Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  17

Псалтирь
 


Псалом 
17

Пс.17  с толкованием

1
Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:

Пс.17:1  с толкованием

2
Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!

Пс.17:2  с толкованием

3
Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.

Пс.17:3  с толкованием

4
Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.

Пс.17:4  с толкованием

5
Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;

Пс.17:5  с толкованием

6
цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

Пс.17:6  с толкованием

7
В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

Пс.17:7  с толкованием

8
Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];

Пс.17:8  с толкованием

9
поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.

Пс.17:9  с толкованием

10
Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его.

Пс.17:10  с толкованием

11
И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.

Пс.17:11  с толкованием

12
И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.

Пс.17:12  с толкованием

13
От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.

Пс.17:13  с толкованием

14
Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.

Пс.17:14  с толкованием

15
Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.

Пс.17:15  с толкованием

16
И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.

Пс.17:16  с толкованием

17
Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;

Пс.17:17  с толкованием

18
избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.

Пс.17:18  с толкованием

19
Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.

Пс.17:19  с толкованием

20
Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.

Пс.17:20  с толкованием

21
Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,

Пс.17:21  с толкованием

22
ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;

Пс.17:22  с толкованием

23
ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.

Пс.17:23  с толкованием

24
Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;

Пс.17:24  с толкованием

25
и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.

Пс.17:25  с толкованием

26
С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,

Пс.17:26  с толкованием

27
с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его,

Пс.17:27  с толкованием

28
ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.

Пс.17:28  с толкованием

29
Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.

Пс.17:29  с толкованием

30
С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.

Пс.17:30  с толкованием

31
Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.

Пс.17:31  с толкованием

32
Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?

Пс.17:32  с толкованием

33
Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;

Пс.17:33  с толкованием

34
делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;

Пс.17:34  с толкованием

35
научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.

Пс.17:35  с толкованием

36
Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.

Пс.17:36  с толкованием

37
Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

Пс.17:37  с толкованием

38
Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;

Пс.17:38  с толкованием

39
поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,

Пс.17:39  с толкованием

40
ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;

Пс.17:40  с толкованием

41
Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:

Пс.17:41  с толкованием

42
они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, - но Он не внемлет им;

Пс.17:42  с толкованием

43
я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.

Пс.17:43  с толкованием

44
Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;

Пс.17:44  с толкованием

45
по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;

Пс.17:45  с толкованием

46
иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.

Пс.17:46  с толкованием

47
Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,

Пс.17:47  с толкованием

48
Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,

Пс.17:48  с толкованием

49
и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.

Пс.17:49  с толкованием

50
За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,

Пс.17:50  с толкованием

51
величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.

Пс.17:51  с толкованием

Толкования на главу Пс.17
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.17

Псалом 
17

Пс.17  с толкованием

В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день в онь же избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула и рече.
 

Пс.17:1 с толкованием
Надписание ясно и не требует истолкования. И в дееписании царей излагается смысл псалма сего. Достойно же удивления любомудрие Пророка. Ибо, столько козней претерпев от Саула, не причислил его ко врагам, но отделив от враждующих, упомянул не как о неприязненном. Прилагается же в надписании: в конец; потому что псалом заключает в себе и пророчество о призвании язычников и об отчуждении Иудеев, что произошло на последок отдаленных времен.
 


Возлюблю Тя Господи крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой.
 

Пс.17:2 с толкованием
За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея (Втор.6:5). А за любовию следует угождение любимому; потому что любы вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1Кор.13:7, 8). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога крепостию, как приявший крепость; утверждением, как соделавшийся твердым против врагов; прибежищем, как имевший Бога стеною и твердою оградою;избавлением, как избавленный Богом от неприязненных; помощником, как сподобившийся от Него помощи; защитителем, как имевший Его при времени споборником; рогом спасения и заступником, как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: рог спасения в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.
 


Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся.
 

Пс.17:4 с толкованием
Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов.
 


Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя. Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя.
 

Пс.17:5 с толкованием
Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великия опасности приближают к смерти. Потоками же беззакония наименовал несправедливыя и частыя нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно; так Саул и другие враги производили на него набеги. Сетями же смертными назвал засады, ибо что сеть для безсловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно.
 


И внегда скорбети ми призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его.
 

