Библия Синодальный перевод Книга пророка Иоиля Глава  1

Книга пророка Иоиля
 


Глава 
1

Иоил.1  с толкованием

1
Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.

Иоил.1:1  с толкованием

2
Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших?

Иоил.1:2  с толкованием

3
Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду:

Иоил.1:3  с толкованием

4
оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки.

Иоил.1:4  с толкованием

5
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!

Иоил.1:5  с толкованием

6
Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы.

Иоил.1:6  с толкованием

7
Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.

Иоил.1:7  с толкованием

8
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!

Иоил.1:8  с толкованием

9
Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни.

Иоил.1:9  с толкованием

10
Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.

Иоил.1:10  с толкованием

11
Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле,

Иоил.1:11  с толкованием

12
засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.

Иоил.1:12  с толкованием

13
Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния.

Иоил.1:13  с толкованием

14
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.

Иоил.1:14  с толкованием

15
О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.

Иоил.1:15  с толкованием

16
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего - веселье и радость?

Иоил.1:16  с толкованием

17
Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба.

Иоил.1:17  с толкованием

18
Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец.

Иоил.1:18  с толкованием

19
К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле.

Иоил.1:19  с толкованием

20
Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни.

Иоил.1:20  с толкованием

Толкования на главу Иоил.1
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Иоиля

Иоил.1

Глава 
1

Иоил.1  с толкованием

1
Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву. Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во время четырех царей их, которых представляет под образом четырех казней египетских. Одно зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за другим следовали цари.

Иоил.1:1  с толкованием

4
Останок гусениц поядоша прузи крылатые, налетевшие на синагогу израильскую; ибо в землю израильскую вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы; второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий - Сеннахирим, это - мшицы; четвертый - Навуходоносор, это - сиплеве. Посему, смысл пророчества таков: останок гусниц, то есть оставленное Феглаффелассаром, поядоша прузи, то есть Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве, то есть Навуходоносор.

Иоил.1:4  с толкованием

5
Утрезвитеся пиянии, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино. Таинственный смысл слов сих тот, что у людей грешных отъемлется божественная радость, представленная здесь под образом вина.

Иоил.1:5  с толкованием

6
Язык взыде на землю Мою; это - Сеннахиримово войско; оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню.

Иоил.1:6  с толкованием

7
Положи виноград Мой в погубление, и смоквы Моя в сломление. Виноград есть образ синагоги, а смоквы - тайна всего человечества.

Иоил.1:7  с толкованием

8
Восплачися, как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем. Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее.

Иоил.1:8  с толкованием

10
Изсше вино, погибли маслины.

Иоил.1:10  с толкованием

11
Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари. Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели: но сие не принесло плода.

Иоил.1:11  с толкованием

12
Древа изсхоша, потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим.

Иоил.1:12  с толкованием

11
Посрамишася земледелатели, и нет Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом Пророк именует древо жизни, - святой крест, принесший роду человеческому плод нетления.

Иоил.1:11  с толкованием

17
Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила; потому что, при наступлении голода, прекратились десятины и жертвоприношения.

Иоил.1:17  с толкованием

13
Отъяся от дому Господня семидал и возлияние. Словами: отъяся семидал, Пророк означает, что утратилась чистота нравов; а словами: отъяся возлияние, дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения по недостатку духовного разумения.

Иоил.1:13  с толкованием

18
Паствы овчия погибоша, восплакашася стада волов, стада овец погибли, яко не бе пажити им. Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Сие-то было, как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в сие время Вавилоняне осадили Иерусалим, опустошили все окрестности), - так и с обоими царствами израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во время царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол самарийский, а второй много бедствий причинил Иудее. В таинственном же смысле воздыхание волов означает воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих; ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете неволею (Рим.8:20). А что Пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, тем изображается еще более жестокий глад, пред пришествием Господа нашего мучивший все человечество по скудости небесного хлеба, и наконец утоленный и прекращенный евангельскою проповедью.

Иоил.1:18  с толкованием