Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  34

Псалтирь
 


Псалом 
34

Пс.34  с толкованием
Псалом Давида.
 


1
Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

Пс.34:1  с толкованием

2
возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

Пс.34:2  с толкованием

3
обнажи мечь и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: "Я - спасение твое!"

Пс.34:3  с толкованием

4
Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;

Пс.34:4  с толкованием

5
да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

Пс.34:5  с толкованием

6
да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

Пс.34:6  с толкованием

7
ибо они без вины скрыли для меня яму - сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.

Пс.34:7  с толкованием

8
Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.

Пс.34:8  с толкованием

9
А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

Пс.34:9  с толкованием

10
Все кости мои скажут: "Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?"

Пс.34:10  с толкованием

11
Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

Пс.34:11  с толкованием

12
воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

Пс.34:12  с толкованием

13
Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

Пс.34:13  с толкованием

14
Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

Пс.34:14  с толкованием

15
А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

Пс.34:15  с толкованием

16
с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

Пс.34:16  с толкованием

17
Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою.

Пс.34:17  с толкованием

18
Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,

Пс.34:18  с толкованием

19
чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;

Пс.34:19  с толкованием

20
ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

Пс.34:20  с толкованием

21
расширяют на меня уста свои; говорят: "хорошо! хорошо! видел глаз наш".

Пс.34:21  с толкованием

22
Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.

Пс.34:22  с толкованием

23
Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

Пс.34:23  с толкованием

24
Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

Пс.34:24  с толкованием

25
да не говорят в сердце своем: "хорошо! [хорошо!] по душе нашей!" Да не говорят: "мы поглотили его".

Пс.34:25  с толкованием

26
Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.

Пс.34:26  с толкованием

27
Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: "да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!"

Пс.34:27  с толкованием

28
И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

Пс.34:28  с толкованием

Толкования на главу Пс.34
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.34

Псалом 
34

Пс.34  с толкованием
Псалом Давиду.
 

И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Доика; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемыя в псалме.
 


Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя.
 

Пс.34:1 с толкованием
В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва разсудить, а потом дать приговор и о наказании.
 


Приими оружие и щит и востани в помощь мою: Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя.
 

Пс.34:2 с толкованием
Упомянув о брани, по необходимости перечисляет и роды оружия, самым видом сего оружия устрашая живущих порочно. Бог же не приводит в действие стольких оружий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни.
 


Рцы души моей: спасение твое есмь Аз.
 

Пс.34:2 с толкованием
К спасению моему довольно Твоего слова. Поелику Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом, одних наказывает, а другим благодетельствует.
 


Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять, и постыдятся мыслящии ми злая.
 

Пс.34:4 с толкованием
Пусть не успеют в том, говорит Пророк, что замышляют, и плодом лукавства для них пусть будет стыд.
 


Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их.
 

Пс.34:5 с толкованием
Сие подобие употребил Пророк и в первом псалме. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, его же возметает ветр от лица земли (Пс.1:4).
 


Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их.
 

Пс.34:6 с толкованием
Обрати их в бегство, повелев преследовать невидимым Ангелам. Так находим в Писании, что и Ассирияне побиты Ангелом, и первенцев египетских поразил губитель. Тмою и поползновением называет падение; потому что претыкающиеся и подвергшиеся поползновению падают. А в доказательство правоты молитвы Пророк присовокупляет:
 


Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей.
 

Пс.34:7 с толкованием
Несправедливыя козни употребляют против меня, говорит Пророк. Слово: поносиша Симмах перевел: подкопались; дает же разуметь в тайне уготовляемую пагубу.
 


Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню
 

Пс.34:8 с толкованием
то есть, пусть подвергнутся сами тому, что другим уготовляют, пусть запутаются в собственных сетях, потерпят неожиданное уловление. Сие-то выразил Пророк словами: сеть, юже не весть.
 


Душа же моя да возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?
 

Пс.34:9 с толкованием
А я и услаждение и веселие находить буду: в Твоих благах, Владыка, и всеми составами моими возопию, что Ты единый Бог. Ибо слова: кто подобен Тебе? означают: Ты единый Бог, имеющий державу над всеми.
 


Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его.
 

Пс.34:9 с толкованием
Ты не попускаешь, чтобы убогие теснимы были сильными; но обуздываешь последних, и вспомоществуешь первым.
 


Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя.
 

Пс.34:11 с толкованием
Подвергся я клевете, говорит Пророк, обвиняемый в том, чего и не думал. Поелику Саул, уязвляемый завистию, подозревал Давида, что замышляет похитить у него власть, и потому продолжал враждовать на него; то, воспользовавшись сим, ненавистники не переставали слагать на него клеветы. Их-то называет Давид свидетелями лживыми. В числе их были Доик, Зифеи, и кроме их другие многие.
 


Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей.
 

Пс.34:12 с толкованием
Я низложил Голиафа, который самонадеянно величался пред целым народом, я неоднократно преодолевал иноплеменников, и его самаго духовными бряцаниями освобождал от демонскаго неистовства; а он не перестает враждовать на меня, намереваясь предать смерти и забвению всеми. Ибо безчадием назвал Пророк забвение; так как память о человеке сохраняется детьми. Посему Бог всяческих и говорит чрез Пророка Исаию: да не глаголет каженик: аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником избирающим, яже Аз хощу, дам им в дому Моем и во ограде Моей место чудное, и имя доброе, лучшее от сынов и дщерей (Ис.56:3-5).
 


Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится.
 

Пс.34:13 с толкованием
Из сего научаемся, как должно преодолевать несчастия. Облекаясь во вретище, и изнуряя себя постом, говорит Пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Сие и значат слова: молитва моя в недро мое возвратится, то есть, помолившись, получал я от Бога просимое, и наполнялось недро мое.
 


Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся.
 

Пс.34:14 с толкованием
Подлинно как брату, говорит Пророк, оказывал я ему всякую услугу, уподоблялся в смирении сетующему и плачущему, не позволяя себе высоко думать о своих заслугах. Сие показывает и история. Ибо на вопрос Саула: ты ли, чадо Давиде? отвечал, говоря: раб твой, господи царю (1Цар.26:17). И еще: почто гониши, господи царю, в след пса умерша, и в след блохи единыя (1Цар.26:18;1Цар.24:15)?
 


И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах.
 

Пс.34:15 с толкованием
Они наступали на меня со множеством людей, надеясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не знал я об опасности. Слова: собрашася на мя раны, и не познах, Симмах перевел так: собрались на меня бойцы, а я и не знал.
 


Разделишася, и не умилишася
 

Пс.34:15 с толкованием
то есть, и обманувшись в надежде, и будучи разсеяны, не раскаялись в том, что умыслили худаго, но опять обратились к тому же.
 


Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими.
 

Пс.34:16 с толкованием
Испытали все способы, говорит Пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами; а иногда скрежетали, рыкая по львиному.
 


Господи, когда узриши?
 

Пс.34:16 с толкованием
Пророк сказал это не в виде жалобы, но желая помощи, то есть, когда явишься, и защитишь обиженнаго?
 


Устрой душу мою от злодейства их.
 

Пс.34:17 с толкованием
Соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения.
 


Избавь от лев единородную мою.
 

Пс.34:17 с толкованием
Сказав выше: поскрежеташа на мя зубы своими; поелику скрежет свойствен львам, справедливо назвал их и львами, изобличая кровожадность и зверство сердца. Слова: единородную мою Симмах перевел: одиночество мое, то есть душу, лишенную всякой человеческой помощи.
 


Исповемся Тебе в Церкви мнозе, в людехь тяжцех восхвалю Тя.
 

Пс.34:18 с толкованием
В людех тяжцех Симмах выразил: в многочисленном народе. Было же это предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога божественный Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной.
 


Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима.
 

Пс.34:19 с толкованием
Здесь опять делает упоминание о подстрекавших Саула, которые лицемерно показывали дружбу, и поступали как враги. Тоже яснее выразил Пророк и в последующих словах.
 


Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху
 

Пс.34:20 с толкованием
потому что употребляя слова дружелюбныя, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца исполненныя коварства.
 


Разшириша на мя уста своя, реша: благо же, благо же, видеша очи наша.
 

Пс.34:21 с толкованием
А усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь, и громко изъявляли радость о моих бедствиях.
 


Видел еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою.
 

Пс.34:22 с толкованием
Ты судия, Владыка, все назираешь, и ничто не избегает надзора Твоего. Воззри и на то, что сделано, и не оставь меня лишенным Твоего промышления. Но разсуди, и вскоре изреки приговор. Тоже значат и последующия слова.
 


Суди ми, Господи, по правде Твой, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне враги мои. Да не рекут в сердцах своих: благо же, благо же души нашей: ниже да рекут: пожрохом его.
 

Пс.34:24 с толкованием
Если умедлишь судом, Владыка; снова посмеются они, болезни мои обратят для себя в повод к радости, и злосчастие мое почтут собственным своим благоденствием.
 


Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим: да облекутся в студ и срам велеречующии на Мя.
 

Пс.34:26 с толкованием
Тем и прилично быть в стыде, которые сами издеваются над ближними. Почему Пророк и испрашивал, чтобы в стыде были величавые и велеречивые.
 


Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея: и да рекут выну, да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его.
 

Пс.34:27 с толкованием
Да не престают же веселиться и радоваться желающие мне благ, радеющие о том, чтобы мне быть в мире; и увидев, что достиг я онаго, да песнословят Тебя Владыку.
 


И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.
 

Пс.34:28 с толкованием
А я, пользуясь Твоим промышлением, день и ночь буду поучаться в заповедях Твоих, и непрестанно песнословить благодеяния Твои. Слова: весь день Симмах: перевел: всякий день, означая тем непрестанное песнословие.
 

Сим и оканчивается псалом. А я умоляю читающих не обращать для себя в какой-либо вред молитвы праведника, и не извлекать отсюда повода к проклятию врагов, но знать, что Пророк проводил жизнь по духу закона, а не Евангелия. Закон же повелевал любить ближняго, и ненавидеть врага. Но Владыка Христос, указуя совершеннейшую добродетель, изрек: речено есть древним: возлюбиши искренняго Твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, и благословите гонящих вас (Мф.5:43, 44). Согласно же с сим и божественный Апостол сказал: благословите, а не клените (Рим.12:14). Посему, взирая на сие различие, знайте, что сообразно закону, и что сообразно благодати. Притом же и блаженный Давид, не проклиная говорил это, но пророчески предрек, что несомненно будет. А что и он не мстил обижающим, по евангельскому законоположению, о сем послушайте, что говорит сам он: аще воздах воздающим ми злая: да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой и славу мою в персть вселит (Пс.7:5-6). Не подумай, чтобы говорил он только это, а на деле не исполнял; напротив того за словами следовало и исполнение. И дела яснее слов. Ибо, два раза имея врага в руках, не только сам не умертвил, но воспрепятствовал сие и намеревавшимся умертвить. А когда пал враг на брани, горько его оплакивал; и известившаго о смерти его, поелику извещал с услаждением, и хвалился, будто бы сам убил, предал смерти. Распространиться же о сем почел я нужным ради тех, которые сами кленут и представляют в пример божественнаго Давида, чтобы они с пользою для себя брали в образец высокое Давидово любомудрие.