Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  95

Псалтирь
 


Псалом 
95

Пс.95  с толкованием
[Хвалебная песнь Давида. На построение дома.]
 


1
Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;

Пс.95:1  с толкованием

2
пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;

Пс.95:2  с толкованием

3
возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;

Пс.95:3  с толкованием

4
ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.

Пс.95:4  с толкованием

5
Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил.

Пс.95:5  с толкованием

6
Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

Пс.95:6  с толкованием

7
Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;

Пс.95:7  с толкованием

8
воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;

Пс.95:8  с толкованием

9
поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!

Пс.95:9  с толкованием

10
Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.

Пс.95:10  с толкованием

11
Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;

Пс.95:11  с толкованием

12
да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные

Пс.95:12  с толкованием

13
пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей.

Пс.95:13  с толкованием

Толкования на главу Пс.95
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.95

Псалом 
95

Пс.95  с толкованием
Песнь 22 Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей.
 

И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто нибудь другий, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение.
 


Воспойте Господеви песнь нову.
 

Пс.95:1 с толкованием
При новом порядке дел потребно и новое песнопение.
 


Воспойте Господеви вся земля.
 

Пс.95:1 с толкованием
Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию.
 


Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его.
 

Пс.95:2 с толкованием
Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем.
 


Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.
 

Пс.95:3 с толкованием
Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия.
 


Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги.
 

Пс.95:4 с толкованием
Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лжеименных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом.
 


Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.
 

Пс.95:5 с толкованием
Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он - Творец небес.
 


Исповедание и красота пред Ним: святыня и великолепие во святиле Его
 

Пс.95:6 с толкованием
потому что, и восприяв естество человеческое, и в нем явившись человекам, издает блистания собственнаго Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. Святилом же Его Пророк нарек восприятый Им на Себя храм, а о красоте упоминал уже в псалме сорок четвертом; ибо сказал: красен добротою паче сынов человеческих (Пс.44:3).
 


Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его.
 

Пс.95:7 с толкованием
Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его.
 


Возьмите жертвы, и входите во дворы Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его.
 

Пс.95:8 с толкованием
Пророк разумеет словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви. Сверх того не Иудеям повелел сие Пророк, чтобы не стал кто подразумевать жертв подзаконных, но отечествиям язык, которыя приносят в церквах жертвы новаго завета. О сем и чрез другаго Пророка предвозвестил Бог, беседуя с Иудеями: несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста (Мал.1:10-11).
 


Да подвижится от лица Его вся земля.
 

Пс.95:9 с толкованием
Акила, а также и Симмах перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли (Ис.26:18). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места перваго стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах.
 


Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится.
 

Пс.95:10 с толкованием
Посему проповедуйте царство Бога всяческих, которым пременена предававшаяся заблуждению вселенная, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так перевел и Симмах: Господь воцарился, и соделал вселенную неподвижною. Из сего явствует, что царство Божие вечно, явлено же было тогда пременением порядка дел.
 


Судит людем правостию.
 

Пс.95:10 с толкованием
Поелику Пророк показал, что Бог есть царь; то кстати упоминает и о суде, возвещая правоту и справедливость онаго.
 


Да возвеселятся небеса, и радуется земля.
 

Пс.95:11 с толкованием
Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей.
 


Да подвижится море и исполнение его.
 

Пс.95:11 с толкованием
А Феодотион и Симмах перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах.
 


Возрадуются поля, и вся яже на них.
 

Пс.95:12 с толкованием
А Симмах перевел так: похвалится село и все, что на нем. Господь же, изъясняя причту о плевелах, селом наименовал мир (Мф.13:38). Посему Пророк говорит, что все исполнится радости и удовольствия.
 


Тогда возрадуются вся древа дубравная.
 

Пс.95:12 с толкованием
А Акила перевел: тогда восхвалят все древа дубравныя. Они преимущественно вознесут песнопение Богу; потому что в числе их и то спасительное древо, на котором пригвождено было Спасителево тело, и от котораго произрастают блага людям. Между тем надлежит знать, что пророческое слово употребило олицетворение; потому что и небо, и земля, и море, и поля, и древа, не имеют дара слова и неодушевленны, возносят же песнопение Богу сущие на них. Ибо среди моря обитают островитяне, на суше - жители твердой земли, а на небе - Ангелы; и те, которые видят дубравы свободными от служения идолов, возглашают песнь Богу. Так Пророк, описывая и исшествие сынов Израилевых из Египта, употребил опять олицетворение: море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии (Пс.113:3-4). Пророк предлагает вопрос, и получает ответ, выражая тем благодушие спасенных.
 


От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли.
 

Пс.95:13 с толкованием
Прекрасно повторил Пророк два раза: яко грядет, яко грядет; потому что первое пришествие даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел.
 


Судит 23 вселенней в правду, и людем истиною Своею.
 

Пс.95:13 с толкованием
Тогда-то, говорит Пророк, тогда сотворит праведный суд, не прежним уже водясь долготерпением, но изследывая истину дел и произнося о всех правый приговор.
 


Примечания


По слав. переводу: хвала песни.


В слав. переводе: судити.