Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  49

Псалтирь
 


Псалом 
49

Пс.49  с толкованием
Псалом Асафа.
 


1
Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

Пс.49:1  с толкованием

2
С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

Пс.49:2  с толкованием

3
грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

Пс.49:3  с толкованием

4
Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:

Пс.49:4  с толкованием

5
"соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве".

Пс.49:5  с толкованием

6
И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

Пс.49:6  с толкованием

7
"Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

Пс.49:7  с толкованием

8
Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

Пс.49:8  с толкованием

9
не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,

Пс.49:9  с толкованием

10
ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,

Пс.49:10  с толкованием

11
знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

Пс.49:11  с толкованием

12
Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

Пс.49:12  с толкованием

13
Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

Пс.49:13  с толкованием

14
Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

Пс.49:14  с толкованием

15
и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня".

Пс.49:15  с толкованием

16
Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

Пс.49:16  с толкованием

17
а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

Пс.49:17  с толкованием

18
когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

Пс.49:18  с толкованием

19
уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

Пс.49:19  с толкованием

20
сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

Пс.49:20  с толкованием

21
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

Пс.49:21  с толкованием

22
Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего.

Пс.49:22  с толкованием

23
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие".

Пс.49:23  с толкованием

Толкования на главу Пс.49
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.49

Псалом 
49

Пс.49  с толкованием
Псалом Асафу.
 

Это - наставник особаго лика псалмопевцев, как дает знать книга Паралипоменон (1Пар.25:26). Ибо псалмы, пред сим изъясненные и начинающиеся псалмом сорок первым, поручено было петь сынам Кореевым, которые сами были начальниками другаго лика. А есть и другие псалмы, в надписании которых находится их имя, и которые, если даст Бог, объясним мы. Настоящий же псалом, приписываемый Асафу, согласен с псалмом ему предшествующим; потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога и Спасителя нашего; предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу не угодно.
 


Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад.
 

Пс.49:1 с толкованием
Предыдущий псалом призывал к слышанию учения всех людей, а этот призывает все концы вселенной. Ибо сие означают слова: от восток солнца до запад. А сказанное: Бог богов три переводчика истолковали иначе: Бог крепкий, возглаголав, призвал землю. Но семьдесят именуют богами тех, которым дано право начальствовать и судить, что свойственно единому Богу. Сему научает нас псалом восемьдесят первый, надписанный также Асафу. Ибо сказав: Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит, Пророк присовокупил: доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте (Пс.81:1-3); а сие свойственно иереям и всем другим, кому поручечено творить суд. Так и закон предписывает: богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла (Исх.22:28). В смысле же более собственном богами могут быть названы сотворенные по образу Божию и сохранившие сей образ неизмененным, потому что их-то Бог и собирает вселенную на суд.
 


От Сиона благолепие красоты его.
 

Пс.49:2 с толкованием
Он самый на Сионе явил Свое благолепие и Свою красоту, приял спасительныя страдания, и в изъясненных псалмах назван красным добротою паче сынов человеческих.
 


Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит.
 

Пс.49:3 с толкованием
Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво.
 


Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна.
 

Пс.49:3 с толкованием
Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь (Дан.7:9-10).
 


Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя.
 

Пс.49:4 с толкованием
И во время законоположения повелел блаженному Моисею собрать народ, и засвидетельствовать небом и землею: что и сделал Моисей, дав такое начало своей песни: вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих (Втор.32:1). Призывает же их во свидетельство для устрашения слышащих, не потому, что и они одушевлены, но потому что заключают в себе все прочия твари. Так блаженный Авраам поставил седмь агниц во свидетельство, и говорит: мой кладязь сей (Быт.21:30). Так Иаков и Лаван назвали холм холмом свидетельства (Быт.31:47).
 


Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть.
 

Пс.49:5 с толкованием
В сказанном выше Пророк показал, что суд Его страшен; а в сих и следующих словах открывает несовершенство подзаконнаго служения и небогоугодность приносимых жертв. Преподобными же называет Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и всех, которые после них священствовали под законом. Им-то повелевает Бог собраться, не для того, чтобы подвергнуть их наказанию, как мысливших что-либо противное (потому что Богом дан закон, и закону повинуясь, каждый из поименованных нами приносил жертвы); но чтобы посредством настоящаго показать им собственную Свою цель и, положив конец учению, которое прилично было младенцам, преподать учения совершенныя. По совершении же сего, говорит Пророк, дивятся небеса правдивости определения, а под небесами разумеет небесныя Силы.
 


Услышите людие Мои, и возглаголю вам.
 

Пс.49:7 с толкованием
И показывая, к какому народу обращает речь, присовокупил:
 


Израилю, и засвидетельствую тебе.
 

