Библия Синодальный перевод Книга Иисуса Навина Глава  21

Книга Иисуса Навина
 


Глава 
21

Нав.21  с толкованием

1
Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых,

Нав.21:1  с толкованием

2
и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего.

Нав.21:2  с толкованием

3
И дали сыны Израилевы левитам из уделов своих, по повелению Господню, сии города с предместьями их.

Нав.21:3  с толкованием

4
Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов;

Нав.21:4  с толкованием

5
а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов;

Нав.21:5  с толкованием

6
сынам Гирсоновым — от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов;

Нав.21:6  с толкованием

7
сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова — двенадцать городов.

Нав.21:7  с толкованием

8
И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию.

Нав.21:8  с толкованием

9
От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, [и от колена сынов Вениаминовых] дали города, которые здесь названы по имени:

Нав.21:9  с толкованием

10
сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия [так как жребий их был первый],

Нав.21:10  с толкованием

11
дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его;

Нав.21:11  с толкованием

12
а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину.

Нав.21:12  с толкованием

13
Итак сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы — Хеврон и предместья его, Ливну и предместья ее,

Нав.21:13  с толкованием

14
Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его,

Нав.21:14  с толкованием

15
Холон и предместья его, Давир и предместья его,

Нав.21:15  с толкованием

16
Аин и предместья его, Ютту и предместья ее, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих;

Нав.21:16  с толкованием

17
а от колена Вениаминова: Гаваон и предместья его, Геву и предместья ее,

Нав.21:17  с толкованием

18
Анафоф и предместья его, Алмон и предместья его: четыре города.

Нав.21:18  с толкованием

19
Всех городов сынам Аароновым, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их.

Нав.21:19  с толкованием

20
И племенам сынов Каафовых, левитов, прочим из сынов Каафовых, по жребию их, достались города от колена Ефремова;

Нав.21:20  с толкованием

21
дали им город убежища для убийцы — Сихем и предместья его, на горе Ефремовой, Гезер и предместья его,

Нав.21:21  с толкованием

22
Кивцаим и предместья его, Беф-Орон и предместья его: четыре города;

Нав.21:22  с толкованием

23
от колена Данова: Елфеке и предместья его, Гиввефон и предместья его,

Нав.21:23  с толкованием

24
Аиалон и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: четыре города;

Нав.21:24  с толкованием

25
от половины колена Манассиина: Фаанах и предместья его, Гаф-Риммон и предместья его: два города.

Нав.21:25  с толкованием

26
Всех городов с предместьями их прочим племенам сынов Каафовых досталось десять.

Нав.21:26  с толкованием

27
А сынам Гирсоновым, из племен левитских дали: от половины колена Манассиина город убежища для убийцы — Голан в Васане и предместья его, и Беештеру и предместья ее: два города;

Нав.21:27  с толкованием

28
от колена Иссахарова: Кишион и предместья его, Давраф и предместья его,

Нав.21:28  с толкованием

29
Иармуф и предместья его, Ен-Ганним и предместья его: четыре города;

Нав.21:29  с толкованием

30
от колена Асирова: Мишал и предместья его, Авдон и предместья его,

Нав.21:30  с толкованием

31
Хелкаф и предместья его, Рехов и предместья его: четыре города;

Нав.21:31  с толкованием

32
от колена Неффалимова город убежища для убийцы — Кедес в Галилее и предместья его, Хамоф-Дор и предместья его, Карфан и предместья его: три города.

Нав.21:32  с толкованием

33
Всех городов сынам Гирсоновым, по племенам их, досталось тринадцать городов с предместьями их.

