Библия Синодальный перевод Бытие Глава  49

Бытие
 


Глава 
49

Быт.49  с толкованием

1
И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;

Быт.49:1  с толкованием

2
сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.

Быт.49:2  с толкованием

3
Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;

Быт.49:3  с толкованием

4
но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.

Быт.49:4  с толкованием

5
Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;

Быт.49:5  с толкованием

6
в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;

Быт.49:6  с толкованием

7
проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.

Быт.49:7  с толкованием

8
Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.

Быт.49:8  с толкованием

9
Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?

Быт.49:9  с толкованием

10
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.

Быт.49:10  с толкованием

11
Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;

Быт.49:11  с толкованием

12
блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.

Быт.49:12  с толкованием

13
Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.

Быт.49:13  с толкованием

14
Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;

Быт.49:14  с толкованием

15
и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.

Быт.49:15  с толкованием

16
Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;

Быт.49:16  с толкованием

17
Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.

Быт.49:17  с толкованием

18
На помощь твою надеюсь, Господи!

Быт.49:18  с толкованием

19
Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.

Быт.49:19  с толкованием

20
Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

Быт.49:20  с толкованием

21
Неффалим — теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви.

Быт.49:21  с толкованием

22
Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;

Быт.49:22  с толкованием

23
огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы,

Быт.49:23  с толкованием

24
но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

Быт.49:24  с толкованием

25
от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,

Быт.49:25  с толкованием

26
благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.

Быт.49:26  с толкованием

27
Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.

Быт.49:27  с толкованием

28
Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.

Быт.49:28  с толкованием

29
И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина,

Быт.49:29  с толкованием

30
в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения;

Быт.49:30  с толкованием

31
там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию;

Быт.49:31  с толкованием

32
это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.

Быт.49:32  с толкованием

33
И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Быт.49:33  с толкованием

Толкования на главу Быт.49
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  49

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.49

Глава 
49

Быт.49  с толкованием
Благословение Иакова
 


1
Призва же Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Ради Иосифа, пришедшего к отцу, и ради отца близкого к смерти, так как они жили не в одном доме, но каждый особо, сыновья Иаковлевы собрались в этот день, и пришли в дом отца. Иосиф сидел, его окружали братья, и ждали не того только, чтобы приять благословение или проклятие, но чтобы узнать, что срящет их в последния дни.

Быт.49:1  с толкованием
Тогда Иаков отверз уста свои, и сказал:
 


3
Рувим, первенец мой, ты крепость моя и начаток силы моей. Из сего можно догадываться, что Иаков восемьдесят четыре года пребывал в девстве, пока не взял себе в жену Лию. Ты крепость моя и начаток силы моей. Сие значит, или сие: ты сын моей юности, а прочие братья твои рождены от останков крепости и сил юности моей; или следующее: если бы подобен ты был мне, то, по праву первородства, принадлежала бы тебе лучшая часть.

Быт.49:3  с толкованием

4
Разлился, яко вода, которая, оставляя орошаемое ею, напояет другую землю. Из сказанного: разлился, яко вода, можно с вероятностью заключать, что у Рувима была жена, но он оставил ее, и нетомимый жаждою возжелал пить украденные воды. Ты разлился, яко вода; но не постоишь, т.е. в числе колен; и посему-то Моисей, благословляя колено Рувимово, говорит: да живет Рувим, и да не умрет, и да будет в числе братий своих (Втор.33:6). Возшел еси на ложе отца твоего: вероятно, что Рувим вошел к Валле, когда она спала, и потому. Валла не проклята вместе с ним. Подлинно, осквернил еси постелю мою гнусным делом, какое совершил на ложе; или под именем ложа разумеется жена.

Быт.49:4  с толкованием
После Рувима Иаков обращается к братьям его, и говорит:
 


5
Симеон и Левий, братия, сосуды гнева, по природе своей, т.е. по тому тайному умыслу, какой составили, обрезать и потом умертвить Сихемлян, о чем Иаков не знал.

