Библия Синодальный перевод Исход Глава  4

Исход
 


Глава 
4

Исх.4  с толкованием

1
И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]

Исх.4:1  с толкованием

2
И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

Исх.4:2  с толкованием

3
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

Исх.4:3  с толкованием

4
И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его.

Исх.4:4  с толкованием

5
Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

Исх.4:5  с толкованием

6
Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег.

Исх.4:6  с толкованием

7
[Еще] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.

Исх.4:7  с толкованием

8
Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого;

Исх.4:8  с толкованием

9
если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.

Исх.4:9  с толкованием

10
И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.

Исх.4:10  с толкованием

11
Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?

Исх.4:11  с толкованием

12
итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.

Исх.4:12  с толкованием

13
[Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

Исх.4:13  с толкованием

14
И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;

Исх.4:14  с толкованием

15
ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;

Исх.4:15  с толкованием

16
и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;

Исх.4:16  с толкованием

17
и жезл сей [который был обращен в змея] возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.

Исх.4:17  с толкованием

18
И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. [Спустя много времени умер царь Египетский.]

Исх.4:18  с толкованием

19
И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.

Исх.4:19  с толкованием

20
И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

Исх.4:20  с толкованием

21
И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.

Исх.4:21  с толкованием

22
И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой;

Исх.4:22  с толкованием

23
Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.

Исх.4:23  с толкованием

24
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

Исх.4:24  с толкованием

25
Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

Исх.4:25  с толкованием

26
И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию.

Исх.4:26  с толкованием

27
И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его.

Исх.4:27  с толкованием

28
И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал.

Исх.4:28  с толкованием

29
И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых,

Исх.4:29  с толкованием

30
и пересказал [им] Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа,

Исх.4:30  с толкованием

31
и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

Исх.4:31  с толкованием

Толкования на главу Исх.4
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Исход прп. Ефрем Сирин Глава  4

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход

Исх.4

Глава 
4

Исх.4  с толкованием
Моисей же, поелику знал жестокосердие сынов народа своего, просил себе знамений, которыми бы мог их уверить.
 


1
Не послушают гласа моего, но рекут: не явися тебе Господь. И Бог просящему знамений Моисею сказал: чтобы поверили они тебе, что Я тебя послал,

Исх.4:1  с толкованием

3
проверзи жезл твой на землю. И поверже Моисей, и бысть змий: и отбеже Моисей. Сим знамением, какое дал ему Бог для убеждения народа, убеждает и Самого Моисея: как боишься ты Фараона, так убоялся теперь змия; но сила твоя превозможет силу Фараонову казнями, как превозмог себя и взял змия, обратившегося в жезл, ты, который убоялся жезла, обратившегося в змия. И еще говорит ему Бог:

Исх.4:3  с толкованием

6
вложи руку твою в недро твое. Моисей вложил, и бысть рука его прокажена, и снова вложил, и сделалась она чистою. Бог повелевает уверить народ сперва знамением змия, а потом знамением руки, покрывшейся проказою и очистившейся. Фараон и воинство его не тверже змия, и для Меня не трудно, подобно руке твоей изменить их во что хочу.

Исх.4:6  с толкованием

9
Аще же не уверуют тебе Египтяне двема знамениями сими, которые совершишь пред ними и пред сынами народа твоего, пролей речную воду на сушу, и будет кровь. Когда Бог дал Моисею знамения, которых он просил; тогда он просит Господа разрешить связанный язык его, и говорит:

Исх.4:9  с толкованием

10
не доброречив есмь муж, ниже, отнележе начал еси глаголати мне, разрешилось мое косноязычие. Господь говорит ему; то самое, чем ты умален, соделает тебя великим. Ибо у тебя, как у безмолвного Бога, будет вещий Пророк.

Исх.4:10  с толкованием

12
И Я буду при устах твоих, не для того, чтобы разрешить язык твой и ясною соделать речь твою; но чтобы за тем, что скажешь косноязычно, последовали великие дела.

