Библия Синодальный перевод Книга Иисуса Навина Глава  5

Книга Иисуса Навина
 


Глава 
5

Нав.5  с толкованием

1
Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь [Бог] иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, [они ужаснулись] и не стало уже в них духа против сынов Израилевых.

Нав.5:1  с толкованием

2
В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые [каменные] ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.

Нав.5:2  с толкованием

3
И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.

Нав.5:3  с толкованием

4
Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых, которые тогда родились на пути, и которые из вышедших из Египта не были тогда обрезаны, всех их обрезал Иисус]: весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта;

Нав.5:4  с толкованием

5
весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;

Нав.5:5  с толкованием

6
ибо сыны Израилевы сорок [два] года ходили в пустыне [потому многие и не были обрезаны], доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед,

Нав.5:6  с толкованием

7
а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, [как родившихся] на пути, не обрезывали.

Нав.5:7  с толкованием

8
Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел.

Нав.5:8  с толкованием

9
И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место "Галгал", даже до сего дня.

Нав.5:9  с толкованием

10
И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских;

Нав.5:10  с толкованием

11
и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день;

Нав.5:11  с толкованием

12
а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

Нав.5:12  с толкованием

13
Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

Нав.5:13  с толкованием

14
Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

Нав.5:14  с толкованием

15
Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Нав.5:15  с толкованием

16
Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил.

Нав.5:16  с толкованием

Толкования на главу Нав.5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Иисуса Навина

Нав.5

Глава 
5

Нав.5  с толкованием

Вопрос 3. Как должно разуметь сказанное: обреза сыны Израилевы второе (Нав.5:2-3)?

Слово сие всего более преднаписует истину; потому что приявшим обрезание Моисеево проповедники Евангелия принесли обрезание духовное. Веруйте, сказали они, и да крестится кийждо вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, и приимете обетование Святого Духа (Деян.2:38). Сие обрезание божественный Апостол назвал нерукотворенным (Кол.2:11). И в другом месте говорит: обрезание сердца духом, не писанием (Рим.2:29). Посему из Иудеев уверовавшие в Спасителя, имея обрезание Моисеево, прияли еще обрезание духовное. А потому словом: второе прообразуется истина: ибо двукратное обрезание плоти невозможно. Простой же буквальный смысл показывает, что как Аврааму в начале Бог дал сей закон; так и Иисусу вторично повелел обрезать бывших еще необрезанными. Но слез достойны Иудеи, которые не могут понять, что обрезанные подверглись различным наказаниям и истреблены, а необрезанные спаслись, отцы погибли, а дети прияли обетование. Так и мы, будучи чадами, приемлем небесное царствие; а Иудеи, которые нам вместо отцев, лишились вечных благ, и отринуты от сродства с Патриархами. Посему надлежало им дознать из сего, что обрезание не всегда необходимое дело. Ибо Аврааму Владыка Бог, предвозвестив время пресельничества, повелел обрезаться, от тех же, которые освободились от египетского рабства и жили в пустыне, не потребовал хранения сего закона, и не наказал их за нарушение онаго; потому что, живя особо, и свободные от смешения с народами иноплеменными, не имели они нужды в сем знамении. Но когда Бог ввел их наконец в землю обетованную, тогда повелел обрезаться, чтобы смешение с иноплеменниками не повредило благочестью. Ибо, если случалось кому входить в обольщение, то нетрудно была усмотреть сие знамение и возвратить в стадо, потому что заклейменные овцы, если и потеряны будут, скоро отыскиваются.
 


Вопрос 4. Почему Бог повелел обрезать Евреев ножами каменными (Нав.5:2)?

Обрезываемых было великое множество, и обрезание надлежало совершить скоро, чтобы праздновать Пасху. Посему вероятно, что народ, столь долго проживший в пустыне, не имел в большом числе ножей, сделанных из железа. Сверх того, каменные ножи прообразуют наше обрезание; потому что Владыка Христос есть камень. Сказано: пияху от духовного последующего камене: камень же бе Христос (1Кор.10:4). Он же называется и мечем. Сказано: живо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр.4:12). А спасительное Его учение производит в нас духовное обрезание. При том история показывает, что многие из родившихся в Египте не были обрезаны: потому что родители их, как вероятно, боялись совершить над ними обрезание по причине умерщвления Еврейских младенцев, все же, можно сказать, родившиеся в пустыне, исключая разве немногих, оставались необрезанными. Место обрезания названо Галгала, что значит свобода. Тогда изрек Бог всяческих: в днешний день отъях поношение Египетско от вас (Нав.5:9). А сими словами означается освобождение от египетского рабства и нечестия и вступление в обладание землею обетованною. Но и мы дознаем из сего, что сподобившийся всесвятого крещения и приявший духовное обрезание слагает с себя греховное поношение.
 


Вопрос 5. Кого разуметь должно под Архистратигом силы Господни (Нав.5:14)?

Некоторые говорят, что Иисусу явился Бог-Слово; а я думаю, что это был Архангел Михаил. Ибо, когда прегрешили Евреи, Бог всяческих изрек Моисею: Сам не пойду с тобою, яко людие жестоковыйнии суть, но послю Ангела Моего пред лицем твоим вперед тебя (Исх.33:2-3). Сей-то Ангел, как думаю, явился теперь Иисусу, чтобы ободрить его и предвозвестит ему Божию помощь.
 


Вопрос 6. Почему же Архистратиг употребил слова, изреченные Богом? — Ибо говорит: иззуй сапог с ногу твоею, место бо, на нем же ты стоиши, свято ест (Нав.5:15).

Потому что Бог всяческих сказал Иисусу: якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою (Нав.1:5). По сей-то причине, что слышал Моисей, слышит и Иисус, чтобы соделаться ему бестрепетным, как приявшему то же достоинство.