Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  3

Псалтирь
 


Псалом 
3

Пс.3  с толкованием

1
Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

Пс.3:1  с толкованием

2
Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня

Пс.3:2  с толкованием

3
многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге".

Пс.3:3  с толкованием

4
Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Пс.3:4  с толкованием

5
Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

Пс.3:5  с толкованием

6
Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

Пс.3:6  с толкованием

7
Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

Пс.3:7  с толкованием

8
Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

Пс.3:8  с толкованием

9
От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Пс.3:9  с толкованием

Толкования на главу Пс.3
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Псалтирь блж. Феодорит Кирский Псалом  3

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.3

Псалом 
3

Пс.3  с толкованием

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.
 

Пс.3:1 с толкованием
Хотя история сия известна более рачительным, однако же перескажу ее кратко для нерадивых. Великий Давид, по совершении онаго сугубаго беззакония, подпал многим и различным бедствиям. Не только соседственные народы подвиглись на противоборство и войну, но и самый дом его дал в себе место мятежу, беззаконие следовало за беззаконием, за непотребством Амнона убийство Авессалома, за братоубийством востание против отца и отпадение подданных. Пока промышляла о Давиде Божественная благодать, ничто это не приближалось к нему. Когда же за учиненное им преступление благодать отступила; порок занял ея место, произвел достойное слез, и произрастил много бедствий. В сие-то время, спасаясь бегством от сына и от тех, которые вместе с этим сыном подняли против него оружие, написал он псалом сей; потому что, по причине принесеннаго им теплаго покаяния, воздействовал в нем тогда Божий Дух.
 


Господи, что ся умножиша стужающии Ми? Мнози возстают на мя: Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.
 

Пс.3:2 с толкованием
Отвсюду нападает на меня много и всяких врагов. Но более огорчают меня насмехающиеся, и утверждающие, что лишен я Твоего промышления. А я знаю, что не потерпишь оставить в небрежении и меня, тяжко согрешившаго. Напротив того, соделавшагося ныне по причине греха униженным вознесешь и покажешь победителем врагов. Ибо сие выразил он, сказав:
 


Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.
 

Пс.3:4 с толкованием
Не на царство, не на владычество возлагаю я упование, но верую, что Ты - моя слава, и надеюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесен.
 


Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша Мя от горы святыя Своея.
 

Пс.3:5 с толкованием
Посему-то со всем усердием приношу тебе моление, зная, что вскоре исполнишь сии прошения. Под воззванием должно разуметь здесь не глас и не вопль, но душевное усердие. Ибо блаженному Моисею, хотя он и молчал, так говорил Богвсяческих: что вопиеши ко Мне (Исх.14:15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы. Сказано же: услыша мя от горы святыя Своея, сообразно с принятым в древности мнением. Ибо тогда думали, что Бог всяческих обитает в скинии; потому что там давал и ответы иереям.
 


Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.
 

Пс.3:6 с толкованием
Божественное Писание часто бедствия называет ночью; потому что впадшие в великия горести представляют себя как бы пребывающими во тьме. А с понятием ночи соединено неразрывно понятие сна. Посему Давид означает вместе и скорби и избавление от скорби. Ибо сие дают видеть слова: востах, яко Господь заступит мя, то есть, воспользовавшись Божиею помощию, препобедил я поразившия меня бедствия. Потому
 


Не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя. Воскресни Господи, спаси мя Боже мой.
 

Пс.3:7 с толкованием
Если Ты со мною, сего достаточно, чтобы разсыпать мне многия тьмы.
 


Яко ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.
 

Пс.3:7 с толкованием
Поэтому даруй мне совершенное спасение, и как неоднократно наказывал Ты за неправду имевших ко мне несправедливую неприязнь, и единоплеменников и иноплеменников, и Израильтян, и Амалекитян, и даже самого Саула; так и ныне сподоби меня спасения. Слова же: зубы грешников сокрушил еси, значат: лишил их всей крепости; образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зубов, нимало не опасны и удобно одолеваются.
 


Господне есть спасение
 

Пс.3:7 с толкованием
то есть, не имею надежды на человека, но от Тебя ожидаю спасения, и не я один ожидаю, но ожидает и народ Твой, со мною подвергающийся нападению врагов. Имею же попечение и о нападающих врагах, потому что и они именуются Твоим народом. Поэтому и тем и другим даруй, Владыка, благословение мира. Ибо сие выразил Давид, сказав:
 


И на людех Твоих благословение Твое.
 

Пс.3:9 с толкованием
Ибо и блаженный Моисей в числе благословений поставил мир. Находим же и в истории, что блаженный Давид имел великое попечение о народе и о самом сыне, покушавшемся на жизнь отца, и заботился более о мире, нежели о победе над народом.