Нав.21:33  с толкованием

34
Племенам сынов Мерариных, остальным левитам, дали: от колена Завулонова Иокнеам и предместья его, Карфу и предместья ее,

Нав.21:34  с толкованием

35
Димну и предместья ее, Нагалал и предместья его: четыре города;

Нав.21:35  с толкованием

36
[по ту сторону Иордана против Иерихона] от колена Рувимова [дан город убежища для убийцы] Бецер [в пустыне Мисор] и предместья его, Иааца и предместья ее,

Нав.21:36  с толкованием

37
Кедемоф и предместья его, Мефааф и предместья его: четыре города;

Нав.21:37  с толкованием

38
от колена Гадова: города убежища для убийцы — Рамоф в Галааде и предместья его, Маханаим и предместья его,

Нав.21:38  с толкованием

39
Есевон и предместья его, Иазер и предместья его: всех городов четыре.

Нав.21:39  с толкованием

40
Всех городов сынам Мерариным по племенам их, остальным племенам левитским, по жребию досталось двенадцать городов.

Нав.21:40  с толкованием

41
Всех городов левитских среди владения сынов Израилевых было сорок восемь городов с предместьями их.

Нав.21:41  с толкованием

42
При городах сих были при каждом городе предместья вокруг него: так было при всех городах сих. [Когда Иисус кончил разделение земли по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу по повелению Господню, дали ему город, которого он просил, Фимнаф-Сару дали ему на горе Ефремовой, и построил Иисус город, которого просил, и жил в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыне, ибо они не были обрезаны в пустыне; и положил их в Фимнаф-Саре.]

Нав.21:42  с толкованием

43
Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней.

Нав.21:43  с толкованием

44
И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их.

Нав.21:44  с толкованием

45
Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось.

Нав.21:45  с толкованием

Толкования на главу Нав.21
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Иисуса Навина

Нав.21

Глава 
21

Нав.21  с толкованием

Вопрос 19. Почему Иисус жрецам уделил города в коленах Иудином, Вениаминовом и Симеоновом (Нав.21:11)?