Быт.49:5  с толкованием

6
В собрании их, когда вошли они в Сихем, истребить жителей мечом, не утратил я славы моей; потому что Бог навел страх на окрестные народы, и когда ожидал я себе от них погибели, сохранил меня от посрамления, какому подвергнуть меня имели они и силу и желание. Во гневе своем избиста человеки, но не по справедливости; ибо надлежало умертвить одного Сихема за посрамление сестры их, а не жителей целого города. По собственному произволу разорили стену; под стеною разумеются городские домы.

Быт.49:6  с толкованием

7
Проклята ярость их, потому что ожесточилась против Сихемлян; и гнев их яко ожесточися: ибо с того времени, как Сихемляне убеждали сынов Иаковлевых отдать сестру в замужество Сихему, прошло много дней до тех пор, как они совершили над собою обрезание, и терпели от сего болезнь. Но в продолжение всего этого времени ярость Симеона и Левия не укротилась. Разделю их во Иакове, т.е. отделю одного от другого. После проклятия не будут иметь они того единодушия, какое имели до проклятия; ибо единодушны были, когда, не сообщив братьям своего намерения, пошли отмстить за посрамление Дины. Разделю их во Иакове, т.е. между сынами Иакова и разсею их во Израили, т.е. между сынами Израиля. Доказательством их разделения служат Замврий из колена Симеонова и Финеес из колена Левиина. Как Левий и Симеон сговорились убить многих ради жены, так после проклятия Финеес за жену убил потомка Симеонова вместе с женою. И Бог не только разделил Симеона и Левия в образе мыслей, так что не принесло им пользы прежнее единодушие, но и рассеял оба сии колена между прочими коленами. Рассеял колено Левиино, так что во всех коленах имело оно наследие; и Левию не дано особенного участка, как прочим братиям. И потомки Симеоновы, поелику участок Симеонов был мал, должны были выселяться и жить на пределах наследий прочих братьев.

Быт.49:7  с толкованием

8
Иудо, тебе похвалят братия твоя за то, что удержал братьев своих от пролития крови Иосифовой. Если бы не дал ты совета, оставить Иосифа живым; то не произошли бы от него два колена, и прочие колена погибли бы от голода. Итак, поелику предохранил ты братьев своих от греха убийства и от голодной смерти, то похвалят тебе братия твоя за сии два дела. Ибо твоею рукою избавлены они от того и другого. Руце твои на плещу враг твоих. Сим обещаются победы царству Давида, который произошел от Иуды, обещается то, что Давид покорит все народы от моря до реки Евфрата.

Быт.49:8  с толкованием

9
От убиения, сыне мой, восшел еси, т.е. или уклонился от убиения Фамари и двух ее сынов, или не согласился на убийство Иосифа. Преклонил колена, возлег в своем наследии не как старый лев, но яко скимен, т.е. молодой лев, который ничего не боится. Сказанное: возлег яко лев, можно понимать и о наследии, полученном Иудою, т.е. никто не возможет отнять сего наследия у Иуды. Но Иаков говорит о царстве, которого никто не мог отнять у колена Иудова, хотя и было оно угнетаемо и уничижаемо, потому что царство сие в колене сем блюлось для Господа царства. И, давая разуметь, что говорит о царском достоинстве, которое от Иуды, по преемству, должно перейти ко Господу, а не о колене Иуды, Иаков присовокупляет:

