Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  15

Псалтирь
 


Псалом 
15

Пс.15  с толкованием
Песнь Давида.
 


1
Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

Пс.15:1  с толкованием

2
Я сказал Господу: Ты - Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

Пс.15:2  с толкованием

3
К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое.

Пс.15:3  с толкованием

4
Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

Пс.15:4  с толкованием

5
Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.

Пс.15:5  с толкованием

6
Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

Пс.15:6  с толкованием

7
Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

Пс.15:7  с толкованием

8
Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Пс.15:8  с толкованием

9
Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,

Пс.15:9  с толкованием

10
ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

Пс.15:10  с толкованием

11
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

Пс.15:11  с толкованием

Толкования на главу Пс.15
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.15

Псалом 
15

Пс.15  с толкованием
Столпописание Давиду.
 

Пророк предвозвещает здесь страдание и воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него. Надписание же кроме смерти показывает и победу; потому что не на гробах только ставится столп, но воздвигается и победителям, и приемлет на себя надписи, из которых незнающие узнают о победе. Сие означает и надписание псалма: столпописание.
 


Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах. Рех Господеви: Господь мой еси Ты.
 

Пс.15:1 с толкованием
Псалом изрекается от лица Спасителя, и изрекается по человечеству, как и многое подобное сему находим в Священном Евангелии; таковы например слова: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39); и еще: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Так находим, что часто Он молится и преклоняет колена. А что сие свойственно естеству человеческому, а не Божеству, ни в чем неимеющему нужды, ясно научает сему Апостол. Говорит же так в послании к Евреям: иже во днех плоти Своея моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства, аще и сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию, и совершився, бысть всем послушающим Его виновен спасения вечнаго (Евр.5:7-9). Совершися же не Бог-Слово, совершенный прежде веков, но зрак раба, соделавшийся безстрастным, нетленным и безсмертным. Посему Апостол сказал, что Господь совершил сие во днех плоти, когда имел смертное тело. Все сие свойственно человечеству, а не Божеству. Так и в сем псалме просит сохранить Его, и сохраняет Сам Себя. Ибо просит, как человек, и дает просимое, как Бог, по благоволению и при содействии Своего Отца. Слова же: рех Господеви, Господь Мой еси Ты, подобны сказанному: восхожду к Богу Моему и Богу вашему.
 


Яко благих моих не требуеши;
 

Пс.15:1 с толкованием
потому что ни в чем не имеешь нужды, не нуждаешься и в человеческой правде. Но если кто сделает доброе, сам получает от того пользу, Тебе же никакого нет приобретения. Симмах перевел сие иначе: доброе мое не без Тебя; то есть, обилие благ у меня по Твоей благодати. Но то и другое имеет благочестный смысл. Ибо и мы пользуемся благами от Бога, и Он не имеет нужды в наших праведных делах, предписывает же нам оныя законом для нашей пользы.
 


Святым иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
 

Пс.15:3 с толкованием
Подразумевает здесь Апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит, что явным соделались чудеса Божии, потому что они исполнили все повеления Господни.
 


Умножишася немощи их, по сих ускориша.
 

Пс.15:4 с толкованием
Отвсюду, говорит, возстало много нападающих народов, народоправителей, царей и военачальников. Однако же с величайшею скоростию превозмогли всех, совершили течение и достигли конца поприща. И сие сходно с изречением апостольским: егда бо немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:10).
 


Не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама Моима.
 

Пс.15:4 с толкованием
Но возстающих на них предам, говорит, казням, и память их покрою забвением, так что и самыя имена их будут совершенно неизвестны.
 


Господь часть достояния Моего и чаши Моея.
 

Пс.15:4 с толкованием
Надлежит припомнить сказанное во втором псалме; ибо и там Отец изрек Ему также по Его человечеству: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс.2:8), и в Священном Евангелии о священных Апостолах сказал Он Отцу Своему: Отче, их же дал еси Мне, Твои беша, и Мне их дал еси: и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный (Ин.17:6. 12). Но как здесь говорит по человечеству, умоляя даровать Ему; так в другом месте показывает, что Он Владыка всех. Ибо говорит: овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам имь (Ин.10:27-28); и еще: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин.10:16). И в настоящем псалме говорит также по человечеству: Господь часть достояния Моего и чаши Моея, называя достоянием воцарение над язычниками, а чашею - смерть, какую претерпел за нас. Ибо так сказал и в Священном Евангелии: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф.26:39).
 


