Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  105

Псалтирь
 


Псалом 
105

Пс.105  с толкованием
Аллилуия.
 


1
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Пс.105:1  с толкованием

2
Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?

Пс.105:2  с толкованием

3
Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!

Пс.105:3  с толкованием

4
Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,

Пс.105:4  с толкованием

5
дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.

Пс.105:5  с толкованием

6
Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.

Пс.105:6  с толкованием

7
Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.

Пс.105:7  с толкованием

8
Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.

Пс.105:8  с толкованием

9
Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;

Пс.105:9  с толкованием

10
и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.

Пс.105:10  с толкованием

11
Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.

Пс.105:11  с толкованием

12
И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.

Пс.105:12  с толкованием

13
Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;

Пс.105:13  с толкованием

14
увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.

Пс.105:14  с толкованием

15
И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.

Пс.105:15  с толкованием

16
И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.

Пс.105:16  с толкованием

17
Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.

Пс.105:17  с толкованием

18
И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.

Пс.105:18  с толкованием

19
Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;

Пс.105:19  с толкованием

20
и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.

Пс.105:20  с толкованием

21
Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,

Пс.105:21  с толкованием

22
дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.

Пс.105:22  с толкованием

23
И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].

Пс.105:23  с толкованием

24
И презрели они землю желанную, не верили слову Его;

Пс.105:24  с толкованием

25
и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.

Пс.105:25  с толкованием

26
И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,

Пс.105:26  с толкованием

27
низложить племя их в народах и рассеять их по землям.

Пс.105:27  с толкованием

28
Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,

Пс.105:28  с толкованием

29
и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.

Пс.105:29  с толкованием

30
И восстал Финеес и произвел суд, - и остановилась язва.

Пс.105:30  с толкованием

31
И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.

Пс.105:31  с толкованием

32
И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,

Пс.105:32  с толкованием

33
ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.

Пс.105:33  с толкованием

34
Не истребили народов, о которых сказал им Господь,

Пс.105:34  с толкованием

35
но смешались с язычниками и научились делам их;

Пс.105:35  с толкованием

36
служили истуканам их, которые были для них сетью,

Пс.105:36  с толкованием

37
и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;

Пс.105:37  с толкованием

38
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью;

Пс.105:38  с толкованием

39
оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.

Пс.105:39  с толкованием

40
И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим

Пс.105:40  с толкованием

41
и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.

Пс.105:41  с толкованием

42
Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.

Пс.105:42  с толкованием

43
Много раз Он избавлял их; они же раздражали [Его] упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.

Пс.105:43  с толкованием

44
Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,

Пс.105:44  с толкованием

45
и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;

Пс.105:45  с толкованием

46
и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.

Пс.105:46  с толкованием

47
Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.

Пс.105:47  с толкованием

48
Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!

Пс.105:48  с толкованием

Толкования на главу Пс.105
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.105

Псалом 
105

Пс.105  с толкованием
Аллилуия.
 

В сто четвертом псалме пророческое слово описывало Божии благодеяния; а в сем псалме и благодеяния напоминает, и облагодетельствованных обвиняет в неблагодарности, и показывает различныя наказания на них наложенныя. Излагается же псалом как бы от лица благочестивых, которые оплакивают общия бедствия, и умоляют о пощаде.
 


Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
 

Пс.105:1 с толкованием
И за прежния благодеяния песнословьте Владыку, и ожидайте исполнения благих надежд; потому что Владыка благ и человеколюбив, и не престает водиться всегда милостию. Потом Пророк показывает, сколько повествование о чудесах Божиих превышает естество человеческое.
 


Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его?
 

Пс.105:2 с толкованием
Никакое слово недостаточно к песнопению Бога всяческих.
 


Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время.
 

Пс.105:3 с толкованием
За сознанием греха следует ублажение добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, - ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды.
 


Помяни нас Господи во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим.
 

Пс.105:4 с толкованием
Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое.
 


Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим.
 

Пс.105:5 с толкованием
То есть, умоляем о том, чтобы и нам быть причастниками в веселии новаго народа Твоего, и иметь общение в оказываемой ему благости.
 


Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом
 

Пс.105:6 с толкованием
; то есть, как бы в некоторое наследство прияли мы от отцев нарушение законов Твоих; отцами же называет Пророк не святых патриархов, но бывших после них. Сие дал он видеть в следующих за сим словах.
 


Отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, не помянуша множества милости Твоея.
 

Пс.105:7 с толкованием
Ибо после стольких чудес, совершенных ради них в Египте, не восхотели уразуметь силу Твою.
 


И преогорчиша восходяще в Чермное море.
 

Пс.105:7 с толкованием
Ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не восхотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великаго Моисея, говоря: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыне сей (Исх.14:11). Впрочем, хотя оказались они неблагодарными, Ты сподобил их спасения. Ибо Пророк присовокупил следующее.
 


И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою; И запрети Чермному морю, и изсяче, и преведе я в бездне яко в пустыни. И спасе я из руки ненавидящаго, и избави я из руки врага.
 