Пс.17:7 с толкованием
Когда осаждало меня столько бедствий; пренебрегши всякое человеческое пособие, призвал я Божественную помощь, и не обманулся в надежде; потому что Бог немедленно приял мои моления. Разумеет же здесь не храм рукотворенный, который не был еще тогда построен, потому что Соломон соорудил его после сего, но назвал храмом небо.
 


И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него.
 

Пс.17:8 с толкованием
Все это сказал Пророк, не потому что так совершенно и было, но потому что так умопредставляется верою. Бог не только в наказание, но и в устрашение людей не редко совершал это, приводя в ужас и молниями, и громами, и землетрясениями, и огнем. Так восхотев устрашить и Израиля, показал им гору Синай дымящуюся огнем. Поэтому и сей Пророк тем же самым изображал врагам наложенное на них наказание. Научает же и прочих людей не делать подобнаго, чтобы не потерпеть подобных казней.
 


И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его.
 

Пс.17:10 с толкованием
И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни низхождения, ни восхождения Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: приклони небеса и сниде, будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: положи тму закров Свой означается незримость естества, и словами: окрест Его селение Его - сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем (1Тим.6:16).
 


Темна вода в облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша
 

Пс.17:13 с толкованием
то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии; так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумнаго света, и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив:
 


Град и углие огненное. И возгреме с небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы, и разгна я: и молнии умножи, и смяте я.
 

Пс.17:14 с толкованием
Сие неоднократно было и у нас: в недавно бывшия войны северных варваров, сделавших на нас нашествие, истребил Бог градом и огнем, и недавно также ополчившихся с востока Персов и надеявшихся, что без пролития крови заберут города наши, теми же связал путами, воспрепятствовал им идти далее, и одних предал смерти, а других послал вестниками совершившагося.
 


И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего.
 

Пс.17:16 с толкованием
И это было у нас во многих странах. Ибо земля подвигшись разступилась, на высоких горах открылась неизмеримая глубина, потекли воды в местах безводных. Совершает же сие Правитель всяческих, являя людям Свою карающую силу и научая, как Он, хотя во мгновение может предать конечной гибели, однакоже, водясь человеколюбием, медлит наказанием, и ожидает покаяния.
 


Низпосла с высоты, и прият мя: восприят мя от вод многих.
 

Пс.17:17 с толкованием
И показывая, что в переносном смысле называет водами, присовокупил:
 


Избавит мя от врагов моих сильных, и от ненавидящих мя: яко утвердишася паче мене
 

Пс.17:18 с толкованием
то есть, явственно показал врагам моим Свою попечительность. Сие выразил Пророк сказав: низпосла с высоты и прият мя, то есть, всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов. Ибо говорит: утвердишася паче мене.
 


Предвариша мя в день озлобления моего.
 

Пс.17:19 с толкованием
Здесь кажется мне, подразумевает Пророк востание Авессаломово по совершении им греха; потому что озлоблением (что Симмах выражает словом: бедствование) именует душевную немощь, по которой совершен грех.
 


И бысть Господь утверждение мое. И изведе мя на широту.
 

Пс.17:20 с толкованием
Меня, ниспровергнутаго и низложеннаго, говорит Пророк, подкрепил Бог, и тесноту пременил в широту, вместо ожидаемой смерти даровал жизнь. Тоже говорит он и в другом псалме: отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Пс.117:13).
 


Избавит мя, яко восхоте мя.
 

Пс.17:20 с толкованием
Надеюсь же, что и в будущее время сподобит меня такой же помощи, и одержу верх над неприязненными мне, хотя и будут они иметь самую великую силу.
 


И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене.
 

Пс.17:21 с толкованием
Не вопреки справедливости, говорит Пророк, промышляет о мне Бог, напротив того, зная намерение мое, ведая, что паче всего стараюсь сохранять все заповеди Его. Поелику показал, что велика была Божия о нем попечительность; то показывает и справедливость оной, побуждая тем слушателей к добродетели, и научая, что не случайно делаемся предметом сея попечительности, а только приобретя искреннюю приверженность к Богу. Ибо Пророк желал не собственныя исчислить перед всеми заслуги, но объяснить, каким образом можно сподобиться Божественнаго промышления.
 


Я буду непорочен с ним.
 

Пс.17:21 с толкованием
Как же можно преуспевать в этом?
 


И сохранюся от беззакония моего.
 