И во время странствования по пустыне жрецы были присоединяемы к колену Иудину; потому что и они и колено Иудино занимали восточную сторону. И здесь также получили наследие с коленом Иудиным, потому что между сими коленами была родственная связь. Первый Первосвященник Аарон в супружестве имел дочь Аминадава, а знаменитейший Первосвященник Иодай — сестру Охозии. Смешение же сих колен допустил Владыка, Который, по плоти произошедши от колена Иудина, был не только Царь, но и Первосвященник. Но надлежало священникам жить и в колене Вениаминовом; потому что и Божий храм в последствии воздвигнут в сем колене; Несколько же городов священники получили и в колене Симеоновом; потому что жребий сего колена был в соседстве с храмом. Ибо как от земных плодов и от стад священникам и левитам уделил Бог десятину; так и от городов повелел дать им как бы десятину. Сии десятины Патриарх Иаков обещал дать Богу. Ибо сказал: от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе (Быт.28:22). Посему народ не дар приносил, но платил отеческий долг. Сверх того народ завладел землями и жребия Левиина. Когда война прекратилась, кончено разделение земли; колена, получившия жребии за Иорданом, пошли туда. Но не переходя еще реки, создали олтарь велик (Нав.22:10). Девять колен, не зная цели сего сооружения и предполагая в сооружении том начало нечестия, вознамерились всенародно ополчиться против них, благочестие предпочитая родству. Но премудрые Иисус и Елеазар послали Финееса, как оказавшего ревность против нечестия в пустыне, чтобы напомнил он о предках и Богоданных благах, и остановил предприятое беззаконие. Посланные с Финеесом, пришедши, узнали, что нововведение сие предпринято не по суеверию; напротив того, усмотрели, что воздвигнутый жертвенник назван памятником общения по благочестью, чтобы потомки могли указывать на него в обличение тех, которые покусились бы отвлекать их от божественных празднеств; и потому возвратились, радуясь и прославляя Бога за сохранение благочестия братий и общего мира. Так и нынешним Иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник. Когда Пророк готовился оставить жизнь, созвал весь народ и увещавал, не заключать ни одного брачного союза с коренными жителями страны; потому что такое общение подает поводы к нечестью. Но к увещанию присовокупил он и угрозы. Ибо говорил: если сделаете это, уведите, яко не приложит Господь потребити языки сия от лица вашего: и будут вам в сети и в соблазны в ребрах ваших, и в жала во очесех ваших, дондеже погибнете от земли благие сея, юже даде вам Господь Бог ваш (Нав.23:13). Но яснее представила нам сие история Судей. Узнаем же и причину, по которой Евреи не получили обладания над всею землею, по обетованию Божию; потому что, возлюбив родственные связи с злочестивыми народами, и став подражателями нечестия, лишены Божественного промышления, и принуждены быть у них в рабстве. Чудно же и любомудренно слово Иисусово пред смертию. Аз, сказал он, отхожду в путь, якоже и вси, иже на земли (Нав.23:14). Но показывает он и нелживость Божественного проречения. И познаете сердцем вашим и душею вашею, яко ни едино слово отпаде от всех словес благих, яже рече Господь Бог ваш к вам. Все, что изрек нам, дал нам. И не разнствова от них ни едино слово (Нав.23:14). Истинность обетований Божиих дознали вы в благодеяниях. Бог исполнил все, что обетовал. Посему дознайте из сего и нелживость угроз. Ибо Иисус присовокупил: и будет, имже образом приходят на вас вся словеса добрая, яже глагола Господь Бог к вам, тако наведет Господь на вы вся словеса злая, дондеже потребит вы от земли благие сея, юже даде вам Господ Бог ваш: внегда преступисте завет Господа Бога вашего, его же заповеда вам (Нав.23:15-16). Научая, что это — не человеческие слова, присовокупил еще Иисус: сия глаголет Господь Бог Израилев (Нав.24:2), и упомянул о Фарре, отце Авраамовом и Нахоровом; включил же Нахора по родству с матерней стороны; потому что от него происходили Ревекка, Лия и Рахиль. Потом извещает, что Фарра служил богам иным, и потому Владыка Бог, отделив Авраама, преселил в землю ханаанскую. Присоединяет сказание о путешествии Иакова во Египет и об исшествии из Египта при Моисее, и о чуде с морем, и о пребывании в пустыне, о конечной гибели Аммореев и замыслах Валака, и о благословениях против воли произнесенных Валаамом, о чудном переходе чрез реку, об истреблении воставших врагов, и о наслаждении всякими благами; увещавает удаляться служения богам чуждым, служить же единому сотворшему и спасшему Богу, и предлагает им сделать выбор: изберите, говорит, сами себе днесь, кому послужите, или богом отец ваших, еже быша об ону страну реки, или богом Амморейским, в нихже вы живете на земли их (Нав.24:15). Так, другим представляя сделать выбор, сам показывает благочестие собственного своего изволения. Ибо говит: аз же и дом мой служити будем Господеви, яко свят есть (Нав.24:15). Потом, когда народ отрекся от служения богам лжеименным, и дал обещание служить единому спасшему их Богу, божественнейший Иисус в ответ на сие сказал: не возможете служити Господеви, яко Бог свят есть, и ревнитель ваш, не оставит беззаконий ваших и грех ваших. Егда оставите Господа, и послужите богом чуждим, и пришед озлобит вас, и потребит вас, вместо еже благо сотворити вам (Нав.24:19-20). Не ожидайте, что, и предаваясь беззакониям, будете наслаждаться сими благами. Владыка Бог знает, не только как облагодетельствовать, но и как наказать преступника. Когда Евреи выслушали это, и обещались служить Господу, Иисус, по необходимости, присовокупил: свидетели вы сами на ся, яко вы избрасте служити Господеви Самому (Нав.24:22). Но история показала и то, что Иисус, увещав удаляться от служения богам чуждым и дав законоположения о благочестии, не оставил сего неписанным, но в писании предал им сие на память.