Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  62

Псалтирь
 


Псалом 
62

Пс.62  с толкованием

1
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.

Пс.62:1  с толкованием

2
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,

Пс.62:2  с толкованием

3
чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:

Пс.62:3  с толкованием

4
ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.

Пс.62:4  с толкованием

5
Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.

Пс.62:5  с толкованием

6
Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,

Пс.62:6  с толкованием

7
когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,

Пс.62:7  с толкованием

8
ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;

Пс.62:8  с толкованием

9
к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.

Пс.62:9  с толкованием

10
А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;

Пс.62:10  с толкованием

11
сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.

Пс.62:11  с толкованием

12
Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Пс.62:12  с толкованием

Толкования на главу Пс.62
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.62

Псалом 
62

Пс.62  с толкованием

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей.
 

Пс.62:1 с толкованием
Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову.
 


Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя.
 

Пс.62:2 с толкованием
Любовь к Тебе, Владыка, говорит Пророк, и сон отгоняет, и возбуждает меня на поклонение Тебе.
 


Коль множицею Тебе плоть моя.
 

Пс.62:2 с толкованием
Феодотион перевел: сколько раз, Акила: устремлена, Симмах: желает. Привел же я все сии переводы, желая показать, что в слове: ποσαπλων (коль множицею) надобно видеть не два речения, отделяя ποσ от ἁπλως , но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды.
 


В земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе.
 

Пс.62:3 с толкованием
Никакого вреда не причинила мне пустыня, но, как-бы стоя при самой святой Твоей скинии, приношу Тебе песнопение. Ибо речение: во святем означает скинию: так как храм Божий не был еще построен.
 


Видети силу Твою и славу Твою.
 

Пс.62:3 с толкованием
Предстою же Тебе, представляя мысленно неизреченную силу. Поелику естество Твое непостижимо; то побуждения к славословию заимствую в том, что от Тебя.
 


Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя.
 

Пс.62:4 с толкованием
Всякой жизни и богатых и властелинов, жизни беззаботной и многозаботливой, изнеженной, покойной, предпочитаю Твою милость, и возбуждаю уста свои к Твоему песнопению.
 


Тако благословлю Тя в животе моем: о имени Твоем воздежу руце мои.
 

Пс.62:5 с толкованием
Не престану делать сие во всю мою жизнь, воспевая Тебя устами, воздевая руки и прося Твоего человеколюбия.
 


Яко от тука и масти да исполнится душа моя.
 

Пс.62:6 с толкованием
Песнопение Твое почитаю умащением души, и думаю, что душа делается от него тучною и упитанною: потому что поучаться словесам Твоим значит постоянно утешаться и наслаждаться.
 


И устнама радости восхвалят Тя уста моя.
 

Пс.62:6 с толкованием
Посему-то со всем усердием вознесу Тебе песнопение, зная происходящую от того пользу.
 


Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя: Яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
 

Пс.62:7 с толкованием
Симмах перевел сие так: воспоминаю Тебя на постеле моей; в каждую стражу помышлял о Тебе, и покрываемый крилами Твоими, благословлял Тебя. Стражами называет Пророк стражи ночныя; потому что приставленные стеречь, разделяя ночное время, исполняют обязанность эту, сменяя одних другими, и иные делят ночь на три, а другие на четыре части. Так Господь пришел к священным Апостолам в четвертую стражу ночи. Посему божественный Давид говорит: лежа на постели, отгонял я от себя сладостный сон, каждую стражу помышляя о Тебе, и песнопениями воздавал за оказанныя мне благодеяния; потому что Ты, как-бы некиим покровом крил, охранял меня необоримым Твоим промыслом.
 


Прильпе душа моя по Тебе.
 

Пс.62:9 с толкованием
Даже и на малое время, говорит Пророк, не могу отрешить помысла своего от памятования о Тебе, но распаляемый горячею любовию, к памятованию о Тебе привязуюсь сею любовию, как бы некиим клейким составом. Потом показывает он плод любви.
 


Мене же прият десница Твоя.
 

Пс.62:9 с толкованием
Видя такую мою приверженность, удостоиваешь меня Твоего промышления.
 


Тии же всуе искаша душу мою.
 

Пс.62:10 с толкованием
Стараются они умертвить меня, не сделавшаго им никакой обиды.
 


Внидут в преисподняя земли.
 

Пс.62:10 с толкованием
Но знаю, что преданы будут смерти. Потом предвещает и самый образ их кончины.
 


Предадятся в руки оружия.
 

Пс.62:11 с толкованием
Потерпят сие от вражеской руки.
 


Части лисовом будут.
 

Пс.62:11 с толкованием
И подвергнутся сему не от сильных каких врагов, но от соседних иноплеменников, которые, подобно лисицам, иногда нападают, а часто, и почти всегда, прогоняемые обращаются в бегство. Представляющийся же с перваго взгляда смысл дает и то разуметь, что большая часть падших на войне не удостоятся погребения, но оставлены будут на снедение зверям.
 


Царь же возвеселится о Бозе.
 

Пс.62:11 с толкованием
А я не смертию их, говорит Пророк, от Тебя прияв царство, буду увеселяться, но Твоим промышлением, пользуясь которым избежал я всяких вражеских злоумышлений.
 


Похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
 

Пс.62:12 с толкованием
Наконец все свободно будут именовать его царем и клясться его спасением, не боясь уже клеветников, которых уста заграждены стали смертию. Ибо при жизни Саула боялись и говорить с Давидом, а по смерти его все безбоязненно воздали ему подобающую царю честь, и стали клясться спасением царя, поставляя себе это в честь и в случай снискать благоволение.