Библия Синодальный перевод Бытие Глава  6

Бытие
 


Глава 
6

Быт.6  с толкованием

1
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,

Быт.6:1  с толкованием

2
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

Быт.6:2  с толкованием

3
И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

Быт.6:3  с толкованием

4
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Быт.6:4  с толкованием

5
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

Быт.6:5  с толкованием

6
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

Быт.6:6  с толкованием

7
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

Быт.6:7  с толкованием

8
Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Быт.6:8  с толкованием

9
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Быт.6:9  с толкованием

10
Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

Быт.6:10  с толкованием

11
Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

Быт.6:11  с толкованием

12
И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

Быт.6:12  с толкованием

13
И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Быт.6:13  с толкованием

14
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

Быт.6:14  с толкованием

15
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

Быт.6:15  с толкованием

16
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

Быт.6:16  с толкованием

17
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

Быт.6:17  с толкованием

18
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Быт.6:18  с толкованием

19
Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

Быт.6:19  с толкованием

20
Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].

Быт.6:20  с толкованием

21
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

Быт.6:21  с толкованием

22
И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Быт.6:22  с толкованием

Толкования на главу Быт.6
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  6

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.6

Глава 
6

Быт.6  с толкованием
Сказав о чистоте Ноевой, Моисей обращается к повествованию о том, как в современниках Ноевых усилилось лукавое похотение и говорит:
 


1
и бысть, егда начаша сыны человеческие мнози бывати, и дщери родишася им. Сынами человеческими Моисей именует здесь племя Каиново, и говорит, что дщери родишася им, желая тем показать, что, по сказанному нами выше, потомство Каиново сокращалось.

Быт.6:1  с толкованием

2
Видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша. Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. Добрые на вид дщери человеческие, которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: пояша себе жены от всех, яже избраша, показывают, что когда брали их себе в жены, тогда гордились перед ними, делали из них выбор; бедный превозносился пред богатою, старый кичился пред юною, самый безобразный надмевался пред самою красивою. Потомки же Каиновы не обращали внимания ни на богатство, ни на наружность, а желали только иметь земледелателей для своих земель, остававшихся незасеянными. Начало сему положено было невоздержными и бедными: невоздержные увлекались красотою дщерей человеческих, а бедные вожделевали их богатства. Но по следам таковых устремилось и все племя Сифово. А поелику сыны Сифовы брали себе в супружество дщерей Каиновых и пренебрегали прежних жен своих; то последние начали пренебрегать хранение чистоты и стыдливости, соблюдаемых ими до того времени ради мужей и вместе с ними. И как невоздержание сие распространялось в мужах и женах; то Писание говорит: растли всяка плоть путь свой.

Быт.6:2  с толкованием

3
И рече Господь Бог: не имать дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять. В сем роде жизнь не будет продолжаться до девяти сот лет, как продолжалась в родах первобытных. Зане плоть суть, потому что дни жизни их проходят в плотских делах. Будут же дние их лет сто двадесять. Если покаются в продолжении сего времени, то избавятся от угрожающего им гнева; если же не покаются, то делами своими привлекут на себя гнев. Так благость дает сто двадцать лет на покаяние такому роду, который не заслуживал бы сего по правде.

Быт.6:3  с толкованием
После сего Моисей пишет о детях, которых Каиновы дщери рождали от сынов Сифовых и говорит:
 


4
исполини бяху на земли во дни они: и потом, егда вхождаху сынове Божии ко дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века человецы именитии. Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы; потому что проклята была земля, не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения, как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают оной. Поелику потомки Каиновы, как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой, собирали и ели в это время произведения земли, лишенные силы, то и сами были так же бессильны, как и то, чем они питались.

Быт.6:4  с толкованием
У сынов же Сифовых, поелику были они сынами благословения, и жили на земле сопредельной раю, были и вкушаемые ими земные произведения многочисленны и не лишены силы, и тела крепки. И сии-то крепкие сыны Сифовы, входя к дщерям стенящего Каина, рождали для Каинова племени исполинов именитых. Словами: иже от века, означается, что для Каинова племени рождались такие же исполины, каковы были первобытные и именитые люди - Сиф и Енос.
 

