Библия Синодальный перевод Послание к Римлянам Глава  13

Послание к Римлянам святого апостола Павла
 


Глава 
13

Рим.13  с толкованием

1
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

Рим.13:1  с толкованием

2
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Рим.13:2  с толкованием

3
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,

Рим.13:3  с толкованием

4
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

Рим.13:4  с толкованием

5
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Рим.13:5  с толкованием

6
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

Рим.13:6  с толкованием

7
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Рим.13:7  с толкованием

8
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

Рим.13:8  с толкованием

9
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

Рим.13:9  с толкованием

10
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Рим.13:10  с толкованием

11
Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Рим.13:11  с толкованием

12
Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

Рим.13:12  с толкованием

13
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

Рим.13:13  с толкованием

14
но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Рим.13:14  с толкованием

Толкования на главу Рим.13
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к римлянам Святого Апостола Павла

Рим.13

Глава 
13

Рим.13  с толкованием

Всякая душа да будет покорна высшим властям.
 

Рим.13:1 с толкованием
Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью - показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.
 


Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
 

Рим.13:1 с толкованием
Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога. Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: разумная жена - от Господа (Притч.19:14), высказывает не то, что Бог соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, - все установлены Богом.
 


Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
 

Рим.13:2 с толкованием
Дабы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
 


Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.
 

Рим.13:3 с толкованием
Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя.
 


Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.
 

Рим.13:4 с толкованием
Он, говорит, содействует воле Божией. Например: Бог советует тебе быть целомудренным: и начальник предписывает тоже законами. Бог увещевает тебя не быть любостяжательным и вором: и начальник поставлен судьей над тем же. Следовательно, он нам поспешник в добрых делах, если предаемся ему.
 


Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит еч.
 

Рим.13:4 с толкованием
Значит, не начальник производит в нас страх, но пороки наши, по причине которых и меч начальника, то есть власть наказывать. Начальник, говорит, не напрасно опоясывается мечом, но для того, чтобы наказывать порочных.
 


Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
 

Рим.13:4 с толкованием
Когда начальник хвалит добродетель, исполняет волю Божию; и когда употребляет в дело меч, есть слуга Божий, защищающий добродетель и прогоняющий порок. Многие делают добро не столько из-за страха Божия, сколько по боязни начальников. Посему, когда начальник защищает добродетель и наказывает порок, то он - Божий слуга.
 


И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
 

Рим.13:5 с толкованием
Тебе необходимо, говорит, повиноваться не потому только, чтобы не испытать гнева и Божия, и начальнического, как непокорному, и не подвергнуться несносному наказанию, но и потому, чтобы не оказаться бессовестным и неблагодарным к благодетелю. Великие благодеяния доставляют начальства государствам. Ими поддерживается благосостояние наше, а если бы не было их, давно уже все ниспроверглось бы от того, что сильнейшие поглотили бы слабейших. Итак, собственная совесть твоя, говорит, пусть убедит тебя почитать тех, которые доставляют тебе столько благ.
 


Для сего вы и подати платите.
 

Рим.13:6 с толкованием
Ты говорит, сам свидетельствуешь, что начальник благодетельствует тебе, потому, что даешь ему вознаграждение, очевидно, как промышляющему о тебе. Мы не стали бы платить подати изначала, если бы не знали, что получаем пользу от начальства, проходящие которое неутомимо бодрствуют вместо нас, а мы свободны от хлопот по сему.
 


Ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
 

Рим.13:6 с толкованием
Поэтому и Богу угодно, чтобы мы платили служителям Его подати. Бог хочет, чтобы в гражданском обществе было мирно, жили добродетельно и поражался порок; а в этом-то и служат начальники воле Божией, ревностно заботясь об общем спокойствии, прилагая неутомимое попечение о том, чтобы мы проводили жизнь в мире и тишине. Если иной употребляет начальствование во зло, то это ничего не говорит против пользы самого начальства.
 


Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
 

Рим.13:7 с толкованием
Благодарность к начальникам есть, говорит, неизбежный долг твой. Отдавай же должное всякому, кому вручены различные начальствования: кому следует подать, то есть подать поголовная, тому отдавай подать, а кому оброк, то есть взнос за землю, тому отдавай оброк. Но не одни только деньги давайте. Воздавайте и страх, то есть почтение, благоговение и отменную почесть. Поэтому присовокупляет: кому честь, честь. Страх бывает двух родов. Один страх тот, которым боятся преступники, - страх, происходящий от худой совести: этот страх еще прежде отверг апостол. Другой же страх тот, который имеют любящие к любимому, то есть высшая степень почтения, как сказано: нет скудости у боящихся Его (Пс.33:10) и: страх Господень чист, пребывает вовек (Пс.18:10). Здесь разумеется благоговение.
 


Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.
 

Рим.13:8 с толкованием
Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг - любить ближнего.
 


Ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
 

Рим.13:9 с толкованием
Кто любит ближнего, тот исполняет закон. Поэтому каждый должен любить ближнего своего потому, что получает от него и от любви к нему столько благодеяний, что исполняет весь закон. Не сказал: дополняется, но заключается, то есть в этой заповеди сокращенно заключается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Далее, закон требует любви в высшей степени. Люби - говорит, - ближнего, как самого себя, а Господь наш требует большего, внушив, чтобы мы любили ближнего более, нежели себя; ибо научает полагать за друга душу (Ин.15:13).
 


Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
 

Рим.13:10 с толкованием
Показывает, что любовь имеет то и другое совершенство. Когда говорит, что любовь не делает ближнему зла, обозначает, что она есть воздержание от зла, а словами любовь есть исполнение закона указывает, что она есть делание добра. Итак, любовь совершает в нас добродетель, указываемую законом, во всей ее полноте.
 


Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна.
 

Рим.13:11 с толкованием
Вы должны, говорит, весьма высоко ценить любовь, а чрез нее - все прочие добродетели. Таково уже время. Близок день воскресения, близок суд, и нам должно пробудиться от сна нерадения и быть готовыми к делам, достойным воскресения.
 


Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
 

Рим.13:11 с толкованием
Вероятно, они в начале, по обращении своем, были ревностнейшими, а потом, с течением времени, охладели. Поэтому говорит: теперь мы ближе к будущему веку; ибо его разумеет под спасением, назвав его так с лучшей его стороны, потому что для грешников он не спасение, но погибель. Приближаясь же к будущей жизни, мы должны усилить свое внимание. Это и показывает далее.
 


Ночь прошла (προέκοψεν), а день приблизился.
 

Рим.13:11 с толкованием
То есть ночь скоро кончится. Например: положим, что ночь состоит из двенадцати часов. Когда пройдет десять часов, то говорим, что ночь кончается (προέκοψεν), вместо: прошла, близка к концу. Ночью называет настоящий век, потому что в нем многие находятся во тьме и житие каждого покрыто тьмой; а днем именует век будущий, как по причине светлости праведных, так и потому, что тогда откроются тайны всех. В Евангелии же днем называется настоящий век потому, что во время его должно делать, а ночью именуется будущий век потому, что тогда никто не может делать (Ин.9:4).
 


Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
 

Рим.13:12 с толкованием
Делами назвал греховные действия, как нечто трудное, сопряженное с великими неудобствами, подверженное тысячам опасностей даже в нынешнем веке; а оружием света наименовал действия добродетельные: ибо они поставляют имеющего их, как оружие в безопасности, и делают светлым как оружие света. Словами отвергнем и облечемся показал удобство того и другого, то есть и удаления от злых дел и обращения к добродетели. Как не трудно отложить одежду и облечься в другую, так возможно удалиться от порока и воспринять добродетель.
 


Как днем, будем вести себя благочинно.
 

Рим.13:13 с толкованием
Выше сказал: день приблизился, а теперь показывает, что он уже наступает, и учит вести себя в нем благочинно. Благочинством привлекает тех, которые много уважали славу народную; и не сказал: ведите себя, - но будем вести себя, делая свое увещание сносным. Ибо ничто так не безобразно, как грех, и ничто так не доставляет благообразия, как добродетель.
 


Не предаваясь ни пированиям и пьянству.
 

Рим.13:13 с толкованием
Не пить запрещает, но пить без меры; не употребление вина, но пьянство. Пированием называется (состояние) в пьяном виде, соединенное с обидами, что называется также бесчинием в пьяном состоянии.
 


Ни сладострастию и распутству.
 

Рим.13:13 с толкованием
Сказав прежде о пьянстве, теперь говорит о происходящем от него зле; ибо распутство происходит от пьянства, и здесь отсекает не сообщение с женщинами, но блуд.
 


Ни ссорам и зависти.
 

Рим.13:13 с толкованием
Угасив зло, рождающееся от похоти, подавляет теперь и то зло, которое происходит от гнева. Ибо ничто так не возжигает похоть и не воспламеняет гнев, как пьянство и бесчиние в пьяном состоянии. От зависти происходит рвение или ссора, потому что завидующий другому доходит и до ссор. Посему-то, отъяв ссору, восходит и к началу ее - зависти. Упоминает же о ссоре и зависти вместе с распутством потому, что от последнего происходят брани и превращения домов.
 


Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа.
 

Рим.13:14 с толкованием
Совлекши с нас одежду греховную, украшает наконец нас, облекая нас уже не в оружия света, но, что более может ужасать, делая одеянием нашим Самого Владыку. Кто облечен в эту одежду, тот имеет всякую добродетель.
 


