Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  138

Псалтирь
 


Псалом 
138

Пс.138  с толкованием
Начальнику хора. Псалом Давида.
 


1
Господи! Ты испытал меня и знаешь.

Пс.138:1  с толкованием

2
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

Пс.138:2  с толкованием

3
Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

Пс.138:3  с толкованием

4
Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Пс.138:4  с толкованием

5
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Пс.138:5  с толкованием

6
Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его!

Пс.138:6  с толкованием

7
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

Пс.138:7  с толкованием

8
Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.

Пс.138:8  с толкованием

9
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -

Пс.138:9  с толкованием

10
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Пс.138:10  с толкованием

11
Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";

Пс.138:11  с толкованием

12
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

Пс.138:12  с толкованием

13
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

Пс.138:13  с толкованием

14
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

Пс.138:14  с толкованием

15
Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Пс.138:15  с толкованием

16
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

Пс.138:16  с толкованием

17
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!

Пс.138:17  с толкованием

18
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

Пс.138:18  с толкованием

19
О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!

Пс.138:19  с толкованием

20
Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.

Пс.138:20  с толкованием

21
Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?

Пс.138:21  с толкованием

22
Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.

Пс.138:22  с толкованием

23
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;

Пс.138:23  с толкованием

24
и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

Пс.138:24  с толкованием

Толкования на главу Пс.138
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.138

Псалом 
138

Пс.138  с толкованием
В конец псалом Давиду.
 

В иных списках прибавлено: Захариин в разсеянии; сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у Седмидесяти, ни у других переводчиков; сделал же прибавление сие к надписанию кто нибудь, выразумев псалом по своему усмотрению. А в псалме содержится предречение о царе Иосии. Он, произшедши от злочестиваго отца, быв внуком такого же деда, возгнушался их нечестием, упражнялся во всякой добродетели и воспламенившись Божественною ревностию, истребил всех идольских жрецов, а возлюбивших благочестие удостоивал всякаго попечения. Сие и предсказывает псалом. Пророческое же слово представляет, что сей Иосия молится и изумлен предведением о нем.
 

Господи искусил мя еси, и познал мя еси.
 

К испытанию добродетели служат не только нищета и безотрадность, но и царская власть и благоуспешность. Как испытываемся в горестях, в состоянии ли мы мужественно переносить встречающияся скорби: так обнаруживаем себя и в благоденствии, и показываем, или что превозносимся благополучием, или что знаем свойства сих благ. Посему, блаженный Иосия после того как было вручено ему царство, и благочестиво правил оным, справедливо сказал: Господи искусил мя еси, и познал мя еси.
 


Ты познал еси седание мое и востание мое.
 

Пс.138:1 с толкованием
Все дознал Ты в точности, что делал я сидя, что совершал востав. Словами же: седание и востание изобразил свою жизнь. И это - выражения чистой души и здравой совести. Поелику сказал: искусил мя еси, и познал мя еси: то, чтобы не подумали иные, будто бы Бог дознает сделанное по конце дела, Пророк очень кстати присовокупил:
 


Ты разумел еси помышления моя издалеча.
 

Пс.138:2 с толкованием
Издавна, и из начала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы.
 


Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал.
 

Пс.138:3 с толкованием
Феодотион перевел так: стезю мою и путь мой Ты изследовал. Пророк путем и стезею называет деяния, а ужем прямоту их, взяв образ речи с строящих домы, которые по веревке выравнивают стены. В точности, говорит Пророк, познал Ты деяния мои, и ни что мое не укрылось от твоего ведения.
 


И вся пути моя провидел еси: Яко несть льсти в языце моем.
 

Пс.138:4 с толкованием
Не только провидел Бог всяческих, но предрек чрез Пророков; и Иеровоаму, когда приносил он жертву и Божеское чествование воздавал юницам, предвозвестил, что востанет Давиду сын, Иосия имя ему, предаст смерти жрецов идольских, и кости их сожжет на этом жертвеннике (3Цар.13:2).
 


Се Господи Ты познал еси, Вся последняя и древняя.
 