После повествования об исполинах, рождавшихся в Каиновом потомстве, в котором жены были, хотя красивы, но в сравнении с сынами Сифовыми, слишком малорослы, Моисей говорит:
 


5
виде Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая вся дни. Так и в продолжение лет, данных для покаяния, люди прилагали грехи ко грехам. Умножишася злобы человеков на земли, то есть злоба распространилась в том и другом племени. Помышление сердец их устремлено на злая во вся дни, потому что не временем только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставали исполнять лукавое свое помышление.

Быт.6:5  с толкованием
По причине такого всеобщего нечестия
 


7
рече Бог: потреблю от человека даже до скота, и от гад даже до птиц небесных, зане раскаяхся, яко сотворих я. Бог раскаивается не как непредвидевший, что люди дойдут до сего развращения, но Он хочет последующим родам показать сим великое нечестие людей, дошедшее до такой степени невоздержания, что ни в чем нераскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния. Притом, Дух Святый оправдывал Божие правосудие, давая разуметь, что люди не напрасно истреблены потопом. Если и сие ни в чем не раскаивающееся Существо снизошло до того, что говорит о Себе: раскаяхся; то изрекло сие, чтобы дерзкий род, слыша то, содрогнулся, и чтобы семена раскаяния запали в сердца упорствовавших в нераскаянности. Если бы недостаток какой был в тварях Божиих; то Бог сотворил бы новый мир, и не сохранил бы в ковчеге тварь, о сотворении которой раскаивался. Но смотри: Бог сказав: раскаяхся, сим самым показывает, что Он не раскаивался. Ибо, если раскаялся о грешниках, то для чего было раскаиваться о скотах, гадах и птицах небесных, которые не согрешили? Если же не раскаивался о них; то почему сказал: раскаяхся, когда не раскаивался? Посему, раскаяние в сотворении не только виновных, но и невинных, удостоверяет, что Бог о раскаянии Своем сказал по любви к грешникам, а не показывает того, что не имел Бог предведения. Создавшая людей Благость болезновала о том, что должны они погибнуть за дела свои, и что, если не погибнут, то чрез них сделаются нечестивыми последующие за ними роды.

Быт.6:7  с толкованием
Когда же сокращение жизни человеческой и то, что Бог раскаивался, не привело людей в трепет и не пробудило в них раскаяния; тогда Бог говорит Ною:
 


18
время всякой плоти прииде пред Мя.

Быт.6:18  с толкованием

14
Сотвори убо себе ковчег от древ высокорастущих.

Быт.6:14  с толкованием

15
Трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его.

Быт.6:15  с толкованием

16
И в лакоть свершиши его свыше: обиталища трекровна сотвориши в нем,

Быт.6:16  с толкованием

14
и посмолиши его внеуду смолою. Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять таких дерев? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать сие? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом растли всяка плоть путь свой? Если бы стал сооружать ковчег сам Ной с своими домочадцами; то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его даны на покаяние, и окончил построение в сотый год.

Быт.6:14  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  6

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.6

Глава 
6

Быт.6  с толкованием

Вопрос 48. Кого Моисей назвал сынами Божиими (Быт.6:2)?

