Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  59

Псалтирь
 


Псалом 
59

Пс.59  с толкованием

1
Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,

Пс.59:1  с толкованием

2
когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.

Пс.59:2  с толкованием

3
Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.

Пс.59:3  с толкованием

4
Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.

Пс.59:4  с толкованием

5
Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.

Пс.59:5  с толкованием

6
Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,

Пс.59:6  с толкованием

7
чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.

Пс.59:7  с толкованием

8
Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:

Пс.59:8  с толкованием

9
Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,

Пс.59:9  с толкованием

10
Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"

Пс.59:10  с толкованием

11
Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?

Пс.59:11  с толкованием

12
Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?

Пс.59:12  с толкованием

13
Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.

Пс.59:13  с толкованием

14
С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.

Пс.59:14  с толкованием

Толкования на главу Пс.59
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.59

Псалом 
59

Пс.59  с толкованием

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие Сирийское и Сирию Совалскую, и возвратися Иоав и порази Едома в дебри солей дванадесять тысящ.
 

Пс.59:1 с толкованием
Это уже было описано во второй книге Царств; но надписание: в конец дает разуметь, что к истории присоединено и некое пророчество. К надписанию прилагается еще: о изменитися хотящих. Сие же изменение заставляет предполагать некоторый переворот, и притом переворот не в прошедшем, но в будущем: ибо не сказал Пророк: о изменившихся, но говорит: о изменитися хотящих. И столпописание указывает на победу. Необходимо же сказать вкратце о содержании пророчества. Блаженный Давид, одержав исчисленныя пред сим победы, предвидел духовными очами будущее беззаконие народа и тот плен, который постигнет его за сие беззаконие. Но предвидел и будущее по благости Божией возвращение из плена, и почел нужным предварительно описать и скорбное и радостное на пользу тем, которые будут жить в те времена.
 


Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас.
 

Пс.59:3 с толкованием
Здесь предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие.
 


Разгневался еси, и ущедрил еси нас.
 

Пс.59:3 с толкованием
За беззакония разгневался, но после наказания помиловал.
 


Стрясл еси землю и смутил еси ю.
 

Пс.59:4 с толкованием
Сим изобразил нашествия Ассириян и Вавилонян; потому что, подобно землетрясению, истребили все до основания. Потом молит о человеколюбии.
 


Исцели сокрушение ея, яко подвижеся.
 

Пс.59:4 с толкованием
И снова описывает, что было.
 


Показал еси людем Твоим жестокая.
 

Пс.59:5 с толкованием
Что же именно?
 


Напоил еси нас вином умиления.
 

Пс.59:5 с толкованием
Множеством бедствий, говорит Пророк, как бы вином каким привел Ты нас в безчувствие, и болезней исполнил души наши. Так перевел и Акила: напоил Ты нас вином усыпления.
 


Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука.
 

Пс.59:6 с толкованием
Яснее описывает сие блаженный Пророк Иезекииль. Ибо сказал, что видел Ангела, которому Богом всяческих дано повеление пройдти весь город и положить знамение на челе стенящих о беззакониях народа (Иез.9:4). Но то было образом совершающагося у нас: ибо мы от божественной благодати прияли истинное знамение, с которым неуязвимы стрелами неприязненнаго.
 


Яко да избавятся возлюбленнии Твои.
 

Пс.59:7 с толкованием
Сим знамением, говорит Пророк, Ты охраняешь посвященных Тебе, которые за добродетель свою сподобились любви Твоей.
 


Спаси десницею Твоею, и услыши мя.
 

Пс.59:7 с толкованием
Отврати бедствия, тяготеющия на народе Твоем, и попечением Твоим, как бы десницею некою, возставь низложенных. Так принесши молитву, Пророк слышит ответ, и не в силах сокрыть его, но объявляет всем.
 


Бог возглагола во святем Своем
 

Пс.59:8 с толкованием
то есть, возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка.
 


Возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.
 

Пс.59:8 с толкованием
Сикима - город, оставленный Иаковом Иосифу. В нем Ефрем, по разделении колен, основал царство. А юдолию жилищ называет Пророк всю страну израильскую, как опустевшую и служившую тогда местом пастушеских кущей. Посему Бог всяческих обещает возвратить бывших в плену, разделить им отеческую землю, и до того наполнить ее жителями, что поселившиеся будут домогаться ея измерения, и сделав оное, разделят землю.
 


