Библия Синодальный перевод Книга Притчей Соломоновых Главы  16-20

Притчи Соломона
 


Глава 
16


1
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.


2
Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.


3
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.


4
Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.


5
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]


6
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.


7
Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.


8
Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.


9
Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.


10
В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.


11
Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме.


12
Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.


13
Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.


14
Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.


15
В светлом взоре царя - жизнь, и благоволение его - как облако с поздним дождем.


16
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.


17
Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.


18
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.


19
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.


20
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.


21
Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.


22
Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.


23
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.


24
Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.


25
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.


26
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.


27
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.


28
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.


29
Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;


30
прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].


31
Венец славы - седина, которая находится на пути правды.


32
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.


33
В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.


Глава 
17


1
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.


2
Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.


3
Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.


4
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.


5
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].


6
Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]


7
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.


8
Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.


9
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.


10
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.


11
Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.


12
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.


13
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.


14
Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.


15
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.


16
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]


17
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.


18
Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.


19
Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.


20
Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.


21
Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется.


22
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.


23
Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.


24
Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.


25
Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.


26
Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.


27
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.


28
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.


Глава 
18


1
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.


2
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.


3
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.


4
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.


5
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.


6
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.


7
Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.


8
[Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]


9
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.


10
Нерадивый в работе своей - брат расточителю.


11
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.


12
Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.


13
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.


14
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.


15
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?


16
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.


17
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.


18
Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.


19
Жребий прекращает споры и решает между сильными.


20
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.


21
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.


22
Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.


23
Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.]


24
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.


25
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.


Глава 
19


1
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.


2
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.


3
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.


4
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.


5
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.


6
Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки.


7
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.


8
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.


9
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.


10
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.


11
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.


12
Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.


13
Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.


14
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.


15
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.


16
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.


17
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.


18
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.


19
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.


20
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.


21
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.


22
Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.


23
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.


24
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.


25
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.


26
Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.


27
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.


28
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.


29
Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.


Глава 
20


1
Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.


2
Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.


3
Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.


4
Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.


5
Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.


6
Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?


7
Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!


8
Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.


9
Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"


10
Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.


11
Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.


12
Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.


13
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.


14
"Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.


15
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.


16
Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.


17
Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.


18
Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.


19
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.


20
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.


21
Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.


22
Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.


23
Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро.


24
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?


25
Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.


26
Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.


27
Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.


28
Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.


29
Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.


30
Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.