Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  29

Псалтирь
 


Псалом 
29

Пс.29  с толкованием

1
Псалом Давида; песнь при обновлении дома.

Пс.29:1  с толкованием

2
Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

Пс.29:2  с толкованием

3
Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

Пс.29:3  с толкованием

4
Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

Пс.29:4  с толкованием

5
Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,

Пс.29:5  с толкованием

6
ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

Пс.29:6  с толкованием

7
И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек".

Пс.29:7  с толкованием

8
По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

Пс.29:8  с толкованием

9
Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:

Пс.29:9  с толкованием

10
"что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?

Пс.29:10  с толкованием

11
услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником".

Пс.29:11  с толкованием

12
И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,

Пс.29:12  с толкованием

13
да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

Пс.29:13  с толкованием

Толкования на главу Пс.29
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.29

Псалом 
29

Пс.29  с толкованием

Псалом песни обновления дому в конец Давиду 8.
 

Пс.29:1 с толкованием
Блаженный Давид не строил божественнаго храма, и слова псалма не приличествуют строившему. Посему обновлением дома называется возсоздание человеческаго естества, какое совершил Владыка Христос, прияв за нас смерть, и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения. Но сей же самый псалом изречен и о блаженном Езекии. Ибо, по избиении Ассириян и по избавлении от болезни, Езекия, как вероятно, совершил великое торжество, свидетельствуя благодарность свою Богу, что и им даровал спасение, и святый храм Свой избавил от вражескаго огня. Итак, поелику совершенное им было подобно празднику обновления, то псалом справедливо получил сие надписание. Должно же знать, что прилагается он к Езекии прообразовательно, а ко всему человеческому роду по самой истине. Ибо, как Езекия, впав в высокоумие (сие открывает нам история Паралипоменон), услышал смертный приговор, но по Божественной благодати сподобился жизни: так праотец Адам, понадеявшись быть богом и возгордившись пред Сотворшим, предан смерти, но по Божию человеколюбию улучил воскресение.
 


Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
 

Пс.29:2 с толкованием
Восприяв на Себя, Владыка, наш начаток, все естество сподобил чрез Него спасения, и не попустил, чтобы издевались над нами враги и неприязненные демоны.
 


Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и изцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.
 

Пс.29:3 с толкованием
В этом слышим вещание человеческаго естества. Слова же: воззвах к Тебе, и исцелил мя еси, по простому смыслу приличествует Езекии, но не столько человеческому естеству; потому что оно не умоляло Бога и не искало избавления от тления, а предавалось только плачу и сетованию, видя смерть, и не ожидая воскресения. Поэтому слезы и сетования, какия бывают над болящими и умершими, принял вместо молитвы, указуя на неизреченное Божие человеколюбие; потому что Бог и непризываемый, но видя только слезы, умилосердился и сокрушил смерть. Пророк и здесь опять рвом назвал смерть.
 


Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его.
 

Пс.29:5 с толкованием
Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. Поелику, хотя дар воскресения уделен и всем людям; но не все достойны сей благодати; то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь - воле; потому что сего хощет Бог, а не перваго, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира (Прем.1:13-14). Слышим же, что и Сам Бог говорит через Пророка Иезекииля: еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти (Иез.18:23)?
 


Вечер водворится плачь, и заутра радость.
 

Пс.29:5 с толкованием
Так и было сие и при Езекии, и при совершении общаго спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и на утро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, повечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общаго спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения.
 


Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.
 

Пс.29:7 с толкованием
Сего надеялся и Адам, до обольщения жительствовавший в раю, и Езекия, победивший Ассириянина, о чем ясно извещает книга Паралипоменон, говоря, что вознесеся сердце царя Езекии (2Пар.32:25).
 


Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.
 

Пс.29:8 с толкованием
Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому; потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественнаго о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие Симмах: Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему; из чего явствует, что от лица человеческаго естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни.
 


К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся Тебе персть? или возвестит истину Твою?
 

Пс.29:9 с толкованием
Сии же слова произнесены были и блаженным Езекиею, как извещают нас четвертая книга Царств и пророчество божественнейшаго Исаии (Ис.38:18); да и человеческое естество, если и не все вопияло, то чрез святых возопило к Богу сими же словами, потому что справедливо песнословить Тебя, Творца и благопризнательными словесами воздавать Тебе благодарение. Но сие свойственно живым; а разрешившиеся в прах и пепел, и утратившие способность трудиться телесно, как могли бы воспевать Твои благодеяния?
 


Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся.
 

Пс.29:11 с толкованием
И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плачь мой в радость мне. Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великаго веселия; так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же: яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся Симмах перевел так: да поет Тебя слава, и не умолкнет, то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому Седмьдесят вместо слава: употребили слово: умиление. И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).
 


Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.
 

Пс.29:11 с толкованием
Ибо не только в настоящей жизни, но и по воскресении буду возносить Тебе песнопения, непрестанно поведая о преестественных и неизреченных дарах Твоих.
 


Примечания


По слав. переводу: обновления дому Давидова.