Мой есть Галаад, и Мой Манассий, и Ефрем крепость главы Моея.
 

Пс.59:9 с толкованием
Галаад - название не колена, но места, а Манассий - именование колена; галаадскую же землю получил он в наследие в самом начале. Посему своею собственностию называет и колено и землю его, предвещая возвращение и заселение тех стран. И Ефрему обещает возвращение прежней силы. Вместо: главы моея, Симмах выразился: начальства моего, то есть, сделаю его, как и прежде споборником.
 


Иуда царь мой.
 

Пс.59:9 с толкованием
Поелику, по возвращении из плена, колена остались неразделенными, и одного Зоровавеля, происходившаго от Иуды, имели вождем и царем: то Пророк справедливо Ефрема назвал крепостию главы или начальства, а Иуду - царем. Сказано же: царь Мой, то есть, Мною поставленный в царя и царствующий над Моим народом. Так и у Исаии сказано: сице глаголет Господь помазанному Моему Киру (Ис.45:1), то есть, Мною помазанному.
 


Моав коноб упования Моего.
 

Пс.59:10 с толкованием
Акила сие перевел так: Моав - коноб купели моей; а сирский переводчик: кадь омовения Моего. Поелику в таковых сосудах имеем обычай умывать ноги и оттирать ногами затоптанную одежду; то Пророк кадию омовения изобразил подчиненность Моава. Слово: коноб в Божественном Писании употребляется и в значении наказания. Сие дает видеть и блаженный Иезекииль, которому повелено было Иерусалим назвать конобом, жителей его - мясами, царя вавилонскаго - огнем, необходимую пищу - юхою, по оскудении которой сгарали мяса (Иез.24:3-10). Так и блаженный Иеремия видел коноб пожигаемый, и лице его от лица севера (Иер.1:13). Посему Пророк говорит, что и Манассия возвратит себе землю свою, и Ефрем приобретет прежнюю силу, и Иуда наименуется царем всех: Моавитяне же покорятся им, увидев необоримую их силу, и покорятся не они только, но и Идумеи и иноплеменники.
 


На Идумею простру сапог мой: мне иноплеменницы, покоришася.
 

Пс.59:10 с толкованием
Кроме Моавитян, порабощу Идумеев; заставлю покориться и иноплеменников. Иноплеменниками же Божественное Писание называет филистимлян, не потому, что другие народы единоплеменны с иудеями, но потому, что другие народы были отдалены от иудеев, а филистимляне не только были сопределены, но жили даже среди иудеев. Так иевусеи весьма долгое время населяли Иерусалим. Так гаваонитяне жили в Гаваоне, газяне, аскалониты и другие обитали неподалеку. И сие яснее узнаем из истории. Так Пророк, наставленный в этом Богом всяческих, желает видеть благоденствие народа по возвращении и говорит:
 


Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи?. Не Ты ли, Боже, отринувый нас?
 

Пс.59:11 с толкованием
Градом ограждения называет Иерусалим. Симмах перевел: град огражденный. Поелику Иерусалим был опустошен и лишился стен, а по возвращении из плена возобновлены его ограды; то Пророк желает увидеть город, обнесенный стенами, пройдти, как царь, до Идумеи, и всегда неприязненных идумеев видеть принужденными быть в рабстве. И это, говорит Пророк, соделай Ты, Господи, отринувший нас и предавший под власть вавилонян. Так предвестив блага, молится за скорбящих.
 


И не изыдеши Боже в силах наших?
 

Пс.59:11 с толкованием
Видишь, говорит, с каким ожесточением нападают на нас, и не предводительствуешь нами, не являешь силы Твоей над врагами, как обычно Тебе.
 


Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо.
 

Пс.59:13 с толкованием
Союз: и заменив другим, Симмах перевел яснее, и сказал так: дай нам помощь от скорби, потому что суетно спасение человеческое, то есть, помоги страждущим; ибо Тебе одному возможно прекратить бедствия, а человеческая помощь без Тебя суетна. Посему справедливо присовокупил:
 


О Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужащия нам.
 

Пс.59:14 с толкованием
Призовем Его Промысл, и твердо будем уповать на Него. Его одного достаточно избавить нас от невзгод и сокрушить владычество врагов наших.