Быт.49:9  с толкованием

10
не отнимется скипетр, т.е. царь, и истолкователь, т.е. пророк, предрекающий будущее, дондеже приидет, не Давид, которого возвеличило царство, но Иисус, сын Давидов, Который есть Господь царства. Так, не отнимется царь и пророк от дома Иудина, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство. Если не так; то пусть покажут мне, что и до Давида были цари, происходившие от Иуды, и сохранившие царское достоинство для Давида. Если же прежде Давида не было ни одного царя из колена Иудина; то очевидно, что Давидом и сынами его передавалось и сохранялось царство Сыну и Господу Давида, Который есть Господь царства. И хотя, начиная с слов: Иудо, похвалят тебе братия твоя и до слов: не отнимется скипетр и истолкователь, пророчество сие можно прилагать к Иуде и к царству Давида и сынов его, потомков Иудиных; но, начиная с слов: дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство, и все прочее действительно должно прилагать к Сыну Божию, а не к Давиду и к сынам его, потомкам Иудиным. Сказанное: дондеже приидет, Кому принадлежит царство - дает разуметь, что все прежде бывшие цари были только царскими местоблюстителями, т.е. по преемству передавали царское достоинство, несоставлявшее их собственности. И Той чаяние языков, т.е. Церкви из язычников.

Быт.49:10  с толкованием

11
Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего. Лозою называет синагогу, как называет ее и Давид (Пс.79:9-16). Сказано: привязывает к лозе жребя свое; потому что царство Его привязано было к синагоге, и ею было передаваемо. Тоже сказано и выше: не отнимется скипетр от Иуды, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство. А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что предано было Иудеям в образах; то есть, когда Господь входил во храм в Иерусалиме, вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: обрящета жребя привязано: отрешше е приведита. И аще кто вама речет: что творита сие? рцыта, яко Господь требует е (Мк.11:2.3). Исперет вином одежду свою, т.е. кровью Своею омоет тело Свое, и кровию гроздия одеяние Свое, т.е. кровью Своею омоет плоть, которая была покровом Божества Его.

Быт.49:11  с толкованием

12
Радостотворны очи Его паче вина, потому что истина помышления Его светлее чистого вина. И белы зубы Его паче млека, потому что прекрасно и чисто учение уст его.

Быт.49:12  с толкованием

14
Иссахар, муж крепкий, почиваяй посреде стезей. Это - Гедеон, который чрез послов призывает всех на поражение Мадианитян, и с тремястами мужей укрепляется и нападает на многочисленный стан неприятельский, в котором были тысячи и тьмы.

Быт.49:14  с толкованием

15
И видев покой, т.е. место наследия его, яко добре, и землю, яко тучна; потому что текла медом и млеком. И хотя наследие его было не лучше наследия других колен; но Иссахар превзошел других благодарностью. Подложи рамы свои в рабство, не язычникам, но Богу; и бысть раб для приношения дани, т.е. для приношения Левииным сынам десятины из стад и земных произведений.

Быт.49:15  с толкованием

13
Завулон при мори вселится, т.е. при морских пристанях; и той на пристанищи кораблей, т.е. будет заниматься торговлею, перевозя свои произведения на кораблях. И предел его до Сидона, который также при море.

Быт.49:13  с толкованием

16
Дан судити имать люди своя. Это - Сампсон, который двадцать лет был судиею израильским. Яко един из племен Израилевых, т.е. как один из братьев своих, свободных сынов Иакова.

Быт.49:16  с толкованием

17
Будет Дан змий над землею, т.е. на местах гористых, и уподобится змеям, водящимся в пустынях синайских, которые поднимают голову свою из земного праха; василиск на распутии, т.е. как идущие, где не проложено пути, боятся горных змей, и как идущие по проложенной дороге боятся василисков, скрывающихся при путях: так Филистимляне будут бояться Сампсона, пойдут ли по проложенной дороге, или по местам, где нет пробитой стези. Угрызая пяту конску,

Быт.49:17  с толкованием

18
и падет конник вспять от голода, какой был у Филистимлян, когда Сампсон лисицами пожег их нивы. Голод сей подавит их, как конь давит всадника. Не имея хлеба, они падут; и поелику нет у них надежды, уподобятся, по падении, лежащим навзничь. Ждал я спасения Твоего Господи. Или Филистимляне ожидали себе спасения от Господа, когда был у них кивот, взятый ими в плен; или говорится сие о сынах Дановых; или Иаков разумеет весь Израиль, научая сим, что все бывшие их спасителями служили только образом того великого избавления, какое для всех народов совершится истинным Спасителем Иисусом.

