но Он не возгнушался ей, так и ты не гнушайся своей женой, хотя бы она была безобразна и ничего не стоила. А что Церковь была безобразна, послушай: вы некогда были тьмой, а что чернее тьмы? Служили злобе и зависти, а что может быть более нечисто? Непослушны, неразумны и даже богохульны, а что может быть гнуснее этого? И, однако, Он предал Себя за нее, как если бы она была прекрасной и чудной. И очистил банею водной, то есть крещением. Посредством слова. Какого? Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
 


Чтобы представить ее Себе славною Церковью.
 

Еф.5:27 с толкованием
Не просто чистой, но славною! И так как Христос — источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога.
 


Не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
 

Еф.5:27 с толкованием
Этими словами указывает на душевные страсти. Скверны — это недавние страсти, которые легко смыть, которые и причиняли бесчестие; пороки же — это страсти, застаревшие от времени, они-то и делали людей нечистыми и с трудом смываются. Но божественная баня все это очистила и сделала святыми и непорочными.
 


Так должны мужья любить своих жен, как свои тела.
 

Еф.5:28 с толкованием
Не как на более важный и необходимейший пример указывает теперь на то (ибо ясно, что отношение Христа к Церкви гораздо важнее этого примера), но как на более близкий и подручный. Именно дабы кто-нибудь не сказал, что Тот был Бог и предал Себя, — он иным способом указывает нам эту необходимость. Должны, говорит, любить, то есть не милость — это дело, но долг и необходимость, потому что жена есть твое тело. Итак, пример Христа он привел не к тому только, что должно любить, но и к тому, чтобы и благоустроять. Чтобы она была, говорит, свята и непорочна. Пример же тела выставил по отношению только к любви.
 


Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь.
 

Еф.5:29 с толкованием
Напряженное, говорит, и самое тщательное попечение прилагает всякий о своем теле, так и ты по отношению к своей жене. И опять Христа приводит в пример, показывая, что и Христос возлюбил нас, как Свою собственную плоть.
 


Потому что мы члены тела Его.
 

Еф.5:30 с толкованием
То есть имеем великое сродство с Ним.
 


От плоти Его и от костей Его.
 

Еф.5:30 с толкованием
Ибо из нашего вещества Он произошел, как и Ева из Адама. И как там столь великая близость, так и у нас. Да и с другой стороны, мы — от плоти Его, и от костей Его, потому что как Тот родился от Духа без сожития, так и мы — в купели; и потому что принявши таинства, мы с этого момента божественно пересоздаемся. Короче сказать, он говорит, что мы имеем наивысшую близость к Нему. Ибо и видимо Он общник нам по плоти и крови, и невидимо, источник нашего духовного возрождения, как и Адам — источник Евиного создания.
 


Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
 

Еф.5:31 с толкованием
Вот я еще пример, именно: когда кто, оставив своих родителей, соединяется с ней. И не сказал: будет жить вместе с нею, но: прилепится, указывая на неразрывное единение. А слова одна плоть понимаются и просто, так говорит великий Иоанн Златоуст: будет едина плоть; но могут означать и нечто другое, именно: будут два для произведения одной плоти, то есть ребенка.
 


Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
 

Еф.5:32 с толкованием
То есть на великое нечто и чудное указал Моисей. И поистине тайна — оставить тех, которые родили, трудились для него и делали добро, и прилепиться к той, которую никогда не видал и которая даже и не начинала делать добро. Действительно, это — великая тайна, если только понимается это о Христе, как пророческое слово о Нем. Ибо и Он оставил Отца, не в смысле перемены места, но снисходя до восприятия плоти, и пришел к невесте, которая совершенно не знала Его, и стал едино с ней по духу. Ибо соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1Кор.6:17). Как же после этого осуждать брак, когда Павел приводит его во образ тайны Христовой и называет его тайной?
 


Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя.
 

Еф.5:33 с толкованием
Впрочем, говорит, хотя я и аллегорически изложил это, однако и ради жены это сказано, и аллегория не уничтожает заключающегося в букве указания на отношение мужа к жене. Ибо должен каждый любить свою жену и лелеять, как самого себя. И не говори мне, что жена имеет тот или другой недостаток, потому что и в теле твоем много недостатков, например, вывихнутая рука, хромая нога, попорченный глаз — но ты не отсекаешь их, а еще большего удостаиваешь попечения.
 