Пс.105:8 с толкованием
Ибо, словом дно морское обнажив от вод, великую эту бездну соделал для них удобопроходимою коням пустынею. В пустынях много удобства шествующим от того, что нет растений и препятствующих шествию преград; посему удобство перехода чрез море Пророк выразил сравнением его с пустынею.
 


Покры вода стужающия им: ни един от них избысть
 

Пс.105:11 с толкованием
потому что вода потопила всех Египтян; одно и тоже море Евреям послужило во спасение, а Египтянам - в наказание.
 


И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его.
 

Пс.105:12 с толкованием
Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен - Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их.
 


Ускориша, забыша дела Его: нестерпеша совета его: И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога во безводней.
 

Пс.105:13 с толкованием
Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей.
 


И даде им прошение их, посла сытость в души их.
 

Пс.105:15 с толкованием
Прошением Пророк назвал пожелание; потому что не просили, но роптали. Однако же дал им Бог обилие мяс, и хлеб нерукотворенный, и сладкую в обилии воду.
 


И прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня.
 

Пс.105:16 с толкованием
Ибо Корей и его сообщники покушались похитить священство, а Дафан и Авирон замышляли присвоение себе другаго начальства.
 


Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона: И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники.
 

Пс.105:17 с толкованием
Дафан и Авирон со всем семейством поглощены землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на что они отважились.
 


И сотвориша телца в Хориве.
 

Пс.105:19 с толкованием
Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие.
 


И поклонишася истуканному.
 

Пс.105:19 с толкованием
И это служит обвинением в другом еще безумии. Ибо видели, что получило оно вид свой от искусства человеческаго, и воздали сему Божеское чествование.
 


И измениша славу Его в подобие тельца ядущаго траву.
 

Пс.105:20 с толкованием
Весьма приличными чертами Пророк изобразил неразумие их. Ибо вместо того, Кто совершил столько чудес, Кто даровал им чудное оное спасение, и может производить столько и таких дел, почтили изображение тельца, когда тот, с кого снято сие изображение, имеет нужду в питании. Да и пища у тельца не хлеб, предлагаемый существам словесным, но трава и сено. А изображение тельца гораздо маловажнее самаго тельца, который по естеству безсловесен, питается сеном и дан в служение людям. Ибо изображение сие не только безсловесно, но и не одушевленно, не может ни действовать, ни мычать, ни есть. Однако же и сие столько безсильное предпочли они Богу всяческих.
 


И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем.
 

Пс.105:21 с толкованием
Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это.
 


И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их.
 

Пс.105:23 с толкованием
Ибо, когда изрек Бог всяческих: остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик (Исх.32:10); тогда блаженный Моисей сказал: аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси (Пс.105:32).
 


И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его: И поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня.
 

Пс.105:24 с толкованием
Пророк упоминает о непокорности при другом случае. Ибо, когда повелел Бог войдти в обетованную землю, они, впав в недуг боязни явно воспротивились, говоря, что Хананеи мужественны, сами же они не имеют достаточных сил вступить с ними в сражение. А это- явный знак неверия; потому что самовидцам столь многих и великих чудес справедливо было во всем довериться могуществу Спасшаго их.
 


И воздвиже руку Свою на ня, низложити я в пустыни, И низложити семя их во языцех, и расточити я в страны.
 

Пс.105:26 с толкованием
Господь хотел подвергнуть их казни, которая соответствовала бы их неверию, и навести на всех вместе пагубу; но, водясь обычным Ему человеколюбием, отчасти только наказал их.
 


И причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых: И раздражиша Его в начинаниих своих.
 

Пс.105:28 с толкованием
Предавшись снова невоздержанию, и смесившись с женами Моавитян, обучились их нечестию. Веелфегор же есть идол, чтимый Моавитянами; и Фегором называлось место, где стоял идол, а самый идол именовался Ваалом. Говорят же, что на языке эллинском называется он Кроном. Жертвами мертвых Пророк именует так называемыя у Эллинов возлияния, которыя имели они обычай приносить мертвым. Но не погрешит, кто и самых, так называемых ими богов, наименует мертвыми.
 


И умножися в них падение.
 

Пс.105:28 с толкованием
Ибо наслал еще на них другаго рода смерть.
 


И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века.
 

Пс.105:30 с толкованием
Слово: сечь Симмах перевел: язва. Это показывает и история. Ибо Замврия, который имел безстыдство явно блудодействовать с некоею Мадианитянкою, Финеес пронзил копьем вместе с сею женщиною. Бог, прияв ревность, похвалил его самаго, но воспретил подвергать казни других.
 


И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: Яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима.
 