Пс.17:24 с толкованием
Воздерживаясь от того, что было мною сделано худо, в последующее время буду вести себя неукоризненно. Так великий Давид, будучи вынужден упомянуть о собственных своих добрых делах, чтобы показать справедливость Божественнаго о нем промышления, не мог утаить и учиненнаго им беззакония.
 


И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его.
 

Пс.17:25 с толкованием
Тогда-то, говорит, когда соделаюсь совершенно неукоризненным, сподоблюсь и совершенных благ; потому что Бог всяческих над всеми надзирает и с добрыми поступками (их наименовал Пророк чистотою рук) и с благочестивым намерением соразмеряет воздаяния. Потом сие же самое излагает Пророк яснее.
 


С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши и со строптивым развратишися.
 

Пс.17:26 с толкованием
С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и идущих путем противоположным, устрояешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?
 


Яко ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши.
 

Пс.17:28 с толкованием
Тех, которые водятся скромным образом мыслей, или смиряются по обстоятельствам, удостоиваешь спасения, и делаешь славными. А тех которые подъемлют брови и порабощены кичливостию, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества.
 


Яко ты просветиши светильник мой Господи: Боже мой, просветиши тму мою.
 

Пс.17:29 с толкованием
Поелику тмою не редко называл скорби, то освобождение от скорбей весьма прилично именует светом. Но сие освобождение прииму, говорит Пророк, от Твоего промысла; потому что светильник, приявший в себя истинный свет (так называет он зрак раба) есть мой, и от моих образуется чресл. Сие сказует и в другом псалме: тамо возращу рог Давидови, уготовах Светильник помазанному моему (Пс.131:17).
 


Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену.
 

Пс.17:30 с толкованием
Всякаго злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати.
 


Бог мой, непорочен путь Его.
 

Пс.17:31 с толкованием
Правдиво управляешь всем, а потому и не теряю благодушия.
 


Словеса Господня разжжена.
 

Пс.17:31 с толкованием
А сие дознал я из Твоих нелживых словес; ибо разжженным, как сказали мы уже прежде, называет, что испытано и не имеет в себе подлога.
 


Защититель есть всех уповающих на Него.
 

Пс.17:31 с толкованием
Не я один пользуюсь сею помощию; ею пользуются все имеющие такую же на Него надежду.
 


Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?
 

Пс.17:32 с толкованием
Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.
 


Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.
 

Пс.17:33 с толкованием
Его силою укрепившись, и я поспешаю шествовать стезею правою.
 


Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя.
 

Пс.17:34 с толкованием
Как еленям в естестве их дал силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов.
 


Научаяй руце мои на брань.
 

Пс.17:35 с толкованием
Ибо, воздевая их на молитву, преодолеваю неприязненных мне.
 


И положил еси лук медян мышца моя.
 

Пс.17:35 с толкованием
Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов.
 


И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит.
 

Пс.17:36 с толкованием
Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло - грех, и сподобил спасения.
 


Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои.
 

Пс.17:37 с толкованием
В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения, и им-то воодушевляемый до ныне продолжаю жизнь. Сказанное: уширил еси Симмах выразил; распространил.
 


Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати: падут под ногама моима.
 

Пс.17:38 с толкованием
Так, укрепившись под Твоим промышлением, надеюсь преодолеть всех неприязненных мне, и не отступать, пока не соделаю их снова покорными себе. Ибо сие выразил, сказав: падут под ногама моима.
 


И препоясал мя еси силою на брань: спял еси вся востающия на мя под мя.
 

Пс.17:40 с толкованием
Мне даровал мужество и силу, а стремлению врагов положил преграды: это было и с Голиафом, и с Саулом. Ибо одного, когда вместо того, чтобы действовать, тратил время на несмысленныя слова, поразил Давид из пращи, а от другаго, когда был связан сном, без труда спасся бегством, а также избежал и от злоумышления Гефеев.
 


И врагов моих дал ми еси хребет
 

Пс.17:41 с толкованием
то есть, обратил их в бегство, потому что бегущему свойственно обращать тыл.
 


И не навидящии мя потребил еси.
 

Пс.17:41 с толкованием
Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других.
 


Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их.
 