Пс.138:4 с толкованием
Из самых событий дознал, что имеешь всякое ведение и о том, что было древле, и о том, чего еще не было.
 


Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою.
 

Пс.138:5 с толкованием
Возможно ли чему из дел моих укрыться от Тебя, Творца моего, создавшаго меня во чреве матернем и сподобившаго всякаго о мне промышления? Сказанное же: положил еси на Мне руку Твою подобно сему: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя (Пс.113:73), и означает вместе и промышление по создании.
 


Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему.
 

Пс.138:6 с толкованием
Из совершившагося со мною познал я силу Твою; и желая воспевать Твою премудрость, и быв не в силах сделать это по достоинству, признаю себя побежденным. Так, выразив удивление, и ведению и предведению Бога всяческих, тому, что ничто от Него не сокрыто, ни что было, ни что будет, Пророк переходит к другому предмету, говоря следующее:
 


Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу?
 

Пс.138:7 с толкованием
Возможно ли укрыться беглецу от Того, Кто так ясно все знает? Надлежит же заметить, что, по учению Пророка, и Бог и Всесвятый Дух имеет туже действенность. Камо пойду от Духа Твоего, говорит он, и от лица Твоего, камо бежу? А у кого одна действенность, у тех, конечно одна и сила; и у кого одна сила, у тех и одно естество. Следовательно одно естество Бога и Духа.
 


Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси.
 

Пс.138:8 с толкованием
Все наполняешь, и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад - край глубины. Прекрасно же о небе сказал: Ты тамо еси, и об аде - тамо еси; потому что в обитающих на небе Ангелах упокоевается, всюду же и всем присущь. О Нем, по словам божественнаго Апостола, живем, движемся и есмы (Деян.17:28).
 


Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.
 

Пс.138:9 с толкованием
Словом: рано, Пророк означил восток, а словами: последняя моря, - запад. Ибо к высоте и глубине присовокупил долготу и широту, показывая неописуемость естества Божия. Опыт сего могущества изведал на себе Пророк Иона. Ибо, покусившись бежать от Бога всяческих, был взят, связан волнами, как бы в заключение какое отдан киту, и приведен в город, в которой был послан. Посему и здесь оказываются истинными слова пророчества: аще вселюся в последнихь моря, тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.
 


И рех: еда тма поперет мя: и нощь просвещение в сладости моей.
 

Пс.138:11 с толкованием
Симмах перевел это так: если скажу: может быть, тма покроет меня, то есть, прибегну ли к восходящему, или заходящему, солнцу, не укроюсь от Твоего могущества. Если покушусь укрыться во тме ночной, и тогда не останусь в безвестности; потому что и тма для Тебя свет.
 


Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветишся.
 

Пс.138:12 с толкованием
Симмах перевел так: и тма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем, то есть, тма - для меня тма, я различаю и свет и тму, а Тебе мысленному Свету, и ночь светла, светозарнее всякаго полудня.
 


Яко тма ея, тако и свет ея.
 

Пс.138:12 с толкованием
Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя.
 


Яко Ты стяжал еси утробы моя.
 

Пс.138:12 с толкованием
Не просто говорю сие, но предвещаемый Твоею благодатию, от Тебя прияв озарение помыслов. Ибо утробами назвал здесь Пророк помыслы. Поелику вожделевательная сила заключена в утробе, а помыслы приемлют на себя приражение оной; то помыслы назвал посему утробами.
 


Восприял мя еси из чрева матери моея.
 

Пс.138:13 с толкованием
Ты стал для меня и пестуном, и попечителем, и наставником, и едва только исшедши из матерняго чрева, пользовался я Твоим о мне промышлением.
 


Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело.
 

Пс.138:14 с толкованием
Посему, продолжаю песнословить Тебя, Твоими великими делами озаряемый и возбуждаемый к песнопению.
 


Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли.
 