Исх.4:12  с толкованием
После сего, Моисей возвращается в землю мадиамскую, и говорит тестю своему:
 


18
пойду, и увижду братий моих, иже во Египте. Хотя прискорбно было разлучиться с Моисеем; однако же его не удерживают, по воле Божией, открытой свыше. Поелику же Моисей опасался, что вельможи египетские, на которых напал он за притеснение народа его, и в новом Фараоне возбудят против него гнев, как возбудили в прежнем; то Бог говорит ему:

Исх.4:18  с толкованием

19
измроша вси мужи, ищущии души твоея.

Исх.4:19  с толкованием

20
Взял Моисей с собою жену и сыновей, взял также и жезл, и пошел в Египет. При выходе его из земли мадиамской, Бог снова повелевает ему сказать Фараону:

Исх.4:20  с толкованием

22
отпусти сына Моего первенца, да Ми послужит; иначе, за сына Моего первенца, которого будешь удерживать, хотя и не в силах его удержать,

Исх.4:22  с толкованием

23
Аз убию сына твоего первенца, что могу сделать. Так, Бог на словах прежде всех казней угрожает Фараону сею казнью: убию сына твоего первенца, что было больше всех казней; на самом же деле показывает меньшее из всех знамений - знамение змия.

Исх.4:23  с толкованием

24
Бысть же Моисей на пути на стану, срете его Господь, и искаше его убити за пренебрежение к обрезанию; потому что одного из сыновей, рожденных в мадиамской земле, оставил необрезанным. Ибо с того дня, как Бог говорил к Моисею в Хориве, не видел он жены своей. Сепфора беспокоилась мыслью, что, поелику она не вполне верила истине слов мужа своего, то сим сделала себя виновною. И сам Моисей находил себя виновным, потому что не совершил над сыном обрезания. Но когда предавались они сим мыслям, является им обоим Ангел, и возвещает, что приходит требовать обрезания, чтобы Моисей, пришедши к Евреям, не подпал осмеянию, за то, что находясь вне всякой опасности, пренебрег обрезание, тогда как не пренебрегают они обрезания и при всей скорби о смерти сыновей своих. Ангел же является Моисею гневным, вразумляя его тем, кого должен он бояться, Бога ли, установившего обрезание, или ребра, удерживающего от обрезания. Сепфора, видя, что Моисею угрожает смерть за то что пренебрегла она обрезание, о чем и вечером препиралась с Моисеем, и устрашенная видением Ангела,

Исх.4:24  с толкованием

25
вземши камень, обреза сына своего. И оставив его, обагренного своею кровью, объемлет ноги Ангела, и говорит:

Исх.4:25  с толкованием

26
жених крови у меня, не причинишь ты скорби в день брака обрезания, потому что велика была радость у Авраама в тот день, когда он обрезал Исаака. Жених крови у меня. Не причинишь ты скорби и ради меня, обрезавшей сына своими руками, и ради Моисея, и ради Давшего заповедь обрезания, которая теперь исполнена. Когда оставил их Ангел, Моисею представился случай сказать Сепфоре: если ты исполнилась страхом в единый час, когда явился Ангел; то сколько благоговеть и в какой святости соблюдать душу должен я пред Богом, Который непрестанно открывает Себя мне, рукою моею творит знамения, напутствовал меня жезлом сим, и послал для избавления шестисот тысяч людей? Сказав сие, Моисей возвратил Сепфору к отцу, во-первых для обрезанного сына, чтобы в пути не увеличилась его болезнь, а во-вторых и потому, что неблаговременно было бы Сепфоре и сыновьям его прийти в Египет, когда должен был выйти из Египта весь Израиль. Между тем Господь явился Аарону, и послал его

Исх.4:26  с толкованием

27
во стретение Моисею, чтобы по действительном совершении сказанного ему, уверовал он в исполнение и того, что должно совершиться в последствии.

Исх.4:27  с толкованием