Пс.17:42 с толкованием
Иноплеменники, призывая на помощь своих богов, не видели от них промышления о себе; и Саул, и Авессалом, и Семей, и прочие враждовавшие Израильтяне, не имели своим споборником Бога.
 


И истню я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду я.
 

Пс.17:43 с толкованием
Совершенно безсильными и ничтожными соделаются они, при содействующей мне благодати Твоей.
 


Избавиши мя от пререкания людей.
 

Пс.17:43 с толкованием
Здесь предвозвещает неистовое устремление Иудеев на Спасителя и спасение язычников, и советует не иметь никакого общения в их пререкании.
 


Поставиши мя во главу языков.
 

Пс.17:44 с толкованием
Не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками; посему пророчество исполняется Родившимся от Него по плоти, который Сам именуется Давидом, по слову блаженнаго Иезекииля (Иез.37:24), то есть, Владыка Христос воцарился над всеми язычниками, и всегда владычествуя над всеми, как Бог, и по вочеловечении прияв от уверовавших в Него добровольное включение себя в рабы Ему.
 


Людие, их же не ведях, работаша Ми. В слух уха послушаша мя.
 

Пс.17:45 с толкованием
Сие предвещает от лица Владыки Христа. Сказует же: не принимавшие никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, быв призваны, без труда послушались, и возлюбили Мое владычество.
 


Сынове чуждии солгаша Ми, сынове чуждии обетшаша, и охромоша оть стезь своих.
 

Пс.17:46 с толкованием
Именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив стезю благочестия. Так и чрез Пророка Иеремию говорит Бог: како превратился еси в горесть, виноград чуждий? Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер.2:21). Одним показывает, что они собственное Его насаждение; а другим обличает их неблагодарность. Слова же: обетшаша и охромоша Симмах перевел: будут обезчещены и посрамлены. И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены безчестия, для всех представляются мерзкими.
 


Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего.
 

Пс.17:47 с толкованием
Упомянув о пререкании Иудеев, дает разуметь страдание и по страдании воскресение. И поелику Иудеи имеют обычай распятаго называть мертвым; то сам взывает: жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего. Не только жив, но возшел паки на небеса, и подает спасение желающим.
 


Бог даяй отмщение Мне, и покоривый люди под Мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на Мя вознесеши Мя: от мужа неправедна избавиши Мя.
 

Пс.17:48 с толкованием
Посему Ты, Который напоследок совершишь все сие в отдаленныя времена, и меня избавишь от враждующих неправедно на меня, и народ, который подчинил Ты мне, соделаешь благопокорным.
 


Сего ради исповемся Тебе во языцех Господи: и имени Твоему пою.
 

Пс.17:50 с толкованием
Во всех церквах целой вселенной буду песнословить Тебя посредством народов, которые в скором последствии времени будут призваны. И исполнение сего пророчества видимо нами; потому что во всех городах и весях, на полях, на горах и на холмах, на суше и на море, в странах населенных и в пустынях, божественный Давид устами благочестивых песнословит Бога.
 


Величаяй спасения царева, и творяй милость Христу своему Давиду, и семени его до века.
 

Пс.17:51 с толкованием
Ибо Ты, помазав меня в царя, не только спасаешь, но и делаешь славным. И сего промышления сподобишь не только меня, но и детей моих, и даже до века сохранишь славу сию семени моему. Если разуметь сие по иудейски; то пророчество сие не исполнилось; потому что до пленения род Давидов продолжал царствовать, по возвращении же из плена один Зоровавель, быв народоправителем, не оставил по себе наследников в сем народоправлении. А потому, если пророчество истинно, как и действительно истинно, потому что оно откровение Духа истины; то остается разуметь Семя Давидово, имеющее вечную славу, то есть родившагося от Давида по плоти Владыку Христа, который имеет вечное царство и вечную славу и, как Творец и Бог, имеет превечно, паки же приял, как человек, напоследок дней. Почему и чрез божественнаго Иезекииля изрек Бог всяческих: и дам им Давида царя их (Иез.34:23); и еще: и Давид Царь среде их (Иез.34:24). Давидом же наименовал Его, как происшедшаго по плоти от чресл Давидовых. Так и блаженный Исаия взывает: будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на того языцы уповати будут (Ис.11:10). Сие дознав, блаженный Матфей так начал написанное им Евангелие: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова (Мф.1:1).