Библия Синодальный перевод Бытие Глава  8

Бытие
 


Глава 
8

Быт.8  с толкованием

1
И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

Быт.8:1  с толкованием

2
И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

Быт.8:2  с толкованием

3
Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Быт.8:3  с толкованием

4
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Быт.8:4  с толкованием

5
Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

Быт.8:5  с толкованием

6
По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

Быт.8:6  с толкованием

7
и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

Быт.8:7  с толкованием

8
Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,

Быт.8:8  с толкованием

9
но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

Быт.8:9  с толкованием

10
И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

Быт.8:10  с толкованием

11
Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

Быт.8:11  с толкованием

12
Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Быт.8:12  с толкованием

13
Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

Быт.8:13  с толкованием

14
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

Быт.8:14  с толкованием

15
И сказал [Господь] Бог Ною:

Быт.8:15  с толкованием

16
выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

Быт.8:16  с толкованием

17
выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

Быт.8:17  с толкованием

18
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;

Быт.8:18  с толкованием

19
все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

Быт.8:19  с толкованием

20
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

Быт.8:20  с толкованием

21
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

Быт.8:21  с толкованием

22
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Быт.8:22  с толкованием

Толкования на главу Быт.8
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  8

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.8

Глава 
8

Быт.8  с толкованием

3
И умаляшеся вода по сте пятидесятих днех.

Быт.8:3  с толкованием

4
И седе ковчег на горах Араратских.

Быт.8:4  с толкованием

5
И в десятый месяц явишася верси гор.

Быт.8:5  с толкованием

13
И бысть в первое и шестьсотное лето, в первый день перваго месяца изсяче вода, от лица земли.

Быт.8:13  с толкованием

14
В месяц же вторый, который есть Иор, в двадесять седмый день месяца изсше земля. Итак, Ной и бывшие с ним находились в ковчеге триста шестьдесят пять дней. Ибо от двадцать седьмого дня второго месяца Иор до двадцать седьмого дня того же месяца другого года, по лунному счислению месяцев, прошло триста шестьдесят пять дней. Смотри же, и в Ноевом роде считали в году триста шестьдесят пять дней; посему, можно ли утверждать, что халдеи и египтяне изобрели и установили таковое счисление.

Быт.8:14  с толкованием

15
И рече Господь Бог Ноеви:

Быт.8:15  с толкованием

16
изыди из ковчега ты и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих. В ковчег вводил Бог порознь, чтобы сохраняли чистоту, изводит же попарно, чтобы растились и множились на земле. И животные хранили чистоту в ковчеге; сие видно из слов: вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть изведи с собою: и раститеся и множитеся на земли.

Быт.8:16  с толкованием
Когда Ной со всеми бывшими с ним вышел из ковчега; тогда
 


20
взя от всех скотов чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник. В тот день, когда вышел Ной из ковчега, все чистые птицы и звери повиновались Ною, он принес всякую чистую плоть в жертву угодную Богу, и сия жертва положила конец потопу.

Быт.8:20  с толкованием

21
И обоня Господь не запах от мяс животных или курение дров, но призрел Он и увидел чистоту сердца в том, кто из всего и за все приносил Ему жертву. И сказал Господь Бог Ною то, что и желательно было ему услышать: за праведность твою сохранен остаток тварей и не погиб в волнах потопа, и ради жертвы твоей, принесенной тобою от всякой плоти и за всякую плоть, не наведу более потопа на землю. Бог как бы наперед связывает Себя обещанием, чтобы снова не навести на людей потопа, когда люди опять будут ходить в след лукавого помышления, всякой день устремляемого на зло.

Быт.8:21  с толкованием
И поелику потопом прерваны были сеяние и жатва, расстроен порядок времен; то Бог возвращает земле отнятое у нее в гневе, и говорит:
 


22
во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут. Ибо во время потопа, в течение сорока дней, по причине дождей, была ночь, а в течение всего года, пока не высохла земля, продолжалась зима без лета.

Быт.8:22  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  8

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.8

Глава 
8

Быт.8  с толкованием

Вопрос 53. Как понимать сказанное: помяну Господь Ноя (Быт.8:1)?

Божественное Писание беседует с людьми приспосабливаясь к ним; и как могут они понимать, такой вид речи и дает. Поэтому, как раскаяние в Боге есть перемена в распоряжении; сказано: раскаяхся, яко помазах Саула ни царство (1Цар.15:11), когда следовало сказать: рассудил вместо одного поставить другого; так нужно понимать и здесь; сказано: размыслих, яко сотворих человека (Быт.6:7), когда следовало сказать: рассудил наслать на них конечную гибель. Посему и это:помяну Бог Ноя, указывает не на предшествовавшее забвение, но изображает неизреченное Божие человеколюбие, а именно, что из любви к Ною повелел, чтобы, как можно скорее, было поглощено то необъятное и безмерное количество вод. Изображая же несказанную Божию благость, Моисей присовокупил: и вся скоты и вся птицы и вся гады пресмыкающыяся, елика беху с ним в ковчезе (Быт.8:1). Ради нас сподобил и их промышления. Ибо об этом взывает и великий Давид: прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком (Пс.103:14); и еще: человеки и скоты спасеши Господи (Пс.35:7). Ибо ради нас печется и о том, что наше.
 


Вопрос 54. Что значит сие: обоня Господь воню благоухания (Быт.8:21)?

Бог одобряет благопризнательность Ноя, усладившись не дымом (ибо ничего нет зловоннее сжигаемых костей), но похвалив расположение принесшего. У Бога нет телесных членов, а следовательно нельзя приписать Ему ноздрей; для обоняния же необходимы ноздри. Итак, вознаграждает Ноя благословением, и поскольку был он семенем рода, корнем естества, вторым Адамом, то дает ему то благословение, какое дано и новосозданному Адаму: раститеся и множитеся, и наполните землю, и обладайте ею. И страх и трепет ваш будет на всех зверех земных..., на всех птицах небесных, и на всех движущихся по земли, и на всех рыбах морских: в руце ваша вдах я (Быт.9:1-2). И слово стало делом; все животные, и плавающие, и земные, и летающие по воздуху, боятся самой человеческой тени. Потом Бог дал Ною закон о ядении мяса, повелев употреблять мясо так же, как и овощи.