Быт.49:18  с толкованием

19
Гад выйдет со множеством воинов: разумеются те сорок тысяч вооруженных, которые шли впереди следовавших за ними шестисот тысяч с детьми, женами и стадами своими. И той повлечет пяту, т.е. весь сонм повлечется за ним, как пята.

Быт.49:19  с толкованием

20
Асир, земля его добра. Сие значит тоже, что сказано Моисеем, Асир омочит в елеи ногу свою (Втор.33:24), вероятно потому, что земля его была обильна. И той даст пущу князем; разумеются чистый елей и лучшие вина в наследии Асировом.

Быт.49:20  с толкованием

26
Неффалим, скорый вестник, не слышанное только передающий, но от себя произносящий прекрасныя речи. Это - Варак, пославший добрую весть ко всем, бежавшим от силы и крепости Сисары.

Быт.49:26  с толкованием

22
Сын воспитания Иосиф; потому что с детства получил хорошее воспитание. Взыди источник, здание огражденное; потому что огражден был Богом, по великой надежде на Бога, огражден был также первородством, царским достоинством и братьями, огражден, как источник, двумя сынами, с той и другой стороны. Взошел на стену, т.е. достиг высоты добродетели. Ополчились на него, противостали ему владыки сонмов, т.е. родоначальники колен. Иные читают: мужи разделения; но смысл тот же, ибо братья его были сынами разделения, и они противостали ему, и продали его Египтянам.

Быт.49:22  с толкованием

24
Обратился лук его в крепости, потому что сделался он господином и владыкою братьев своих. И разслабеша мышцы рук его. Хотя лук крепок, но, если нет силы в мышцах, крепость лука бесполезна: так, Иосиф имел власть предать смерти братьев, но не было у него гнева, изображаемого здесь силою мышц; мышцы рук его расслабли от любви. Рукою сильнаго Иакова, т.е. ради Бога, Который был с Иаковом, ради имени грядущего Пастыря, Который путеводил их в пустыне, и всему Израилю давал хлеб с неба, и воду из камня, Бог отца твоего поможет тебе в брани с врагами, потому что не стал ты мстить сынам отца твоего.

Быт.49:24  с толкованием

25
И Бог всемогущий благословит тя благословением небесным свыше, т.е. обильною и всегдашнею росою и изливающимися свыше благопоспешениями ежегодным произведениям земли. Благословениями бездны долу лежащей. Хотя все сотворено из ничего; но облака, как сказали мы выше, произошли из бездн, и премудрость Божия, как воды в безднах, по причине их великого собрания, осолила, чтобы они не портились, так воды в облаках соделала сладкими, чтобы напояли они людей, животных, травы и все прозябения. Итак благословения небесные - дождь и роса, а благословения бездны - реки и источники, орошающие наследие Иосифа. Благословения сосцев и ложесн, любвеобильные благословения, какими матерь благословляет сына своего, когда вкушает он млеко из сосцов ее, и исполненные любви благословления, какими отец благословляет любимого им сына от полноты любви своей.

Быт.49:25  с толкованием

26
Благословение отца твоего преодоле паче благословения отцов моих, т.е. благословения, какими благословляю тебя, паче тех, какими благословлен был я. Ибо тебя благословляет по вере отец, который видит тебя, а я приял благословение по вере под именем другого. И отец, в то самое время, как давал мне господство над братом, делал меня рабом брату. Посему, мои благословения паче благословений отца моего, если не по силе, то по любви. Даже до упования холмов вечных, т.е. паче и тех благословений, какими благословил меня Исаак, который сам приял благословение на горе и на высоте, где приносим был в жертву. Будут на главе Иосифове: как теперь среди Египтян Иосиф - похвала и слава братьев; так и впоследствии будет он их венцом, и воцарится над братьями в наследии их.

