Библия Синодальный перевод Книга пророка Даниила Глава  8

Книга пророка Даниила
 


Глава 
8

Дан.8  с толкованием

1
В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде.

Дан.8:1  с толкованием

2
И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая.

Дан.8:2  с толкованием

3
Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.

Дан.8:3  с толкованием

4
Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.

Дан.8:4  с толкованием

5
Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.

Дан.8:5  с толкованием

6
Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.

Дан.8:6  с толкованием

7
И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.

Дан.8:7  с толкованием

8
Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.

Дан.8:8  с толкованием

9
От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране,

Дан.8:9  с толкованием

10
и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,

Дан.8:10  с толкованием

11
и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.

Дан.8:11  с толкованием

12
И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.

Дан.8:12  с толкованием

13
И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"

Дан.8:13  с толкованием

14
И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".

Дан.8:14  с толкованием

15
И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа.

Дан.8:15  с толкованием

16
И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!"

Дан.8:16  с толкованием

17
И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: "знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"

Дан.8:17  с толкованием

18
И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое,

Дан.8:18  с толкованием

19
и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени.

Дан.8:19  с толкованием

20
Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский.

Дан.8:20  с толкованием

21
А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь;

Дан.8:21  с толкованием

22
он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.

Дан.8:22  с толкованием

23
Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;

Дан.8:23  с толкованием

24
и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых,

Дан.8:24  с толкованием

25
и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою.

Дан.8:25  с толкованием

26
Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам".

Дан.8:26  с толкованием

27
И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.

Дан.8:27  с толкованием

Толкования на главу Дан.8
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Даниила

Дан.8

Глава 
8

Дан.8  с толкованием

1
И Даниил видел вторый сон. В лето третие царства Валтасара

Дан.8:1  с толкованием

2
видех в Сусех град, иже есть в стране Еламстей: и видех в видении, аки был у ворот Улаи, т.е. у ворот водяных, а по толкованию других: у столпа.

Дан.8:2  с толкованием

3
И видех, и се овен един стоя пред враты, ему же роги. Овном Пророк называет персидского Дария. А двумя рогами у него означает Мидян и Персов, которые были под его владычеством. Един же вышше другаго и вышший восхождаше последи. Сие говорится о Персах, потому что рог их выше рога Мидян; а словами: вышший восхождаше последи, показывается, что Персы сделались господствующим народом после Мидян.

Дан.8:3  с толкованием

4
И видех овна бодуща на запад и на север, и на юг и вси зверие не станут пред ним, т.е. пред Дарием. И сотвори по воли своей и на западе, и на севере, и на юге, и возвеличися.

Дан.8:4  с толкованием

5
И се козел от коз идяше от лива на лице всея земли. Козлом от коз называет Пророк Александра македонского. И не бе вреждая земли, потому что стремление его обращено было на Дария. И козлу тому рог видим между очима его.

Дан.8:5  с толкованием

6
И прииде до овна имущаго рога два,

Дан.8:6  с толкованием

7
и разсвирепе на него: и порази овна, и сокруши оба рога его, и поверже его на землю и попра его. Рогом между очами у козла Пророк называет царство и единодержавие Александрово; овен же, на которого нападает козел, есть Дарий Мидянин. Два рога у овна сокрушенные козлом, суть два царства - мидийское и персидское, отнятые Александром у Дария. И поверже его на землю и попра его. И войска не могли избавить Дария от руки Александровой.

Дан.8:7  с толкованием

8
И рог козий возвеличися до зела, т.е. Александр, низложив Дария, распространил царство свое и соделался могущественным. И сокрушися рог его великий. Когда Александр соделался славным и возвеличился, тогда сокрушися рог его великий, потому что Александр умер. И взыдоша друзии четыре рози под ним. Поелику Александр умер бездетным; то царство его разделили между собою четыре любимца его: Селевк, Димитрий, Филипп и Птоломей.

Дан.8:8  с толкованием

9
И от единаго их взыде рог един мал, т.е. из дома Селевка Никатора произошел рог малый - Антиох. И возвеличися вельми к югу и к востоку, потому что Антиох преимущественно на юг и восток распространил владения свои.

Дан.8:9  с толкованием

10
И возвеличися даже до силы небесныя. Под образом светил небесных представлены священники. И сотвори пасти на землю, т.е. истребил, от силы небесныя, и от звезд, и попра я. Пророк разумеет сынов Симона и Собратий их, умерщвленных Антиохом.

Дан.8:10  с толкованием

11
И достиже до Архистратига, т.е. до Онии и собратий его первосвященников, о чем пишется в книге Маккавейской. И его ради жертва смятеся, т.е. всегдашнее приношение жертв священниками. И отъято утверждение святилища, т.е. Антиох осквернил место святилища.