И попечения о плоти не превращайте в похоти.
 

Рим.13:14 с толкованием
Не запрещает попечения о теле, но похоти. Заботься, говорит, о теле для здоровья, а не для непотребства. Ибо то было бы не попечение, когда бы ты возжег пламень и распалил печь во вред себе. Старайся только о том, чтобы иметь тело здоровое, а что сверх того, о том не заботься, и не возжигай похоти тела, но все тщание обрати к духовному.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к римлянам

Рим.13

Глава 
13

Рим.13  с толкованием

1
Всякая душа, говорит, которая, если подчинена будет властям, да повинуется им, - ибо нет власти (если) не от Бога. Несправедлив ли, или жесток будет кто (из начальников), для укрощения несправедливых и для одобрения праведных дается он (начальник). Если же ласков и правдив будет, то по милосердию он дан.

Рим.13:1  с толкованием

2
Каковы бы и где бы они ни были, они однако существуют по повелению Божию. Итак, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тот Божией воле противится. А противящиеся, за это сами себе осуждение получают.

Рим.13:2  с толкованием

3
Но хочешь ли не бояться начальников? (Так) добро делай, и за страх твой пред лицом их одобрение тебе будет большое от, них.

Рим.13:3  с толкованием

4
Ибо Божий служитель есть он, так как чрез него совершается воля Божия над праведными и беззаконными. Если же зло сделаешь, бойся и не делай, - ибо не без цели (напрасно) опоясан мечем.

Рим.13:4  с толкованием

5
Итак, необходимо повиноваться не только потому, что он есть отмститель гнева, но и ради совести, то есть ради ума нашего, чтобы не порицал нас за то, что мы исполнены гнева и противимся ему, после данного нам повеления о не сопротивлении им (властям).

Рим.13:5  с толкованием

6
Посему ведь (ибо) и подать представляете, ибо вы есте служители Бога, - Который уничижением Своим дал подать ради вас, чтобы быть вам примером (Мф.17:24 сл. ср. Флп.2:5 дал.).

Рим.13:6  с толкованием

7
Итак, отдавайте всем должное.

Рим.13:7  с толкованием

8
Никому же ничем не должайтесь, кроме того, чтобы друг друга любить, ибо кто любит ближняго, тот весь закон исполнил.

Рим.13:8  с толкованием

9
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не кради и прочие, в сем слове совершаются, которое говорит: возлюбить ближняго твоего, как себя самого (Лев.19:18. Ср. Гал.5:14 и Иак.1:8).

Рим.13:9  с толкованием

10
Посему, говорит: любовь братьев ничего злаго не совершает...

Рим.13:10  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Римлянам

Рим.13

Глава 
13

Рим.13  с толкованием

Всяка душа властем предержащым да повинуется.
 

Рим.13:1 с толкованием
Иерей ли кто, или архиерей, или давший обет иноческой жизни, да покоряется тем, кому вверено начальство, если только, как очевидно, согласно сие с благочестием. Ибо противление заповедям Божиим не позволяет покоряться начальствующим.
 


Несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть.
 

Рим.13:1 с толкованием
И сие зависит от Божия Промысла, ибо Сам Бог, промышляя об общем благочинии, устроил, чтобы одни начальствовали, другие были подначальными, страх начальствующих, как некую узду, возложив на поступающих несправедливо. Должно же знать, что божественный Апостол поставил в зависимость от Божия Промысла то, чтобы были начальствующие и подначальные, а не то, чтобы начальствовал именно тот или другой. Ибо по Божию постановлению не власть притеснителей, но самое Домостроительство властвования. Если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: Дам вам пастыри, по сердцу Моему, и упасут вас разумом (Иер.3:15); и еще: Приставлю судии твоя якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (Ис.1:26). Но, чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: Поставлю юношы князи их, и ругателие господствовати будут ими (Ис.3:4). Впрочем, время возвратиться к истолкованию следующего по порядку.
 


Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется.
 

Рим.13:2 с толкованием
Сим достаточно устрашил Апостол.
 


Противляющиися же себе суд приемлют,
 

Рим.13:2 с толкованием
то есть делаются подлежащими наказаниям. Потом учит и о потребности начальства.
 


Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым.
 

Рим.13:3 с толкованием
Ибо наказывают живущих порочно.
 


Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое.
 

Рим.13:4 с толкованием
Апостол соделал начальника достойным уважения, назвав его Божиим слугою; побудил же и к деланию доброго, сказав, что начальники хвалят за доброе.
 


Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему.
 

Рим.13:4 с толкованием
Если любишь доброе, почитай власть, как узаконяющую это, а если занимаешься противным тому, то бойся ее приговора, потому что поставлена Богом для наказания злых.
 


Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть.
 

Рим.13:5 с толкованием
Гневом Апостол называет наказание. Повелевает же повиноваться по той и другой причине — и по страху наказания, и чтобы выполнить должное, ибо сие назвал совестию.
 


Сего бо ради и дани даете: служителе бо Божии суть во истое сие пребывающе.
 

Рим.13:6 с толкованием
Ты спишь, а начальник несет на себе общую о всех заботу; ты сидишь дома, а он для мира ведет войну.
 


Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань; а емуже страх, страх: и емуже честь, честь.
 

Рим.13:7 с толкованием
Апостол уроком называет поземельную подать, данию же сбор за право торговли, а должным именует не только сие, но и страх и честь, ибо сим обязаны начальникам подначальные.
 


Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга,
 

Рим.13:8 с толкованием
чтобы не только воздавать долг любви (а сей долг надлежит воздавать прежде всякого другого), но воздаянием сим увеличить любовь; потому что воздаяние во много крат увеличивает долг и делает любовь более горячею.
 


Любяй бо друга закон исполни.
 

Рим.13:8 с толкованием
Почему и каким образом?
 


Еже бо: не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетелствуеши, не похощеши, и аще кая ина заповедь, в сем словеси совершается: во еже возлюбиши искренняго твоего, якоже сам себе.
 

Рим.13:9 с толкованием
Ибо кто хорошо к кому-либо расположен, тот не умерщвляет, кого любит, не прелюбодействует с его женою, не присваивает себе чего-либо принадлежащего любимому и не делает ничего иного, что причинило бы ему печаль. Ибо сие присовокупил Апостол:
 


Любы искреннему зла не творит.
 

Рим.13:9 с толкованием
Потом выводит заключение.
 


Исполнение убо закона любы есть.
 

Рим.13:10 с толкованием
Так и Господь на вопрос, какая заповедь есть первая, и первую изрек, и присоединил к ней вторую: Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепости твоею и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе (Лк.10:27), и показал, что первою заповедию совершается добродетель созерцательная, а второю деятельная. Так и божественный Апостол говорит: Исполнение убо закона любы. Потом прибавляет:
 


И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати,
 

Рим.13:11 с толкованием
то есть и особливо потому, что теперь время не сну, а бодрствованию.
 


Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом.
 

Рим.13:11 с толкованием
Ибо с каждым днем более приближаемся к Владычнему пришествию.
 


Нощь прейде, а день приближися.
 

Рим.13:11 с толкованием
Апостол нощию называет время неведения, а днем — время по пришествии Владыки, потому что Солнце Правды, воссияв, осветило вселенную светом Боговедения.
 


Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света.
 

Рим.13:12 с толкованием
Тмою называет неведение, а делами темными — дела беззаконные; и светом именует ведение, а оружием света — добрую деятельность.
 


Яко во дни, благообразно да ходим.
 

Рим.13:13 с толкованием
Апостол посредством телесного указывает духовное. Ибо и возлюбившие жизнь беззаконную беззаконие творят ночью, а днем принимают на себя вид благочиния. Посему желательно ему, по прошествии ночи и по прекращении неведения, избавиться от дел злых. Объясняет же и какие это дела.
 


Не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию.
 

Рим.13:13 с толкованием
Иные имеют обычай на пирах буйствовать и сквернить язык срамными песнями, а виновником этого пьянство. Оно же бывает матерью непотребства и наставницею в ссорах и спорах.
 


Но облецытеся Господем нашим Иисус Христом,
 

Рим.13:14 с толкованием
не для того, чтобы принять новое крещение, но чтобы знать, в какую облечены одежду.
 


И плоти угодия не творите в похоти.
 

Рим.13:14 с толкованием
Здесь Апостол заграждает также уста еретикам, обвиняющим плоть, потому что не запретил попечения о теле, но отверг роскошь и невоздержность. Не сказал: Не творите ничего, промышляя о плоти, но: в похоти не творите, то есть не доводите ее роскошью до неистовства.
 

Изложив сие о добродетели деятельной, Апостол снова возвратился к учениям догматическим. Надобно же прежде сказать о цели апостольского учения, чтобы истолкование изречений сделать удобопонятным. Уверовавшие из язычников возлюбили житие евангельское. Многие же из иудеев, приступивших к евангельской проповеди, рабски служили законным уставам, строго наблюдая дни и вкушая пищу, какую повелевал закон. Отсюда рождались ссора и борьба, потому что иудеи осуждали уверовавших из язычников за безразличное вкушение снедей, а последние смеялись над первыми за строгое до крайности и излишнее хранение закона. Посему божественный Апостол, врачуя сие, той и другой стороне предлагает надлежащее увещание. И сперва убеждает к братолюбию уверовавших из язычников.