А жена да боится своего мужа.
 

Еф.5:33 с толкованием
Так как равенство производит беспорядок, поэтому он вводит страх, чтобы один был начальник — муж. Страхом же здесь называется особенное почтение и сдержанность, — страх, приличный свободным, а не рабский. В таком страхе и любовь найдет себе поддержку и сама, в свою очередь, его поддержит. И будет жена любить мужа, как часть тела — главу, и бояться его, то есть почитать, как главу. Ну, а если жена не будет бояться? Ты все-таки люби и делай свое, подобным образом и жена, если и не будет любима, все же пусть питает страх. И заметь, о том, что мужу должно любить свою жену, говорил подробно, о страхе же не распространяется, потому что желает, чтобы первое имело перевес, именно любовь. Да и жена, как сказано, должна бояться страхом, происходящим из любви, не возбуждающим трепета и боязни, из которых проистекает скорее ненависть; но так, чтобы не противоречить, не восставать и не домогаться первенства. Ибо, хотя и одна плоть, и имеет власть и равночестна в этом отношении; но жена есть вторая власть, муж же имеет большее значение.
 


Примечания


У блж. Феофилакта "вас", вместо "нас".


За нас опущено у блж. Феофилакта

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 07.02.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.5

Глава 
5

Еф.5  с толкованием

Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная.
 

Еф.5:1 с толкованием
Сподобились вы всыновления, именуете БогаОтцом. Поэтому ревнуйте о сем родстве.
 


И ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания.
 

Еф.5:2 с толкованием
И здесь показал Апостол равенство Отца и Сына. Ибо, повелев подражать Богу, то же самое заповедует и в рассуждении Сына. И как сказал об Отце, что даровал нам, так и о Сыне говорит, что возлюбил есть нас и предаде Себе за нас. Ибо не по нужде, как какой-нибудь раб, повиновался, но добровольно предаде Себе за нас. Сие же: жертву и приношение в воню благоухания, явно говорит о теле, потому что тело пригвождено ко кресту.
 


Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым.
 

Еф.5:3 с толкованием
Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти.
 


И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение.
 

Еф.5:4 с толкованием
Изгоняет из собрания благочестивых и неумеренный смех, потому что его порождают буесловие и кощунство.
 


Сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния во Царствии Христа и Бога.
 

Еф.5:5 с толкованием
То же сказал и в Послании к Коринфянам (1Кор.6:9-10). Идолослужением же назвал любостяжание, по слову Господнему. Ибо сказано: никтоже может двема господинома работати, и: не можете Богу работати и маммоне (Мф.6:24).
 


Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя.
 

Еф.5:6 с толкованием
Поелику последующие эллинским учениям делали все исчисленное выше, то повелевает не слушать сих учений, потому что делателям лукавства угрожает наказание от Бога.
 


Не бывайте убо сопричастницы сим,
 

Еф.5:7 с толкованием
то есть тем, которые порабощены злочестию.
 


Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе;
 

Еф.5:8 с толкованием
потому что озарились Божественным светом.
 


Якоже чада света ходите.
 

Еф.5:8 с толкованием
Поелику назвал их светом, светом же истинным нарицается Господь, то нарек их и чадами света.
 


Плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине.
 

Еф.5:9 с толкованием
Кто приобщается Всесвятого Духа, тот да приносит плоды Духа.
 


Искушающе, что есть благоугодно Господу.
 

Еф.5:10 с толкованием
Одарены вы разумом и прияли благодать Всесвятого Духа. Посему удобно можете распознавать благоугодное Богу.
 


И не приобщайтеся к делом неплодным тме паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть.
 

Еф.5:11 с толкованием
Назвал ефесян светом и чадами света. А свет обличает кроющееся во тьме. Посему повелевает им не только убегать сообщения с пребывающими во тьме, но и обличать их лукавство.
 


Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос.
 