Некоторые несмысленные и крайне отупевшие люди предполагали, что это ангелы, думая, может быть, найти оправдание своему собственному непотребству, если обвинить в подобном сему ангелов. Но надлежало им выслушать, что говорит Бог всяческих: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять (Быт.6:3), и уразуметь из сего, что естество бесплотных не имеет ни плоти, ни жизни, ограниченной определенным временем, потому что сотворены они бессмертными. Тот же смысл имеет следующее за сим. Ибо сказано: видев Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая по вся дни. И помысли Бог, яко сотвори человека на земли... И рече Бог: потреблю человека,егоже сотворих, от лица земли, от человека даже до скота, и от гад даже до птиц небесных: зане размыслих, яко сотворих я (Быт.6:5-8). И Ною также сказал: время всякого человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се Аз погублю их и землю (Быт.6:13). Все же сие показывает, что сыны Божии были люди, возлюбившие беззаконную жизнь. А если бы ангелы смесились с дочерьми человеческими, то люди потерпели бы неправду от ангелов в том, что они насильственно растлили дочерей человеческих, потерпели бы также неправду и от сотворшего их Бога, неся наказание за похотствовавших ангелов. Но сказать это, думаю, не отважится и сам отец лжи. Ибо Божественное Писание многими указаниями дает видеть, что согрешили люди, и что суд Божий произнесен на людей. Причиною же неведения многих [явилось] поверхностное чтение Божественного Писания. Писатель, сказав, что от Адама родился Сиф, а от Сифа Енос, присовокупил: сей упова призывами имя, Господа Бога (Быт.4:26). Акила же перевел это так: тогда начали именоваться именем Господа. Это дает разуметь, что Енос за благочестие первый получил божественное именование, и сродники именовали его богом, почему родившиеся от него получили наименование сынов Божиих, как и мы по имени Владыки Христа называемся христианами. Если же кто не принимает сего разумения, потому что так перевел Акила, то пусть выслушает, что говорит Бог через пророка Давида: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс.81:6); и еще: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (Пс.81:1); называет же так князей, как видно из следующих слов: доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте и проч.(Пс.81:2-3). И еще: Бог богов Господь глагола, и призва землю (Пс.49:1), очевидно же глагола Бог о сподобившихся такого наименования по благодати. Так, и законодатель говорит: Богов да не злословиши, и князем людей твоих да не речеши зла (Исх.22:28). Так и потомки Сифовы, как благочестивые, именовались сынам Божиими, потому что род Сифа был отделен, и не смешивался с происходившими от Каина, по причине клятвы, наложенной на него Богом всяческих. Но по прошествии многого времени (потому что потоп навел Бог по истечении более, нежели двух тысяч лет), увидев благообразных дочерей из потомства Каина, и обольстившись, вероятно, изобретенными у них музыкальными орудиями (потому что происшедший от Каина Иувал показал певницу и гусли (Быт.4:21), смесились с ними и растлили свое собственное благородство, и подверглись тому же, что было с Израильтянами, которые, смесившись с дочерями мадианитян, приобщились их нечестию и понесли наказание от Бога. О последних и божественный Давид сказал: и смесишася во языцех, и навыкоша делом их: и поработаша истукинным их (Пс.105:35-36). Так и те, которые вели свой род от Сифа, хотя в древности, как рачители добродетели, именовались сынами Божиими, но, уловленные красотою беззаконных жен, смешали разделенные прежде поколения, и в плод наследия приняли конечную погибель. Впрочем, нужно заметить и то, что божественное слово обвиняет их не просто в грехе, но в беззаконии, какому предавались с рачительностью и тщанием. Это выражается словами: всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая по вся дни (Быт.6:5). Ибо огорчаемые приражением греха, но преодолеваемые пороками по расслаблению, в последствии скорбят и воздыхают, а потому отчасти имеют некоторое малое извинение. Совершенно же уклонившиеся в непотребство и пороки, и соделавшие рассудок рабом страстей, так что сами вымышляют новые виды пороков, и делают это не раз или два, но во все продолжение жизни, достойны ли какого прощения? Какое наказание не будет малым для людей, которые таким образом сами себя предали на погибель?
 


Вопрос 49. Кого Божественное Писание называет исполинами (Быт.6:4)?

