Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  108

Псалтирь
 


Псалом 
108

Пс.108  с толкованием
Псалом Давида.
 


1
Боже хвалы моей! не премолчи,

Пс.108:1  с толкованием

2
ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

Пс.108:2  с толкованием

3
отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

Пс.108:3  с толкованием

4
за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

Пс.108:4  с толкованием

5
воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью.

Пс.108:5  с толкованием

6
Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Пс.108:6  с толкованием

7
Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

Пс.108:7  с толкованием

8
да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

Пс.108:8  с толкованием

9
дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою;

Пс.108:9  с толкованием

10
да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

Пс.108:10  с толкованием

11
да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

Пс.108:11  с толкованием

12
да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

Пс.108:12  с толкованием

13
да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

Пс.108:13  с толкованием

14
да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

Пс.108:14  с толкованием

15
да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

Пс.108:15  с толкованием

16
за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

Пс.108:16  с толкованием

17
возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него;

Пс.108:17  с толкованием

18
да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

Пс.108:18  с толкованием

19
да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Пс.108:19  с толкованием

20
Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Пс.108:20  с толкованием

21
Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

Пс.108:21  с толкованием

22
ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

Пс.108:22  с толкованием

23
Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Пс.108:23  с толкованием

24
Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

Пс.108:24  с толкованием

25
Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].

Пс.108:25  с толкованием

26
Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

Пс.108:26  с толкованием

27
да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

Пс.108:27  с толкованием

28
Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

Пс.108:28  с толкованием

29
Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

Пс.108:29  с толкованием

30
И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

Пс.108:30  с толкованием

31
ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Пс.108:31  с толкованием

Толкования на главу Пс.108
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.108

Псалом 
108

Пс.108  с толкованием
В конец, псалом Давиду.
 

Псалом сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды. К сему же разумению приводит нас и великий Петр, когда, говоря народу, объявляет предательство Иуды, и отсюда заимствует указание пророчества. И никто, слыша, что Господь дает закон благословлять гонителей, да не почитает пророчества сего противоречущим Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания. Представлено же предвещание сие в виде молитвы, как большею частию везде обычно сие божественному Писанию.
 


Боже хвалы моея не премолчи: Яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася.
 

Пс.108:1 с толкованием
Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится, как человек, исполняя меры естества человеческаго; а как Бог, приемлет Онмолитвы искренно молящихся. Хвалебным же песнопением называет страдание. Ибо и в божественном евангелии нарицает оное славою, и говорит: прииде час, да прославится Сын человеческий (Ин.12:53). А устами грешника и устами льстиваго наименовал Иуду; потому что тайно договаривался он с Иудеями о предательстве.
 


Глаголаша на Мя языком льстивым: И словесы ненавистными обыдоша Мя.
 

Пс.108:3 с толкованием
От Иуды обращает слово на все сомнище Иудеев; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть.
 


И брашася со Мною туне. Вместо еже любити Мя оболгаху Мя.
 

Пс.108:4 с толкованием
Ибо не только не испытали от Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благ; и будучи обязаны любить Меня за блага сии, поступили неприязненно.
 


Аз же моляхся.
 

Пс.108:4 с толкованием
Свидетелем сего история священных евангелий; потому что Пригвожденный к крестному древу взывал: Отче отпусти им: не ведят бо что творят (Лк.23:34).
 


И положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое.
 

Пс.108:5 с толкованием
Я осыпал их благодеяниями: а они воздали Мне противным.
 


Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его.
 

Пс.108:6 с толкованием
Сказано: постави вместо: поставишь, и: да станет вместо: будет стоять. И сие ясно показал нам божественный Евангелист. Ибо богомудрый Иоанн вопросил: кто есть предатель? А Господь ответствовал: ему же омочив хлеб подам, той есть. И омочь, сказано, даде его Иуде. И по хлебе вниде вь онь сатана (Ин.13:25-27), нашедши входы себе уготованными; потому что Иуда по собственной воле пошел к Иудеям, условился с ними о предательстве, и многими после сего осыпанный благодеяниями, пребыл неблагодарным. Поэтому добровольно принял в сожительство врага.
 


Внегда судитися ему да изыдет (вместо: изыдет) осужден и молитва его да будет (вместо: будет) в грех
 

Пс.108:7 с толкованием
потому что предатель не имеет никакого извинения; почему судимый будет осужден, и приносимая им молитва увеличит вину. Не не знал он Благодетеля, но и божественными словесами пользовался, и прияв от Него власть, был не только самовидцем, но и совершителем великих чудес.
 


Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин.
 

Пс.108:8 с толкованием
И сие предречение пришло в исполнение; потому что сам Иуда вскоре приял смерть удавлением, и место него поставленный Матфий восполнил число Апостолов.
 


Да будут сынове его сири, и жена его вдова.
 

Пс.108:9 с толкованием
Сие сбылось не с Иудою только, но и со всеми неверными Иудеями. Ибо, по прошествии не многих лет от распятия, весь род был преселен, и иные умерщвлены, а жены их с детьми отведены в рабство. Сие в молитве предрекло им пророческое слово.
 


Движущеся да преселятся сынове его и вопросят, да изгнани будут из домов своих
 

Пс.108:10 с толкованием
или, по переводу других, из развалин своих; потому что, по сожжении домов и дворов, когда оставались развалины, одни из жителей умерщвлены, а другие отведены пленными.
 


Да взыщет заимодавец вся, елика суть его.
 

Пс.108:11 с толкованием
А Симмах перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками же разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе.
 


И да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его.
 

Пс.108:12 с толкованием
Когда же совершится сие, и враги станут делить принадлежащее им: тогда никто не будет их помощником, и дети их не удостоятся пощады.
 


Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его.
 

Пс.108:13 с толкованием
Ибо не прошло сорока лет, как народ иудейский подвергся конечной гибели. Уже не сами собою управляются Иудеи, не имеют ни собственных царей и князей, ни пресловутой этой столицы, не совершают Богослужения по закону; напротив того изчезло все это, и кивот и скрижали, и изображение Херувимов, и очистилище, и светильники, и жертвенник, и первосвященническая риза, и все прочее, что было у них Богоданнаго и славнаго.
 


Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится.
 

Пс.108:14 с толкованием
Добродетель отцев многократно служила в пользу и прегрешавшим детям, как Иудеям Авраамова вера, как Соломону Давидово благочестие. Но лукавство отцев увеличивает наказания подобным детям; потому что ни в чем не обретается никакого повода к пощаде. Посему и пророческое слово изрекло сие, а именно, что Иудеи, подвергшись конечной гибели, сверх собственных своих нечестий окажутся еще более мерзкими при воспоминании отеческих злых дел. Отцами же называет Пророк предававшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А матерью назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, предать смерти Владыку Христа. Ибо сие изрек Господь в евангелии: яко да приидет на род сей всяка кровь неповинная, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго, до крове Захарии, его же убиша между церковию и олтарем (Мф.29:35). За все сие понесут казнь в одно и тоже время.
 


Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их
 

Пс.108:15 с толкованием
потому что Бог, имея всегда пред очами все беззакония, на какия отваживались они, не удостоит их никакой пощады, но предаст конечной гибели. И из сего также явствует, что сказал сие Пророк не об Иуде только, но и о всех не уверовавших; потому что речь об одном лице превращает в речь о многих, и сказал уже не: его, но: их.
 


Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити.
 

Пс.108:16 с толкованием
Подвергнутся же сему, говорит Пророк; потому что жестоко и зверски совершили убийство, и до смерти преследовали Того, Кто обращался с ними со всяким смирением и с кротостию. Слова сии засвидетельствовали и Апостол и Сам Владыка. Апотол взывает: нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9); и еще: Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:6-7). И Господь в одном месте говорит; научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29); и в другом: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити (Мф.8:20).
 


И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благослвеения, и удалится от него.
 

Пс.108:17 с толкованием
Здесь Пророк ясно изменил молитвенный образ речи, и выразил то и другое пророчески, а именно, что приимут клятву, которую возлюбили, и лишены будут благословения, котораго не пожелали приять.
 


И облечеся в клятву яко в ризу
 

Пс.108:18 с толкованием
то есть, отвсюду остенен ею.
 


И вниде яко вода во утробу его.
 

Пс.108:18 с толкованием
Не только совне, но и внутри обстоят беды, как водою окружены ими. Потом, поелику вода сия, хотя орошает и увлаживает тело, но не сообщает ему постоянной влажности, Пророк присовокупил:
 


И яко елей в кости его;
 

Пс.108:18 с толкованием
потому что елей долго остается на теле. Разумеет же Пророк следующее: наложится такое бремя бед, которое будет угнетать сильнее воды, постоянством же уподобляться елею.
 


Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.
 