Пс.138:15 с толкованием
Все, касающееся меня, говорит Пророк, в точности знаешь Ты; потому что Ты образовал меня, скрывавшагося еще в матернем чреве, и как бы находившагося в крайней части земли извел на свет. Акила перевел сие так: не сокрылись от Тебя кости мои, с которыми сотворен я, и в тайне испещрен, как в преисподней земли. Ничто не может укрыться от Тебя, образующаго естество человеческое в той сокровенной таибнице, где бытотворится всякое естество.
 


Не соделанное мое видесте очи Твои и в книзе Твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них.
 

Пс.138:16 с толкованием
Симмах перевел так: меня, не имевшаго еще и вида, провидели очи Твои со всеми написанными в книге Твоей, ни в одном дне не имеющими нужды по их образовании. Так видел Ты меня, говорит Пророк, прежде нежели был я образован и получил свой вид, видел, как и тех, которые уже родились, стали совершенными, не имеют нужды ни в одном дне, и написаны в книгах Твоих. О сих книгах упоминает и блаженный Даниил; ибо говорит: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:10); и Господь в священном Евангелии: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф.10:30). Под книгами же разуметь должно всеобъемлющее Божие ведение и ничего незабывающую Божию память. Так, изобразив Божественное, Иосия открывает и собственное намерение, не любочестием водясь, но представляя образец полезнаго.
 


Мне же зело честны быша друзи Твои Боже, зело утвердишася владычествия их.
 

Пс.138:17 с толкованием
Сие ясно показывает и история: потому что Божиих священников удостоивал всякаго угождения. Все услышали обетования, какия Бог дал Аврааму, говоря: благословлю благословящия тя: и кленущия тя проклену (Быт.12:3.) Сказанное же: утвердишася владычествия их, Феодотион перевел так: укрепились нищие их; потому что, по беззакониям злочестивых царей, жившие прежде в скудости и нищете, Иосиею удостоены всякой почести.
 


Изочту их, и паче песка умножатся
 

Пс.138:18 с толкованием
потому что злочестивые прежде, при благочестии царя, просветившись умом, воспели иным уже напевом, и возлюбили жизнь сообразную с законом; и те, которых прежде удобно было исчислить, превзошли всякое число. Предвозвещает же вместе с сим пророческое слово и изменение вселенной, совершившееся по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что ревнители Богоугодной жизни в каждом граде и в каждой стране превышают всякое число.
 


Востах, и еще есмь с Тобою.
 

Пс.138:18 с толкованием
Симмах перевел так: пробужусь, и всегда буду пред Тобою; потому что, непрестанно возбуждая себя, отрясу сон лености, и сохраню в уме памятование о Тебе. А за сие буду пользоваться Твоим о мне промышлением.
 


Аще избиеши грешники Боже: мужие кровей уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих.
 

Пс.138:19 с толкованием
Любящим добрых свойственно гнушаться злыми. Посему, говорит Иосия, так как Ты, человеколюбец, предаешь смерти грешников, тем паче буду я чуждаться обращения с ними, зная упорный их нрав; потому что не терпят добрых советов, но отвергают их, по непреклонности сердца.
 


Приимут в суету грады Твоя.
 

Пс.138:19 с толкованием
Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно населяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов.
 


Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех? и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми.
 

Пс.138:21 с толкованием
Твоей предан я любви, Владыка; одно с Тобою хочу и любить и ненавидеть. Поэтому, привязанных к благоугождению Тебе и люблю и почитаю, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но скорбя о них, истаеваю от скорби. Хотя ненавижу их, как беззаконных, но сожалею о них, как о людях; по естественному состраданию принужден плакать о них, но гнушаюсь ими опять по великому их лукавству.
 


Искуси мя Боже и увеждь сердце мое: и стяжи мя, и разумей стези моя: И виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.
 

Пс.138:23 с толкованием
Хотя предполагаю это, однакоже умоляю Тебя, лучшаго Врача душ, в точности дознать жизнь мою, следовать движения сердца. Если найдешь во мне что либо противное законам Твоим, молюсь Тебе, да исправит это премудрость Твоя, и да направит к вечному шествию. Сие изречено блаженным Давидом, предречено же о блаженном Иосии, но и всем желающим предлагается в повод ко спасению.