Ты еси устрояяй достояние Мое Мне.
 

Пс.15:5 с толкованием
Не сказал: даяй, но: устрояяй достояние Мое. Поелику человек, едва только был создан, получил власть над всем, и имел жизнь безсмертную, но по преступлении лишился того и другаго, и владычества и жизни; то Владыка по человечеству приносит прошение за род человеческий, умоляя возвратить ему прежнюю жизнь и прежнее владычество.
 


Ужя нападоша Ми в державных Моих: ибо достояние Мое державно есть Мне.
 

Пс.15:6 с толкованием
Ради достояния сего, говорит Спаситель, подверг Я Себя настоящим козням; потому что козни именует ужами. Так и в другом псалме говорит: ужя грешник обязашася Мне, и закона Твоего не забых (Пс.118:61). Итак, говорит, ради державнаго достояния сего, ради спасения человеков терплю настоящия козни.
 


Благословлю Господа вразумившаго Мя: еще же и до нощи наказаша Мя утробы Моя.
 

Пс.15:7 с толкованием
Но впрочем, вразумляемый Господом и водясь совершеннейшими помыслами, преодолею ночь страданий: ибо ночью назвал примрачность искушений. И никто да не почтет неприличным, что Владыка Христос по человеческому естеству вразумляется, слыша, что говорит божественный Лука: Иисус же преспеваше премудростию и благодатию у Бога и человек (Лк.2:52). Да слышит, как еще говорит Евангелист, что Иисуса, устрашившагося страданий и источавшаго пот, подобный каплям крови, укреплял пришедший Ангел (Лк.22:43). Если же имел нужду в ангельской помощи, чтобы показать в Себе естество рабия зрака, то тем паче умудряем был живущим в Нем Божеством. Ибо Он вместе и Бог и человек; и умудряем был, как человек, и Сам был источником премудрости, как Бог.
 


Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце Мое, и возрадовася язык Мой: еще же и плоть Моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал Ми еси пути живота: исполниши Мя веселия с лицем Твоим: сладость в деснице Твоей в конец.
 

Пс.15:8 с толкованием
Излишнее дело - изъяснять сие нам, когда божественный Петр, приявший откровение от Отца, и откровение от Сына, и откровение от Святаго Духа, давно уже истолковал слова сии. Ибо он, проповедуя Иудеям и приводя свидетельство сие, сказал так: мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресль его по плоти воздвигнути Христа, предвидев глагола о воскресении Его, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян.2:29, 31). И в другом месте говорит: Давид бо своему роду послужив успе, и виде истление: а Его же Бог воздвиже, не виде истления (Деян.13:36-37). Сие необходимо представлять на вид осмеливающимся толковать ложно, а также и Иудеям, потому что заключается в этом явное обличение неразумия Иудеев. Посему и здесь Владыка Христос говорит по человечеству: укрепляемый непрестанно Божественным естеством, приступаю к спасительному страданию, и увеселяюсь надеждою воскресения; потому что ни душа Моя не останется во аде, ни плоть Моя не потерпит естественнаго для нея истления; скоро восприиму воскресение, и возвращусь в жизнь, указуя путь сей всем людям.
 


Исполниши Мя веселия с лицем Твоим, сладость в деснице Твоей в конец.
 

Пс.15:8 с толкованием
Поелику, приступая к страданию, сказал: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф.26:38); то не без причины употребил слова сии, упомянув о воскресении, научая сим, что вместо скорби будет во всегдашнем веселии, и по человеческому естеству соделавшись безстрастным, неизменяемым и безсмертным; потому что, как Бог всегда был таковым, да и человеческому естеству не трудно для Него было сообщить сие вскоре по образовании онаго в утробе матерней; но попустил восприятому Им естеству пройти путем страданий, чтобы таким образом, сокрушив владычество греха, положить конец мучительству диавола, разрушить державу смерти, и всем людям дать возможность оживотворения. Посему, как человек, приемлет и нетление и безсмертие. Псалом сей обличает и Ариево, и Евномиево, и Аполлинариево умоповреждение. Ибо одни говорили, что Бог-Слово восприял на Себя неодушевленное тело, Аполинарий же, хотя восприятое тело называл одушевленным, но лишал оное разумной души, не знаю, откуда наведавшись о двух сих душах, потому что нигде не учит сему божественное Писание, а напротив того всесвятый Дух чрез блаженнаго Давида явственно упомянул о душе, представив ясное обличение каждой из сих ересей.