Иные разумеют, под исполинами проживших многие годы, а иные - людей богоненавистных и богопротивных. Так понимающие это не утверждают, чтобы исполины превосходили других людей огромностью тела. Но когда слышу, что Божественное Писание говорит об Енаке, а именно, что он произошел от исполинов (Числ.13:34), и об Оге, что одр его был железный, девяти локтей в долготу и четырех локтей в широту (Втор.3:11), и что он остася от Рафаинов; когда слышу, как рассказывают соглядатаи: бехом предо ними, яко прузи (Числ.13:34), и Бог подтверждает эти слова и говорит: Я предал тебе Аморрея..., егоже бе высота, якоже... Кедрова, и крепок бяше, якоже дуб (Ам.2:9); когда слышу о Голиафе, что высота его шесть лакот и пядь (1Цар.17:4); думаю, что исполины были некие великорослые люди. И Бог это премудро устроил, давая знать, что не по немощи Создатель уделил такую меру людям (для Него легко было создать их и большей меры), но, искореняя кичливость и воспрещая высокомерие, не дал людям огромных тел. Ибо, если и в малых телах превозносятся не только друг перед другом, но и перед самим Творцом, то чего не сделали бы, получив тела большей меры?
 


Вопрос 50. Для чего древние жили долго?

Чтобы при долговременной жизни более размножаться; для этого же вступали в супружество со многими женами. Так и после потопа до патриархов люди были долговечны; когда же наполнили вселенную, число лет уже умалено.
 


Вопрос 51. Для чего множество людей погубил Бог потопом? (Быт.6:7)

Восхотел истребить род Каина, а с ним было смешано поколение благочестивых, почему и оно участвовало в понесении наказания. Восхотев же положить некое начало новой жизни, соблюл Бог Ноя и сыновей его с женами, потому что Ной был благочестив и праведен, произошел от племени благочестивых, и ненавидел беззаконное смешение. Не в каком-то гневе и не в раскаянии, как утверждают некоторые, сделал это Бог, потому что человеческие это страсти, а Божие естество свободно от страстей. Сверх того, раскаяние и свойственно тем, которые по испытании узнают свойство вещей. Ибо, не зная будущего, обдумывают дело, а потом, познав опытом, что обдумали неправильно, раскаиваются. А Бог и то, что будет после многих родов, видит, как уже совершившееся; посему управляет всем, как предвидящий и предведущий. В чем же Ему раскаиваться, когда всем распоряжается по Своему собственному предведению? Поэтому в Боге раскаяние есть перемена распоряжения. Раскаяхся, - говорит, - яко помазах Саула на царство (1Цар.15:11), то есть рассудил Саула низложить, поставить же другого. Так и здесь сказанное: помысли..., яко сотворих человека (Быт.6:6-7), значит: рассудил истребить человеческий род. Но, как человеколюбивый, Бог соблюл естеству семя - Ноя. Поскольку же и роды бессловесных были созданы для человеческой потребности, то вместе с людьми истребил и бессловесных, кроме спасшихся с Ноем в ковчеге. Ибо Владыка Бог повелел, чтобы из каждого рода почитаемых нечистыми было спасено по паре, а из чистых - по семи. Поскольку положил дозволить людям вкушение мяса, и поскольку питомцы благочестия должны были приносить Ему жертвы, то чистых животных повелел сохранить в большем числе, именно: три пары для размножения рода, а одно еще сверх того на жертву. Ибо Ной тотчас по прекращении наказания принес Богу, как сказано, благодарственную жертву от всех скотов чистых и от всех птиц чистых (Быт.8:20). Из этого видно, что из каждого рода чистых животных Бог повелел ввести в ковчег по семи для того именно, чтобы Ною, из каждого рода по одному животному принеся на жертву, не расторгнуть пар.
 


Вопрос 52. Что ели в ковчеге звери? (Быт.6:21)

Явно, что траву и семена. Ибо Бог сказал Ною: ты же возми себе от всех брашен, иже имате ясти, и собереши их к себе, и будут тебе и оным брашно (Быт.6:21). Это же узаконил есть и людям. Ибо сказано: се дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь: и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь (Быт.1:29-30). А из этого явствует, что и люди и животные воздерживались от ядения мяса, пищею же служили им плоды, произрастающие от земли. Вместо слов: сеющее семя, Акила перевел: приносящее семя.