Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  96

Псалтирь
 


Псалом 
96

Пс.96  с толкованием
[Псалом Давида, когда устроялась земля его.]
 


1
Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.

Пс.96:1  с толкованием

2
Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.

Пс.96:2  с толкованием

3
Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

Пс.96:3  с толкованием

4
Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.

Пс.96:4  с толкованием

5
Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

Пс.96:5  с толкованием

6
Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

Пс.96:6  с толкованием

7
Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.

Пс.96:7  с толкованием

8
Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,

Пс.96:8  с толкованием

9
ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

Пс.96:9  с толкованием

10
Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

Пс.96:10  с толкованием

11
Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.

Пс.96:11  с толкованием

12
Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

Пс.96:12  с толкованием

Толкования на главу Пс.96
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.96

Псалом 
96

Пс.96  с толкованием
Давиду 24, егда земля его устрояшеся, не надписан у Еврей.
 

И сие надписание приложивший признался, что не нашел онаго у Евреев, а приложил от себя. Следовательно оно не пророческое; потому что не соответствует и смыслу псалма. Пророк говорит об устроении всей земли, а не одной земли иудейской. Но, вероятно, и приложивший надписание под землею у Пророка, так как сладкопением его пользуются все люди, разумел целую вселенную. Впрочем псалмом предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд.
 


Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози.
 

Пс.96:1 с толкованием
В сих словах Пророк предсказывает первое пришествие Спасителя, почему и побуждает к ликованию и веселию жителей твердой земли и островитян; так как те и другие, утешаемые надеждою будущаго, радуются. Сказал же, что Господь воцарился, не потому что тогда только приял Он царство, но потому что тогда только явил царство Свое людям. А чтобы не впадать в тождесловие, желающих точнее дознать сие просим прочесть истолкованное уже нами.
 


Облак и мрак окрест Его: правда и судба исправление престола Его.
 

Пс.96:2 с толкованием
Словами: мрак и облак Пророк показал невидимость Божественнаго естества. Как не возможно видеть того, что закрыто облаком и мраком, так совершенно не возможно узреть и естество невидимое. Впрочем Пророк напоминает, что Он есть на горе Синаи явивший пришествие Свое облаком и мраком, и научает, что хотя не возможно увидеть естество Божие, однакоже есть возможность усматривать в действиях силу Его; потому что Бог обучил людей правде, и делающих все без разсуждения наставил, как вести жизнь по суду правому. Сие-то и исправили престол и царство Его.
 


Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его.
 

Пс.96:3 с толкованием
Сие сказано о втором пришествии. Это видел и божественный Даниил. Ибо говорит: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9-10).
 


Осветиша молния Его вселенную.
 

Пс.96:4 с толкованием
Действие огня двояко: он может не только жечь, но и освещать. Но одним насладится лик Святых, а другое испытают жившие в безаконии. Молнии и Сам Владыка уподобил пришествие Свое. Сказал же так: якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго (Мф.24:27).
 


Виде, и подвижеся земля.
 

Пс.96:4 с толкованием
Ибо кто не убоится страшнаго онаго суда?
 


Горы яко воск растаяша от лица Господня: от лица Господа всея земли.
 

Пс.96:5 с толкованием
Не одни подвластные, но и сами владычествующие и царствующие, подобно воску приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха. Ибо чем больше дел, смотрение которых поручено им, тем большей подлежат они ответственности; и чем выше обязанность тем больше страха.
 


Возвестиша небеса правду Его: и видеша вси людие славу Его.
 

Пс.96:6 с толкованием
Это и было, и будет. Ибо, когда родился владыка Христос, лик Ангелов, явившись, вознес Богу песнопение о спасении человеков, и поющие взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14). Посему Пророк небесами назвал небесныя Силы, как и землею многократно называет обитающих на земле. Да и народы вселенной в собственном своем изменении увидели силу Бога и Спасителя нашего. Второе же пришествие ясно откроет всем людям царство Владыки; тогда все услышим и песнопения Ангелов.
 


Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолах своих.
 

Пс.96:7 с толкованием
Поелику возсиял истинный свет; то да удалится тма, да устыдятся поработившиеся заблуждению, да сокроются служащие идолам.
 


Поклонитеся Ему вси Ангели Его.
 

Пс.96:7 с толкованием
И сие пророчество блаженный Павел приложил к Спасителю; говорит же так в послании к Евреям: егда же паки вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии (Евр.1:6). Благовременно же это и здесь поместил Пророк: ибо показав, что поклонники идолов постыждены и скрываются, показывает также, что безчисленныя тьмы Ангелов покланяются нашему Богу.
 


Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери иудейския, судеб ради Твоих Господи.
 

Пс.96:8 с толкованием
И здесь Пророк Сионом называет благочестивое общество, а дщерями иудейскими - Церкви во вселенной; потому что насадившие и породившие их Апостолы Спасителя от Иудеев вели род. И свидетель сему божественный Павел, который в послании к Коринфянам ясно говорит: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор.4:15). Поелику Церковь Спасителева едина (все веруюшие составляют одно тело), и опять церквей много (много членов в теле): то Пророк общий состав благочестивых назвал Сионом, а дщерями иудейскими именует собрания верующих в городах и селениях, и в местах уединенных. Говорит же, что и те и другие исполнены веселия о праведных судьбах Судии.
 


Яко Ты Господь вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.
 

Пс.96:9 с толкованием
Все радуются и восторгаются, приобретши познание истиннаго Бога и Царя, и увидев обличение богов не существующих. Ибо их суетность обличена, явлена же Твоя высота. А поелику имеем нужду не в одной вере, но и в добрых делах: то Пророк по необходимости предлагает и следующий совет:
 


Любящии Господа, ненавидите злая.
 

Пс.96:9 с толкованием
Если любезно вам доброе, то гнушайтесь противоположным. Ибо кое общение свету ко тме (2Кор.6:14)? А в слове: злая Пророк воспретил все виды порока.
 


Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я.
 

Пс.96:10 с толкованием
Отвращаясь порока и заботясь о житии правом и правдивом, будете иметь попечителем и хранителем Господа всяческих, и преодолеете неприязненных, которые возстают на вас.
 


Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
 

Пс.96:11 с толкованием
Ибо не все люди захотели насладиться светом, не все прияли веселие от веры. Само Солнце правды на всех излияло лучи спасения, но есть и такие, которые смежили очи и не захотели увидеть света.
 


Веселитеся праведнии о Господе, и исповедайте память святыни Его.
 

Пс.96:12 с толкованием
Поэтому все насладившиеся светом и возлюбившие достояние добродетели, возрадуйтесь и песнословьте Бога, поведая множество благодеяний. Ибо исповеданием Пророк назвал здесь благодарение.
 


Примечания


По слав. переводу читается: Псалом Давиду.