Дан.8:11  с толкованием

12
И сила дадеся на жертву за грехи, т.е. за грехи Иудеев сему мучителю - малому рогу дана власть лишить святилище и священников всегдашних их жертвоприношений, и вожжения светильников и курения фимиама. И повержеся святое на землю. Сие Пророк говорит или о хлебах предложения, или о священных сосудах храма, которые при расхищении будут повергаемы на землю. И сотвори и благопоспешися. Ибо Антиоха, соделавшего все это, не постигло наказание в то же время.

Дан.8:12  с толкованием

13
И слышах единаго святаго глололюща некоему: доколе видение станет о жертве всегдашней? Один святой спрашивает другого святого более ведущего: когда прекратятся неправды Греков и опустошения, ими производимые; и долго ли святое и сила поперется?

Дан.8:13  с толкованием

14
И рече ему: даже до вечера и утра дней две тысящи и триста, и препобедит правда. Вопрос состоял в том: долго ли святое будет добычею злочестивых? Истолкователь видения говорит: до дней две тысячи и триста, что соответствует сказанному выше: до времени и времен, и полувремене (7:25). Но поелику, по лунному счислению времени, одно число превышает другое тысячею сто пятидесятью днями; то Пророк в одном числе прилагает к дням и ночи, и потому удвояет число дней, но не делает сего в другом числе. Итак, в продолжении такого числа дней Антиох будет владычествовать над Иудеями; а потом Правда препобедит его, внезапно поразив его на возвратном пути его с востока.

Дан.8:14  с толкованием

15
И се ста предо мною аки образ мужеск.

Дан.8:15  с толкованием

16
И слышах глас мужеск среде улаи, и рече: Гаврииле, скажи видение оному. Ангел хранитель Даниилов, неотлучно пребывающий с Пророком, объяснить Даниилу видение сие просит другого Ангела, неотлучного при всех утешительных видениях, какие были Даниилу и другим святым.

Дан.8:16  с толкованием

17
И прииде, и ста близ стояния моего: и ужасохся от избытка светлости лица ангельского. И рече ко мне: разумей сыне человечь, значение виденного тобою сна, еще бо до скончания времене видение, т.е. неблизко то время, когда народ твой изведен будет из плена.

Дан.8:17  с толкованием

19
Се Аз возвещаю тебе будущая на последок, т.е. сказываю, что будет по исполнении ста лет, в которые народу твоему обещаны все блага.

Дан.8:19  с толкованием

20
Овен, егоже видел еси имуща рога, Дарий царь мидийский и персский. Два рога означают два царства, мидийское и персидское.

Дан.8:20  с толкованием

21
А козел козий, и рог великий, иже между очима его, той есть Александр. Рог великий, иже между очима его, означает владычество над целым миром.

Дан.8:21  с толкованием

22
Сему же сокрушившуся восташа четыре рози под ним. Царство его сокрушилось, когда Александр умер; и овладели царством четыре любимца его, Селевк, Филипп, Димитрий и Птоломей.

Дан.8:22  с толкованием

23
И на последок царства их, когда исполнится мера грехов народа твоего, на останок царства иудейского нападет потомок Селевка Никатора. Востанет царь безсрамен лицем. Это безсрамный лицом Антиох, разумеяй обладати, т.е. искусный устроять козни и овладевать.

Дан.8:23  с толкованием

24
И державна крепость его, не в крепости же своей. Сим показывается, что Антиох не собственною силою приобретет славу и не по заслугам возвеличится, но, по причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукою Антиоха вразумить их. И чудесно растлит и успеет; растлит чудесно, т.е. растлит все, что достойно удивления в доме Божием. И разсыплет крепкия, то есть мужей сильных и святых в народе твоем немилосердо избиет мечом, и тела их повергнет окрест Иерусалима, как духом свидетельствует о сем Давид (Пс.78:3).

Дан.8:24  с толкованием

25
В царствование его успеет: лесть в руце его. Сие говорится потому, что Антиох хитростью взойдет в Иерусалим, сокрушит и истребит, что было славного в храме, и разрушит стены города. И лестию разсыплет многих. Сказано: потому что Антиохом сорок тысяч Иудеев убито, и столько же отведено в плен. И противу Бога князя князей востанет, восстанет или хулами на Бога, или тем, что осквернит и поругает храм Божий и священные сосуды. И от прикосновения руки сокрушится, т.е. сокрушен будет внезапно или рукою Лисия, или постигшею его мучительною болезнью.

Дан.8:25  с толкованием

26
И видение вечера и утра истинно есть; т.е. справедливо все, виденное от вечера до утра. Ты же Данииле, назнаменай видение, яко дни многи. Запечатай видение, потому что исполнится оно после многих лет, запечатай, чтобы сыны народа твоего не почли исполнения близким, и убоявшись не отказались возвратиться в землю свою.

Дан.8:26  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила (отрывок)

Дан.8