Пс.49:7 с толкованием
А потом открывает владычество Свое:
 


Бог, Бог твой есмь Аз
 

Пс.49:7 с толкованием
Я освободил тебя от египетскаго рабства, даровал путь чрез море, препитал в пустыни, дал тебе оный закон. Не иного законодателя, признавай во Мне, усматривая разность законов.
 


Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну.
 

Пс.49:8 с толкованием
Не в нерадении о жертвах, говорит, буду обвинять тебя, потому что приносишь их непрестанно; но даю тебе совет, не в них поставлять праведность.
 


Не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть.
 

Пс.49:9 с толкованием
Я - Творец и Владыка всех, и животных живущих на суше, и птиц летающих по воздуху. Поэтому не думай, что удовлетворяешь Моей нужде. Я дал и им бытие, и плодам повелеваю произрастать из земли. Ибо красотою сельною называет всякаго рода земные плоды. Поелику же из животных живущих на суше приносимы были в жертву волы, козлы и овцы, а из птиц - голуби и горлицы, и из плодов — семидал, вино, елей, и благовония: то необходимо упомянул о всем этом, чтобы положить конец всему таковому служению. Потом, как бы посмеваясь, говорит:
 


Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная, и исполнение ея.
 

Пс.49:12 с толкованием
Если потребуется Мне пища, не имею нужны в твоем подаянии; потому что Я - вместе Творец и Владыка всякой твари. Потом дает видеть безстрастие естества Своего.
 


Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию?
 

Пс.49:13 с толкованием
Так показав малосмысленность их, и внушив, что ради детскаго их разумения узаконил им древле приносить оныя жертвы, предварительно дает откровение о завете новом, и узаконяет жертву Ему благоугодную.
 


Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.
 

Пс.49:14 с толкованием
Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея. А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами - их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: молитвы моя воздам пред боящимися Его (Пс.21:26). Поелику же сказал: не о жертвах твоих обличу тя; то показывает наконец, в чем будет обличать.
 


Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять.
 

Пс.49:16 с толкованием
Поелику иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат; то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самыя преступления, на какия они отважились.
 


Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения. Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матери твоея полагал еси соблазн.
 

Пс.49:18 с толкованием
Многочисленны и разнообразны преступления закона, на которыя ты отваживаешься; ибо, говоря словами Апостола, глаголяй не прелюбы творите, прелюбы твориши (Рим.22:22), и делаешься содейственником и сообщником отваживающихся на подобное. Лишив уста истины, наполнил ты их ложью и лукавством; притворство изощряет язык твой. А потому пренебрегаешь родство, попираешь законы естества, в тайне соплетаешь козни братьям, не перестаешь и очернять словом и уготовлять злосамым делом. Так, изобразив беззаконие их, дает знать, какое у Него долготерпение, и также предсказывает, какое наложит наказание.
 


Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен.
 

Пс.49:21 с толкованием
Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпением, ожидаю покаяния. А ты и долготерпение обратил в повод к злочестию, предположив, что, услаждаясь твоим беззаконием, не налагаю на тебя наказания. Поэтому обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Поелику не исцелили тебя легкия врачевства долготерпения, то приготовлю для тебя врачевства сильно действующия, наложу на тебя клеймо обличений. А сие согласно с оным апостольским изречением: неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим.2:4-6). Так, после угроз наказанием, Человеколюбец снова предлагает увещание.
 


Разумейте убо сия забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй
 

Пс.49:22 с толкованием
то есть, тщательно размыслите обо всем сказанном. И недуговавшие забвением Бога, потому что забвение Бога ведет ко греху, уврачуйте язвы врачевствами покаяния, пока не похитила вас смерть, которая подобно льву нападает на людей, так что никто не в состоянии остановить сильнаго устремления ея. Потом Пророк обращается к новому законоположению, и им украшает окончание псалма.
 


Жертва хвалы прославит Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.
 

Пс.49:23 с толкованием
Симмах же перевел это яснее: приносящий жертву вместо хвалы прославит Меня, и шествующему чинно явлю спасение Божие. Ибо надлежит не песнословить только Бога, и не жертву только хвалы приносить Ему, но и ходить чинно и благоустроять жизнь свою. Ибо таким образомь возможно улучить спасение от Бога. По переводу же седмидесяти, Бог говорит: услаждаюсь жертвою хвалы, ее признаю приличною для Меня славой, и приносящему сию жертву покажу за нее путь Мой, котораго конец - спасение от Бога. Надлежит же заметить, что здесь упомянуты два Лица; Бог говорит: жертва прославит Мя. А сим указав на собственное свое Лице, присовокупил: и тамо путь, имже явлю ему спасение Божие. Ибо с новым заветом, наставляющим в том, что совершенно, должно быть соединено и совершенное учение Боговедения.