Библия Синодальный перевод Книга пророка Захарии Глава  4

Книга пророка Захарии
 


Глава 
4

Зах.4  с толкованием

1
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.

Зах.4:1  с толкованием

2
И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;

Зах.4:2  с толкованием

3
и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.

Зах.4:3  с толкованием

4
И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?

Зах.4:4  с толкованием

5
И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.

Зах.4:5  с толкованием

6
Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.

Зах.4:6  с толкованием

7
Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!"

Зах.4:7  с толкованием

8
И было ко мне слово Господне:

Зах.4:8  с толкованием

9
руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.

Зах.4:9  с толкованием

10
Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?

Зах.4:10  с толкованием

11
Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?

Зах.4:11  с толкованием

12
Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?

Зах.4:12  с толкованием

13
И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.

Зах.4:13  с толкованием

14
И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.

Зах.4:14  с толкованием

Толкования на главу Зах.4
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Захарии

Зах.4

Глава 
4

Зах.4  с толкованием

2
И рех: видех и се свещник злат, и светильце верху его, и седмь светильник верху его. Златой свещник, по обыкновенному толкованию, означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство; семь светильников означают семь царских споспешников, подобных тем, какие были при Езекии. Таковыми споспешниками были теперь Холдай, Товия, Адай, Иасиа, Аггей, Малахия и сам Захария. В смысле духовном златой свещник представляет нам образ святого креста; светильце на верху его есть Церковь; семь светильников означают вождей Церкви Божией, каковы суть: Апостолы, Пророки, учители и приявшие дарование чудотворения, исцеления, правления и заступления (1Кор.12:28). И седмь чашиць светильников.

Зах.4:2  с толкованием

3
И две маслины едина одесную светильца его, и едина ошуюю.

Зах.4:3  с толкованием

14
И рече ко мне: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли. Семь чашиц у светильника изображают, что труд, какой приимет один из семи споспешников, будет трудом не одного, но многих, потому, что все прочие будут содейственниками ему. Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают дух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство. В смысле же духовном семь чашиц у светильника означают, что церковное учение есть общее достояние и назидающих и назидаемых; две маслины, из которых одна на правой, а другая на левой стороне, изображают два завета, также священство и царское достоинство. Два сына тучности, то есть сыны помазания, суть народ иудейский и народы языческие.

Зах.4:14  с толкованием

6
Сие слово Господне к Зоровавелю: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь Вседержитель. Что умыслил Зоровавель, то совершит он, но не своею силою и не своею крепостью, а Моим Духом, действующим в нем, как действовал прежде в Самсоне, и споспешествующим ему.

Зах.4:6  с толкованием

7
Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля? Ты не более, как равнина. Почему ты, племя Гога, почитаешь себя горою великою? За что уподобляют тебя, горе великой? Что умышляешь против Зоровавеля? Пред Зоровавелем ты распадшаяся гора; хотя почитаешь себя горою великою, но в самом деле ты равнина. И изнесу камень первейший равенства и благодати. Камень равенства, потому что все колена единодушно подчинятся Зоровавелю; и камень благодати, потому что правление его будет для них вожделенно, по причине славных побед и кротости.

Зах.4:7  с толкованием

9
Руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам. В смысле историческом и прообразовательном Пророк говорит здесь о Зоровавеле, руками которого храм иерусалимский воссоздан и совершен в течении сорока лет по возвращении из плена. В смысле же духовном и действительном Пророк говорит здесь о Христе, Который по человечеству произошел чрез Зоровавеля от семени Давидова. А под образом храма Пророк представляет Церковь, верою созидаемую у всех народов, которые уверовали во Христа, и освободившись от диавола и смерти, совокупились во единый храм, то есть Церковь Христову.

Зах.4:9  с толкованием

10
Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю, то есть те семь очей, которые видишь на камне, представляют собою семь народных правителей, которые, повинуясь воле Божией, исполняют свое служение, как надлежит праведникам. В смысле духовном семь очей Господних, призирающих на всю землю, манием Господним поддерживаемую, означают семь действ Святого Духа, в которых являет Он присутствие Свое. И увидите камень отвеса в руку Зоровавеля, то есть вы, Иудеи, увидите камень отвеса, сделанный из олова, какой строители зданий употребляют для определения прямизны стен здания. В смысле духовном сими словами Пророк выражает, что Иудеи увидят силы и знамения, совершаемые рукою Зоровавеля. А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть.

Зах.4:10  с толкованием

12
Щипцы изливающие злато. Это уста священников и царей, когда они возвещают истину.

Зах.4:12  с толкованием