Пс.108:19 с толкованием
Сказанными выше бедствиями, говорит Пророк, пусть будет отвсюду покрыт, как одеждою, и сжат, как препоясанием.
 


Сие дело оболгающих Мя у Господа.
 

Пс.108:20 с толкованием
Другие же перевели: сопротивников Моих.
 


И глаголющих лукавая на душу Мою.
 

Пс.108:20 с толкованием
Плоды сии пожнут, и оказавшие мне ненависть, и послуживший им предатель. А поелику называли Его безбожным и беззаконным; то справедливо сказал: оболгающих Мя у Господа.
 


И Ты Господи Господи сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.
 

Пс.108:21 с толкованием
И сие Владыка Христос сказал по человечеству; потому что исполнил все человеческое, кроме греха. Он рожден и по естественному закону и превыше естественнаго закона; потому что родиться от жены свойственно естеству человеческому, но превыше онаго родиться от девы. Приял пелены, и обрезание, и питание млеком; приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утруждался. Так и молящимся изображается всегда в священном евангелии. Посему и здесь по человечеству призывает Божию помощь.
 


Избави Мя, яко нищь и убог есмь Аз, и сердце Мое смятеся внутрь Мене.
 

Пс.108:22 с толкованием
Сие, как находим, сказано им и в священном евангелии. Ибо, уготовляясь идти на страдание, сказал; ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей (Ин.12:27).
 


Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи.
 

Пс.108:23 с толкованием
Сим изобразил смерть; потому что приял конец жизни на подобие уклонившейся и исчезнувшей тени; да и жил, как пруги возвеваемые, туда и сюда носимые ветром, не имея ни города, ни веси, ни дома, но переходя то в тот, то в другой, а иногда в горы и пустыню.
 


Колена Моя изнемогоста от поста, и плоть Моя изменися елея ради
 

Пс.108:24 с толкованием
потому что жил Я не в неге и довольстве, но проводил жизнь недопускавшую никаких излишеств, строгую и суровую. И свидетели сему сподобившиеся быть священными Его учениками, и те ячменные хлебы, которые носили они, и те исторгаемые ими класы, которые взалкав стирали руками. Сказанное же: плоть Моя изменися елея ради, Симмах перевел так: и плоть Моя изменилась от неумащения.
 


И Аз бых поношение им, видеша Мя, покиваша главами своими.
 

Пс.108:25 с толкованием
И сие пришло в исполнение. Видя Его на кресте, покивающе главами, говорили: уа разоряяй церковь, и треми денми созидаяй, сниди со креста; другие же говорили: ины спасе, Себе ли не может спасти (Мк.15:30-31)?
 


Помози Ми Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей: И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты Господи сотворил еси ю.
 

Пс.108:26 с толкованием
Пусть дознают, говорит, что предали Меня распятию не против Моей воли; но сие было делом Твоего домостроительства; потому что угодно было Тебе страданием Моим даровать людям избавление от страданий. Рукою же называет Божию действенность.
 


Прокленут тии, и Ты благословиши
 

Пс.108:28 с толкованием
Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее.
 


Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится.
 

Пс.108:28 с толкованием
И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: Себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:7); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: Создавый Мя от чрева раба Себе (Ис.49:5), и чрез несколько слов: положих Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последнихь земли (Ис.49:8). И в священном Евангелии сказал: яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:28). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: раб означается здесь не достоинство, но естество.
 


Да облекутся оболгающии Мя в срамоту, и одеждутся яко одеждою студом своим.
 

Пс.108:29 с толкованием
Слово: оболгающие прочими переводчиками переведено опять: сопротивные. Подтверждають же пророчество и дела; потому что Иудеи во всегдашнем студе, облечены им, как одеждою.
 


Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его.
 

Пс.108:30 с толкованием
Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; и песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением.
 


Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящихь душу Мою.
 

Пс.108:31 с толкованием
Сие изрек и в псалме пятнадцатом: предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). Ибо естество Божие, вступив в неразлучное единение, хотя было присуще естеству человеческому, однако же попустило ему пострадать, устрояя тем спасение человеков. Ему не трудно было и самое восприятое Им естество соделать безсмертным; но, поелику страдание было спасением миру, то попустило совершиться страданию, и по страдании сообщило безсмертие и нетление. Господь не потерпел вреда от страданий воспринятаго Им естества, но исполнил его собственной Своей славы, и с ним царствует, и всем обладает. Пока же естество сие было тленно, попускал ему и страдать и творить все по человечеству, кроме греха.