Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  4

Псалтирь
 


Псалом 
4

Пс.4  с толкованием

1
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

Пс.4:1  с толкованием

2
Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Пс.4:2  с толкованием

3
Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Пс.4:3  с толкованием

4
Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Пс.4:4  с толкованием

5
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

Пс.4:5  с толкованием

6
приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Пс.4:6  с толкованием

7
Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Пс.4:7  с толкованием

8
Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

Пс.4:8  с толкованием

9
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Пс.4:9  с толкованием

Толкования на главу Пс.4
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Псалтирь блж. Феодорит Кирский Псалом  4

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.4

Псалом 
4

Пс.4  с толкованием

В конец в песнех, псалом Давиду
 

Пс.4:1 с толкованием
Вместо в конец Акила и Феодотион перевели: Победодавцу, а Симмах: победный. Выражение же: в конец означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленныя времена. И Пророк в конце псалма предвозвестил воскресение мертвых, сказав: в мире вкупе усну и почию: яко Ты, Господи единаго на уповании вселил мя еси (Пс.4:9). Согласно же с переводом прочих, настоящий псалом в победную песнь Победодавцу Богу приносится блаженным Давидом по одержанной победе над Авессаломом. Ибо думают, что псалом сей изречен по окончании оной войны. В предыдущем псалме блаженный Давид сказал: мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его (Пс.4:3); а в сем говорит: сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету, и ищете лжи (Пс.4:3)? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего (Пс.4:4). Посему в настоящем псалме недугующих безбожием, которые не полагают, что есть над всеми Назирающий и всем Управляющий, научает, что Бог промышляет и управляет делами человеческими.
 


Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.
 

Пс.4:2 с толкованием
То есть, познайте из того, что было со мною, как бдительно Бог всяческих печется о судьбе человеческой, и выслушивает призывающих Его искренно. Едва принес я молитву свою, как получил уже просимое. Выражение: правды моея Пророк употребил вместо слов: справедливаго моего прошения. Ибо Давиду, по его образу мыслей, не свойственно было бы свидетельствовать о своей правде и добродетели. Далее, слова сии сходны с тем, что сказано Богом чрез Исаию: тогда воззовеши, и услышу тя, и еще глаголющу ти, реку: се приидох (Ис.58:9).
 


В скорби распространил мя еси
 

Пс.4:2 с толкованием
Хотя Бог всяческих попускает, обыкновенно, святым встречать горестное, однако же по упражнении и испытании прославляет подвижников, даже во время искушений доставляет им всякое утешение. Сему и здесь научает великий Давид, а именно, что в самых скорбях пользовался он Божиею помощию и утешением. Подобно сему изреченное Богом всяческих божественному Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2Кор.12:9).
 


Ущедри мя, и услыши молитву мою
 

Пс.4:2 с толкованием
Праведный не знает сытости в молитве; но, когда и в нужде он, когда и благоволением пользуется и пожинает плодымолитвы, все продолжает приносить моления, как знающий, какая будет от сего польза.
 


Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?
 

Пс.4:3 с толкованием
Из совершившагося со мною познайте, люди, что Правитель всяческих и надзирает над делами человеческими, и подает просимое тем, которые приступают к Нему со тщанием, отринув суетные свои помыслы.
 


Уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего, Господь услышит мя внегда воззвати ми к Нему.
 

Пс.4:4 с толкованием
Ибо не только избавил меня от постигших бедствий, но соделал чрез победу славным и знаменитым (сие Пророк выразил словом: удиви), и продолжает непрестанно внимать молитвам моим. Опять слово: преподобный употребил здесь вместо: неповинный и не сделавший никакой обиды нападающим на него, но от них терпящий обиду. Справедливо же неверующих, которые не желают возвести взор к Богу, не хотят усматривать Божественнаго домостроительства, назвал тяжкосердыми, уподобляя их людям, у которых голова отягчена в опьянении парами поднимающимися снизу вверх, и которые принуждены смежать очи, и не могут открыть их.
 


Гневайтеся.
 

Пс.4:5 с толкованием
Здесь должно остановиться, и потом читать остальное:
 


и не согрешайте.
 

Пс.4:5 с толкованием
Вы гневаетесь и негодуете, видя, что несправедливо востаюшие на вас благоденствуют; но не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы все происходит без порядка и управления. Надобно поступать противным сему образом, и самим себе давать ночью отчет в грехах, совершенных днем.
 


Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.
 

Пс.4:5 с толкованием
Поелику ночное время, свободное от внешних безпокойств, много доставляет тишины помыслам; то не без причины повелел в это время производить испытание того, что сказано или сделано днем, и узаконил врачевать раны врачевством умиления.
 


Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.
 

Пс.4:6 с толкованием
И сими словами отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды с присоединенным к ней упованием на Бога приятнее Богу и ста и тысячи волов. Многие язычники и Иудеи и противомудрствующие еретики, упражняются иногда и в целомудрии, и в правде, но, будучи лишены благочестия, не получают оттого никакого плода. По сему-то Всесвятый Дух чрез божественнаго Давида повелевает, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Так и Владыка Христос говорит ученикам Своим: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю (Ин.15:1, 2). Сказал не просто: не творящую плода, но: о Мне не творящую плода, то есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, повидимому, о добродетели.
 


Мнози глаголют: кто явит нам благая?
 

Пс.4:6 с толкованием
Подразумевает тех, которых назвал тяжкосердыми; потому что негодуют они при встречающихся с ними горестях, не веруют в промышление Божие, и осмеливаются говорить это.
 


Знаменася на нас свет лица Твоего Господи. Дал еси веселие в сердце моем.
 

Пс.4:7 с толкованием
Хотя так разсуждают они и говорят, но мы, прияв озарение Твоего Боговедения и просвещенные лучами Твоего света, даже в самых постигших нас бедствиях имеем достаточное утешение - надежду на Тебя.
 


От плода пшеницы, вина, и елеа своего умножишася.
 

Пс.4:7 с толкованием
Снова обвиняет тех, которые говорят: кто явит нам благая? Потому что, столькими благами наслаждаясь еще в настоящей жизни, страждут неблагодарностию. Но у Пророка мысль сия прервана; мнози глаголют: кто явит нам благая? От плода пшеницы, вина, и елеа своего уможишася, то есть, те, которые говорять это, наслаждаются всякаго рода земными плодами. Ибо под сими тремя видами, полезными для человеческаго рода, необходимо разумел он и прочия блага, обличая их неблагопризнательность; потому что, в руках у себя имея Божии дары и обильно наслаждаясь благами от Бога, как бы ни чем не пользуясь, осмеливаются говорить: кто явит нам благая? Но я, воспользовавшись Твоим светом и приобретши ведение.
 


В мире вкупе усну и почию: яко Ты Господи единаго на уповании вселил мя еси.
 

Пс.4:9 с толкованием
Отгнав от себя всякий мятеж и раздвоение помыслов, и приведя их в мирное положение, научив таким образом мудрствовать о благом Твоем Промысле, в надежде воскресения, приму я и смерть. Ибо сном назвал здесь смерть. Весьма кстати, ведя речь о Промысле, с памятованием о смерти совокупил надежду. Поелику многие, подвергшись злоключениям в настоящей жизни, терпя обиды от лукавства живущих с ними, достигают конца жизни, не получив ни малаго пособия; то великий Давид учит не огорчаться, потому что с смертию соединена надежда, и по смерти будет воздаяние.