Пс.105:32 с толкованием
Ибо, приступив к Моисею, который оплакивал сестру, с великим безчинием просили удовлетворить их нужде; а он, изнемогая духом и видя их невоздержание, объятый и гневом и скорбию, не с обычным ему послушанием исполнил Божие повеление, но, выразив в словах некое сомнение, ударил в камень, и извел воду. Это и значит сказанное: разнствова устнами своима, то есть, сказал не без сомнения. Ибо сказано: рече к ним Моисей: еда из камене сего изведу вам воду (Числ.20:10)? За сие-то, конечно, прогневавшись Бог всяческих, не дал ему земли обетованной отцам, но повелел ему приять конец жизни, а обетование исполнил чрез Иисуса Навина. Но Правитель всяческих, хотя, повидимому, обратил это в наказание Моисею, однако же при совершении сего имел в виду и нечто другое. Во-первых, зная неразумие Иудеев, не допустил в исполнение придти всему обетованию Моисеем, чтобы не почли его Богом; потому что обоготворившие изображение тельца, какого чествования не воздали бы бывшему служителем стольких чудес? Потому-то и гроб его соделал Бог сокровенным. Сверх же сего, что было с законодателем, тем самым угодно было Богу показать временность закона. Ибо, если законодатель не насладился обладанием обетованной земли, то легко было уразуметь из сего, что и они не долго будут пользоваться сим о них промышлением. Так, описав, что было в пустыне, Пророк обличает преступление, совершенное Иудеями в земле обетования.
 


Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех, и навыкоша делом их. И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн.
 

Пс.105:34 с толкованием
Бог воспретил смешение, по причине общения в нечестии, чтобы, отъяв начало предотвратить и конец, в корне истребить плод, меньшим злом предварительно подавить худшее. Однако же они, и в этом преступив Божий закон, не потребиша злочестивые языки, не избегали общения с ними, но поревновали лукавому их житию.
 


И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским. И убиена бысть земля их кровми. И осквернися в делех их.
 

Пс.105:37 с толкованием
Крайний верх нечестия показали они в себе. Ибо не высшая ли степень злочестия - осквернять землю кровями сыновей и дочерей, и приносить их в жертву кровожадным демонам? Богу не приносили они и узаконеннаго, а идолам закалали и детей.
 


И соблудиша в начинаниих своих.
 

Пс.105:37 с толкованием
Блудом называет здесь Пророк не только непотребство, но и служение идолам. Поелику, вступив в союз с Богом, возлюбили служение идолам; то суеверное сие чествование справедливо назвал блудом.
 


И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое: И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их, и смиришася под руками их.
 

Пс.105:40 с толкованием
Сие показывают и история Судей и книги Царств. Бог предавал их, то Моавитянам, то Аммонитянам, а иногда Амаликитянам, Мадианитянам и Филистимлянам, чтобы сие наказание послужило в пользу.
 


Множицею избави я: тии же преогорчиша его советом своим, и смиришася в беззакониих Своих.
 

Пс.105:43 с толкованием
Наложив наказание, являл опять и человеколюбие; но они воздавали Ему противным.
 


И виде Господь внегда скорбети им, внегда услышаше моление их.
 

Пс.105:44 с толкованием
Сие показывает и история, а именно, что вынуждаемые необходимостию обращались с прошениями к Богу, и как скоро просили, бывали услышаны.
 


И помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея.
 

Пс.105:45 с толкованием
Ибо ради обетований, данных отцам, оказывал милость. Раскаянием же Пророк называет прекращение наказания; потому что Бог не раскаявается; Он не благоугождается, то тем, то другим, но, премудро всем управляя, и наказание налагает, и являет человеколюбие.
 


И даде я в щедроты пред всеми пленившими я.
 

Пс.105:46 с толкованием
Так умиротворил и преклонил на милость Кира, соделал, что дал он свободу пленникам.
 


Спаси ны Господи Боже наш, и собери ны от язык; исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей.
 

Пс.105:47 с толкованием
И сие дает видеть, что пророческое слово научает Иудеев, как должно умилостивить им Бога, чтобы сподобиться Его о себе попечения. И божественный Апостол предвозвестил будущее Иудеям спасение чрез Илию Фесвитянина. Приидет от Сиона, говорит он, избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от Мене завет, егда отъиму грехи (Рим.11:26). Посему, не возсоздания Иерусалима, согласно с баснями неразумных, не служения подзаконнаго, не жертв безсловесных, не обрезания, не субботы, не кроплений, служивших только сению, должно ожидать им после всесвятаго крещения (это бред упившихся старух); но призвания, и познания истины, и веры во Владыку Христа, и постановления новаго завета.
 


Благословен Господь Бог Израилев от века, и до века: и рекут вси людие: буди буди.
 

Пс.105:48 с толкованием
Ибо всеми песнословим Господь всяческих, наименовавший Себя Богом Израилевым, столько соделавший для спасения человеческаго. Целому же народу надлежит глас поющих заключить словом: аминь; потому что сие: буди, буди Еврей выражает словами: аминь, аминь. Почему и соблюдается в церквах обыкновение, народу согласие свое на славословие иерея изъявлять словом: аминь, вступать чрез сие с ним в общение, и принимать благословение.