Еф.5:14 с толкованием
Так в некоторых списках читается: осветит тя Христос, и сие чтение более всего прилично связи речи. Ибо кто отлагает леность, как сон, тот приемлет луч Господня света. Впрочем, должно знать что свидетельство сие не из Писания, ибо в Божественном Писании нигде не находим оного. Иные же из толкователей утверждали, что сподобившиеся духовной благодати написали несколько псалмов, и сие дает разуметь божественныя. Апостол в Послании к Коринфянам: кийждо вас псалом имать (1Кор.14:26).
 


Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дни лукави суть.
 

Еф.5:15 с толкованием
Днями лукавыми называет не самое время (ибо какое лукавство имело бы время?), но злобу, на какую отваживаются в сии дни. Посему и сказал: искупующе время, то есть оно не ваше, потому что вы — пресельники и пришельцы. Поэтому мужественно переносите встречающиеся скорби и употребляйте настоящее время, как должно.
 


Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия.
 

Еф.5:17 с толкованием
Ибо крайнее безумие не служить всем спасшему Владыке.
 


И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.
 

Еф.5:18 с толкованием
Апостол, отвергнув упоение вредное, ввел на место его духовное. Сие разумел, сказав: ис_полняйтеся Духом, то есть: непрестанно песнословя Бога, углубляясь в самих себя и возбуждая всегда помысл. Ибо поет сердцем, кто не только приводит в движение язык, но и ум возбуждает к уразумению произносимого.
 


Благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу.
 

Еф.5:20 с толкованием
Не за себя только надлежит песнословить благодетеля Бога, но и за всех участвующих в благодеянии. Делать же сие надобно, всегда памятуя спасшего нас Христа.
 


Повинующеся друг другу в страсе Божии.
 

Еф.5:21 с толкованием
Ибо повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поелику Апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым родам людей.
 


Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела.
 

Еф.5:22 с толкованием
Весьма премудро божественный Апостол представил сей пример. Ибо достаточно оного, чтобы и женам внушить уважение к своим мужам, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам.
 


Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем.
 

Еф.5:24 с толкованием
Как предписывающий закон благочестивым, Апостол присовокупил: во всем. А что дает закон благочестивым, показывает представленный пример. Никто же из питомцев благочестия не предпочитает своего Божию.
 


Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса.
 

Еф.5:25 с толкованием
Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы ее очистить, соделать славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам, и прилагать о них попечение, как о собственном своем теле. А сие: очистив банею водною в глаголе, значит: во имя Отца и Сына и Святого Духа.
 


Любяй бо свою жену, себе самого любит: никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю.
 

Еф.5:29 с толкованием
Если в каком-либо члене бывает какое-либо страдание, не отсекаем оного, но стараемся уврачевать. Так и вам надлежит, говорит Апостол, заботиться о женах.
 


Якоже и Господь Церковь.
 

Еф.5:29 с толкованием
Питает и греет ее, предлагает ей в снедь собственное Свое Тело и Кровь Свою.
 


Зане уди есмы тела Его от плоти Его, и от костей Его.
 

Еф.5:30 с толкованием
Ибо как Ева создана из Адама, так мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, ядим Тело Его и пием Кровь Его. Апостол же напоминает нам и сказанное о жене.
 


Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. (Быт.2:24)
 

Еф.5:31 с толкованием
Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть. Свидетель сему и плод брачный, потому что единое чадо рождается от обоих. Впрочем, божественный Апостол, повторив закон брака, показывает, что он просиявает и в браке духовном, и взывает:
 


Тайна сия велика есть: аз глаголю во Христа, и во Церковь.
 

Еф.5:32 с толкованием
Ибо Сам Христос, оставив Вышнего Отца, сочетался с Церковию. Но оставил только видимо, по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество.
 


Обаче и вы по единому кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе: а жена да боится своего мужа.
 

Еф.5:33 с толкованием
Не во всех отношениях, говорит Апостол, ко Христу и к Церкви прилагаю я брачный закон. Ибо и вы подлежите закону, и мужу надлежит любить жену, как собственное свое тело, а жене и любить, и бояться своего мужа. Сие повелел и божественный закон: к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт.3:16).