Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  51

Псалтирь
 


Псалом 
51

Пс.51  с толкованием

1
Начальнику хора. Учение Давида,

Пс.51:1  с толкованием

2
после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.

Пс.51:2  с толкованием

3
Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;

Пс.51:3  с толкованием

4
гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!

Пс.51:4  с толкованием

5
ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;

Пс.51:5  с толкованием

6
ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:

Пс.51:6  с толкованием

7
за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.

Пс.51:7  с толкованием

8
Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:

Пс.51:8  с толкованием

9
"вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".

Пс.51:9  с толкованием

10
А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,

Пс.51:10  с толкованием

11
вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.

Пс.51:11  с толкованием

Толкования на главу Пс.51
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.51

Псалом 
51

Пс.51  с толкованием

В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов.
 

Пс.51:1 с толкованием
И отсюда видно, что у Авимелеха было два имени. Ибо Доик, как показывает первая книга Царств, донес Саулу на Ахимелеха и тем побудил избить священников. А здесь и в тридцать третьем псалме его же Пророк называет Авимелехом. Божественный Давид, узнав о клевете на иереев, написал псалом сей, поощряя обидимых к терпению и твердости, и показывая правдивость Божия суда. Посему-то и надписал псалом: в конец, разума, чтобы, водясь благоразумием, во всяком деле ожидали мы конца. Заключает же в себе псалом вместе и предсказание о неистовстве Рапсака, который, происходя от Евреев, а потом сделавшись пленником Ассириян, научился их нечестию, произнес хульныя слова на Бога, и покушался обманчивыми речами ввести в заблуждение народ иудейский.
 


Что хвалишися во злобе сильне? беззаконие весь день.
 

Пс.51:3 с толкованием
Пророк называет сильным Доика, как приближеннаго к Саулу, а Рапсака, как человека, которому вверено было военачальство. Предлагает же речь в виде вопроса, советуя не много думать о себе в злобе своей, и не тратить все время на лукавство. Ибо слова: весь день Симмах перевел: всякий день.
 


Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
 

Пс.51:4 с толкованием
Лживыми словами, говорит Пророк, оскверняешь язык (ибо употребил слово: умысли вместо: выговорил), и произносишь речи, подобныя изощренной бритве, устрояя пагубу тем, которые верят им.
 


Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду.
 

Пс.51:5 с толкованием
Вместо лучшаго, говорит Пророк, избрал ты худшее, речам истинным предпочел лживыя; паче правды возлюбил неправду.
 


Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
 

Пс.51:6 с толкованием
Глаголами потопными и языком льстивым назвал такой язык, который ложью может погубить совершенно; образ же речи взят с тех, которые погружают в воду и погружаемых ими принуждают оставаться во глубине вод. Так и поступил Доик; потому что лживыми своими словами на Авимелеха совершенно погубил целый священнический город. Тоже покушался сделать и Рапсак, но не возмог; потому что произносил ложныя обещания стоявшим на стенах, но не уловил добычи.
 


Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых.
 

Пс.51:7 с толкованием
Предпочтительно избрав лукавство, говорит Пророк, не избежишь ты определения, произнесеннаго Богом всяческих; ибо вскоре низложит тебя, предаст конечной гибели, исключит из списка живых, и с корнем исторгнув, осудит на смерть. А из сего произойдет весьма великая польза для тех, которые были возмущены благоуспешностию людей лукавых, и увидят их погибель. И Пророк говорит:
 


Узрят праведнии, и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут: Се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.
 

Пс.51:8 с толкованием
Сонм праведных, говорит Пророк, исполнится особеннаго благоговения, увидев праведный суд Божий, в радости и восхищении посмеется безуспешности лукавства и такому прибытку настоящаго благоденствия.
 


Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века.
 

Пс.51:10 с толкованием
И о себе говорит сие великий Давид, и дает сим урок Езекии: ибо оба они были любители и питомцы благочестия. Пророк же и в первом псалме подвижника добродетели уподоблял древу, насажденному на берегу при водах, всегда зеленеющему и приносящему благовременный плод; и здесь также наименовал праведника многоплодною маслиною, насажденною в дому Божием, как приобретшаго твердое упование на Бога, и ради сего упования решившагося трудиться и приносить многотрудные плоды добродетели.
 


Исповемся Тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.
 

Пс.51:11 с толкованием
Сподобившись же сего благодеяния, всегда буду песнословить Тебя, Владыка, любя всегда достолюбезное ведущим Тебя имя сие, и пребывая к нему приверженным, и пожиная от сего пользу: потому что благо и превожделенно имя Божие не для всех человеков, но для сподобившагося Боговедения.