Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  50

Псалтирь
 


Псалом 
50

Пс.50  с толкованием

1
Начальнику хора. Псалом Давида,

Пс.50:1  с толкованием

2
когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

Пс.50:2  с толкованием

3
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Пс.50:3  с толкованием

4
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

Пс.50:4  с толкованием

5
ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Пс.50:5  с толкованием

6
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Пс.50:6  с толкованием

7
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Пс.50:7  с толкованием

8
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Пс.50:8  с толкованием

9
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Пс.50:9  с толкованием

10
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Пс.50:10  с толкованием

11
Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Пс.50:11  с толкованием

12
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Пс.50:12  с толкованием

13
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Пс.50:13  с толкованием

14
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Пс.50:14  с толкованием

15
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Пс.50:15  с толкованием

16
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Пс.50:16  с толкованием

17
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

Пс.50:17  с толкованием

18
ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Пс.50:18  с толкованием

19
Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Пс.50:19  с толкованием

20
Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

Пс.50:20  с толкованием

21
тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Пс.50:21  с толкованием

Толкования на главу Пс.50
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.50

Псалом 
50

Пс.50  с толкованием

В конец. Псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану Пророку, внегда вниде к Вирсавии жене Уриеве.
 

Пс.50:1 с толкованием
Надписание псалма ясно показывает нам его содержание, и самыя речения в псалме достаточно открывают глубину его смысла. Надлежит же знать, что псалом заключает в себе и предвещание будущаго; почему и надписывается: в конец, - чем дается знать, что пророчество будет иметь исполнение. Но никто да не затрудняет себя вопросом: ужели великий Давид во время покаяния сподоблен был пророчественной благодати? Сие можно дознать и из других псалмов, в которых приносит он исповедание. Ибо и в шестом псалме предвозвестил будуший суд, и говорит: несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповеется Тебе (Пс.6:6)? И в псалме тридцать первом ублажает без труда приявших оставление грехов, что дарует обыкновенно единая благодать крешения. И в предлежащемь псалме точными словами дает нам видеть, что не лишен был благодати Духа; ибо говорит: Духа Твого благаго не отъими от мене. Не о том просит Давид, чтобы подана ему была благодать Духа, но молит, чтобы не была у него отъята оная. Посему, просвещаемый лучем благодати и провидя пророческими очами, что и народ, над которым он царствует, впадет в беззакония, и в наказание за оныя будет порабощен и преселен в Вавилон, написал он настоящий псалом, и собственныя врачуя им язвы, и уготовляя в нем приличное врачество, как народу своему, так и всякому из нас, кто только уязвлен, и имеет нужду во врачевании.
 


Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
 

Пс.50:3 с толкованием
И божественному Давиду, и плененному народу, и всякому из нас, если только болезнует кто, приличны предложенныя речения; потому что великия язвы имеют нужду в соразмерных врачествах, и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большаго о нем попечения; кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие. Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп; потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием; потому что в нем заключается сугубое преступление закона.
 


Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
 

Пс.50:4 с толкованием
Ты даровал уже мне оставление грехов чрез Пророка Нафана, говорит Давид, и как бы некиим прижиганиям и сечениям, подверг меня всякаго рода бедствиям; но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачеств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну.
 


Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
 

Пс.50:5 с толкованием
И по оставлении Тобою греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которыя я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли. Так поступать согрешающим повелевает и сам Бог чрез Пророка Исаию; ибо говорит; Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд твоих, Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис.43:25-26). Согласно с сим и сам блаженный Давид написал в тридцать первом псалме: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5).
 


Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих.
 

Пс.50:5 с толкованием
Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит Пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самаго Бога, который избрал его, из пастыря овец соделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякаго рода. Хорошо присовокуплено им: лукавое пред Тобою сотворих. О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем (2Цар.11:27). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: Тебе единому согреших, то есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякаго рода, не был за то признателен; не сделав же никакой обиды Вавилонянам, великия терплю от них обиды.
 


Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти;
 

Пс.50:6 с толкованием
то есть, сам я для себя стал виновником зол; а Твоя правда просиявает во всем. Ибо, если так разсудить, предложить на среду, что Тобою для меня сделано и сравнить с этим то, на что я отважился, то явишься Ты и правдивым и человеколюбивым, а я окажусь и беззаконным и неблагодарным. Поэтому речение: яко не означаеть здесь причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и народ, да оправдится Бог; а напротив того, и по учинении ими греха, открывается Божия правда; потому что Бог всячески промышляет и о Давиде, и о народе его, и о всех человеках.
 


Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
 

Пс.50:7 с толкованием
Издревле и с самаго начала, говорит Пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, Адам позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина (Быт.4:1). Поэтому Пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем проложил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12). Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни (Быт.8:21). Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих потоков, то есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено безстрастие; а пока водворялось бы безстрастие, не имел бы места и грех. Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего раждается, борется разсудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами; а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо: роди Симмах выразился: носила во чреве.
 


Се бо истину возлюбил еси.
 

Пс.50:8 с толкованием
Судишь же Ты так, говорит Пророк, и одних наказываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачеств.
 


Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
 

Пс.50:8 с толкованием
Не почитаю себя достойным какого-либо извинения, после стольких даров соделавшись неблагодарным, Не только утвердил Ты меня на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгаго времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и воскресение единороднаго Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святаго крещения. Всему этому предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим.
 


Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.
 

Пс.50:9 с толкованием
Ибо единой дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал чрез Пророка Исаию. Сказав: измыйтеся, чисти будете, отъимите лукавства от сердец ваших, чрез несколько слов изрек Он: аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (Ис.1:16. 18). И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это; ибо говорит; внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне (Пс.67:15). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам; потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний; ибо человекоубийцу и похитителя чуждаго ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом воскропив овчую кровь на праги, избегли руки Погубляющаго; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою.
 


Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя
 

Пс.50:10 с толкованием
то есть, сего веселия исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены, и кости, смиренныя ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость.
 


Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
 

Пс.50:11 с толкованием
Воззри, говорит Пророк, не на совершенныя мною беззакония, но на меня, оплакивающаго оныя.
 


Сердце чисто созижди во мн Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
 

Пс.50:12 с толкованием
Поелику постигла меня греховная старость; то обнови меня человеколюбием Твоим. Сие чрез Пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в Вавилоне; ибо говорит: дам им сердце ново, и дух нов (Иез.36:26), разумеет же не всесвятаго Духа, но возбуждение разумной силы, то есть: обучив вас продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель. Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным.
 


Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене.
 

Пс.50:13 с толкованием
Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа; ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественнаго о нем попечения. Ибо лицем назвал здесь промыслительность.
 


Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя.
 

Пс.50:14 с толкованием
Умоляет о том чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит Пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка; а теперь, лишившись онаго, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.
 


Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
 

Пс.50:15 с толкованием
Снова пользуясь Твоим человеколюбием, буду я образцем покаяния для любящих жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением.
 


Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего.
 

Пс.50:16 с толкованием
Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: грех мой предо мною есть выну.
 


Возрадуется язык мой правде Твоей.
 

Пс.50:16 с толкованием
Симмах перевел сие так: возглаголет язык мой милость Твою. Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости Твои.
 


Господи, устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
 

Пс.50:17 с толкованием
Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему Пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возъиметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к песнопению.
 


Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
 

Пс.50:18 с толкованием
Согласно и сие с сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов (Пс.49:9). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы безсловесных; посему принесу Тебе жертву угодную.
 


Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
 

Пс.50:19 с толкованием
Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит Пророк, - смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи; ибо сказали: сердцем сокрушенным, и духом смиренным, да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных (Дан.3:39-40). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.
 


Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
 

Пс.50:20 с толкованием
Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не можем приносить установленныя Тебе жертвы: потому что закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе. Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы установленныя законом. Весьма приличны им и сии слова: Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Ибо их это изречение: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс.136:4)? Но конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. Поелику выше говорил Пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону; то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу не безсловесныя жертвы, но возношение и жертву правды, всесожжения разумныя и живыя, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим.12:1). Ибо божественный Давид, как дознавший безвестная и тайная премудрости Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшаго и совершеннаго освобождения от грехов, вожделевая мгновеннаго и решительнаго очищения.