Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  61

Псалтирь
 


Псалом 
61

Пс.61  с толкованием

1
Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.

Пс.61:1  с толкованием

2
Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.

Пс.61:2  с толкованием

3
Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.

Пс.61:3  с толкованием

4
Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.

Пс.61:4  с толкованием

5
Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.

Пс.61:5  с толкованием

6
Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.

Пс.61:6  с толкованием

7
Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.

Пс.61:7  с толкованием

8
В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.

Пс.61:8  с толкованием

9
Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

Пс.61:9  с толкованием

10
Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

Пс.61:10  с толкованием

11
Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

Пс.61:11  с толкованием

12
Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,

Пс.61:12  с толкованием

13
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

Пс.61:13  с толкованием

Толкования на главу Пс.61
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.61

Псалом 
61

Пс.61  с толкованием

В конец, о Идифуме, псалом Давиду.
 

Пс.61:1 с толкованием
Симмах же перевел так: победный от Идифума, песнь Давиду. А сим дает видеть, что псалом принадлежит блаженному Давиду, пет же был Идифумом, потому что он, будучи начальником лика в Божественном храме, песнословил Бога всяческих, как говорит о сем книга Паралипоменон (1Пар.16:41). Предвещает же псалом востания македонян и злоумышления против Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных.
 


Не Богу ли повинется душа моя?
 

Пс.61:2 с толкованием
Иудеи, принуждаемые преступить Божественный закон, приносить жертвы идолам и есть свиныя мяса, возбуждают помысл свой к благочестию, и поощряють к ревности по благочестию, говоря: не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу? Потом указывают на происходящую от сего пользу.
 


От того бо спасение мое Ибо Той Бог мой, и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче.
 

Пс.61:3 с толкованием
Сие служение подает тебе, душа, спасение; потому что Он — Бог и податель благ, и может подкреплять колеблющихся. Посему, призвав Его помощь, избавлюсь от покушающихся низложить меня. Так, помыслы свои воспламенив ревностию к благочестию, иудеи обращают речь к сопротивникам.
 


Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену.
 

Пс.61:4 с толкованием
Мысль, заключающаяся в стихе сем, изложена не в обыкновенном порядке речи, и она есть следующая: долго ли будете поступать с нами жестоко, не взирая на общее наше с вами естество? Имея это убийственное намерение, спешите оттолкнуть и низринуть нас, как наклонившуюся какую нибудь стену и оплот, который в опасности упасть от ветра. А сие значит: вы не слишком превозноситесь над нами, как над немощными; потому что имеем помощником Бога всяческих.
 


Обаче цену мою совещаша отринути.
 

Пс.61:5 с толкованием
Одна у них цель, говорит Пророк, лишить меня Божия о мне промышления, от котораго вся моя цена и слава; потому что слава благочестивых - служить Богу; почему и божественный Павел везде именует себя рабом Христовым.
 


Текоша в жажди.
 

Пс.61:5 с толкованием
Но это злоумышление не стороннее для них дело; напротив того со всем усердием занимаются им, жаждут низвергнуть меня в пучину нечестия. И объясняет Пророк, какия к тому употребляют ухищрения.
 


Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху.
 

Пс.61:5 с толкованием
Употребляют обольстительныя слова, покушаясь ввести меня в обман, а внутри у них сокрыта пагуба. Так иудеи, показав злоумышления врагов, снова сами себе поставляют законом, пребывать в терпении и ожидании Божественной помощи.
 


Обаче Богови повинися душе моя: яко от Того терпение мое.
 

Пс.61:6 с толкованием
Не оставляй, душа, служения Богу, но, укрепленная подаваемою от Него помощию, переноси удары бедствий.
 


Ибо Той Бог мой, и Спас мой, заступник мой: не преселюся.
 

Пс.61:7 с толкованием
Зная, что Он истинный Бог и источник спасения, не соглашусь оставить служение Ему и прибегнуть к иному владычеству. Слово: преселюся Пророк употребил вместо: переменюсь, то есть, не сделаюсь переметчиком и рабом нечестия.
 


О Бозе спасение мое и слава моя. Бог помощи моея, и упование мое на Бога.
 

Пс.61:8 с толкованием
Часто употребляют одни и теже слова, Бога всяческих называя Богом, и Спасителем, и славою, и помощником, чтобы отразить приражения злочестия. Посему-то и всех прочих единоплеменников возбуждают к тому же благочестию, не желая, чтобы им одним именоваться победоносными.
 


Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.
 

Пс.61:9 с толкованием
В пренебрежении оставив всех людей, на Него упование твердым соделайте, единоплеменники, и Ему посвятите всю мысль, несомненно ожидая от Него помощи. Сие означают слова: излияйте пред Ним сердца ваша, то есть, Ему посвятите все помыслы, и не допускайте никакого раздвоения в мыслях.
 


Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати.
 

Пс.61:10 с толкованием
Яснее перевел сие Феодотион: однако же сыны человеческие - пар, лживы сыны мужа, как колебание весов. В делах человеческих ничего нет постояннаго, говорит Пророк, они подобны пару, поднимающемуся вверх и тотчас изчезающему, и колебанию коромысла у весов, которое движится то вниз, то вверх, ни на чем не останавливаясь. А перевод седмидесяти должно разуметь так: суетно все человеческое, однакож многие и на скоротечное полагаются, как на нечто постоянное, и нерадят о соблюдении равенства, не ровно держат весы ума, пренебрегают то, что справедливо, и радуются неправде.
 


Тии от суеты вкупе.
 

Пс.61:10 с толкованием
Однако же никакой из того не извлекают выгоды; потому что все суетно и подлежит скорой перемене. Так перевел Симмах: они изчезают вместе. Отселе начинается увещание противникам, которые гордятся богатством.
 


Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте.
 

Пс.61:11 с толкованием
Не почитайте достолюбезным человеческаго благоденствия, достигнутаго неправдою.
 


Богатство аще течет, не прилагайте сердца.
 

Пс.61:11 с толкованием
Видя, что богатство, подобно реке, течет в ваши домы, не порабощайте ему вашего помысла. И для чего же советуешь сие, и предлагаешь такое увещание?
 


Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия. И Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его.
 

Пс.61:12 с толкованием
Слышал я, говорит Пророк; так определено Богом всяческих, что будет суд и воздаяние за добро и зло. Слово: единою употреблено не в означение числа, но в том смысле, что будет сие непременно. Единою определил Бог, и не возможно сему не совершиться. Говорит же Пророк: двоя, то есть, наказание беззаконных и человеколюбие оказываемое благочестивым. А возвестил сие Бог, давая закон. Ибо говорит: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах и тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя (Исх.20:5-6).