Быт.49:26  с толкованием

27
Вениамин волк хищник, в ожидании добычи, скрывающейся среди наследия своего: рано яст добычу, во время того избавления, какое будет им от Аравитян, от Сеннахерима и от народа Гог. И вечером разделит похищенное, т.е. во время мира в Иерусалиме разделит с коленом Иудиным, живущим с ним вместе, ту добычу, какую похитил в стане исчисленных выше народов.

Быт.49:27  с толкованием
Доселе говорили мы о благословениях Иакова в смысле буквальном; теперь скажем о них в смысле духовном. Говоря о них в смысле буквальном не сказали мы, сколько надлежало; и говоря в смысле духовном, не скажем также, сколько должно. Недостаточно сказанное нами в смысле буквальном; еще недостаточнее будет, что скажем в смысле духовном.
 

Рувим крепость моя, начаток силы моей, разлился, яко вода, и не постоишь. Как сей первенец Иакова проклят был за преступление свое правдивым Иаковом, но проклятие сие снято Моисеем, потомком Иакова: так Богом определена Адаму смерть за преступление заповеди; но пришел Сын Божий, и обетованием воскресения Адаму отменил определение суда, изреченное ему при изшествии из рая.
 

Симеон и Левий братия, сосуды ярости. Они образ сатаны и смерти. Симеон и Левий в гневе истребили город, и, по жажде корысти, расхитили имущество Сихемлян; а сатана, по зависти, подверг смерти весь мир скрытно, как и те избили Сихемлян явно. И смерть с такою же яростью возобладала телами всех, с какою Симеон и Левий овладели имуществом убитых Сихемлян. Но ныне тех, которые тайно умерщвлены грехом, воскрешает евангелие Господа нашего, и мертвецов, над которыми возобладала мучительствующая смерть, воскрешает благословенное обетование Сына Божия.
 

Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших не вдали от Пророков. И как предел его даже до Сидона, так к народам сим близок грех, представленный в образе Сидона. Сюда относятся слова Пророка: что вы Мне, Тире и Сидоне (Иоил.3:4)?
 

Иссахар, муж крепкий, почиваяй посреде стезей, изображает Того, Кто преступающего правду, но приносящего покаяние, уловляет в жизнь. И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна, т.е. видит, что Церковь Его добра, и обитель Его свята, подклоняет выю Свою под крест, и соделывается Искупителем от грехов.
 

Дан судити имать люди своя, яко едино из колен. Если потомки Дана судили народ свой; то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды, и Кому принадлежит царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поелику спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены; то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: ждал я спасения Твоего, Господи.
 

Гад выйдет со множеством: сказано сие о сорока тысячах вооруженных, которые шли впереди сынов Израилевых. В самой же действительности, это - двенадцать Апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника, и исхитить у него народы, бывшие у него в рабстве.
 

Асир, земля его добра, и той даст пищу князем. Это Церковь, которая дает отпущение грехов и врачевство жизни не царям только, но и всему воинству, сопровождающему царей.
 

Неффалим скорый вестник, произносящий прекрасныя речи. Когда Господь учил в пределах Завулоновых и Неффалимовых; тогда слышавшие Его принесли весть, и повторяли доброе слово; вот Тот, Кого мы ожидали.
 

Сын воспитания Иосиф. Как Иаков, вместо первенца своего Рувима, имел опорою Иосифа: так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорою мира в конце его; потому что на Нем, как на столпе, утверждается и стоит весь мир. Взыди источник, здание огражденное братьями и сынами. И мир силою Господа нашего ограждают Пророки и Апостолы. Иосиф послужил стеною братьям, насытив их во время голода: Господь наш стал мысленною стеною для мира, предавшегося заблуждению. На Иосифа восстали родоначальники колен: на Господа же нашего восстали князи народные. Обратился лук его в крепости: потому что и Иосиф и Господь наш покорили себе врагов своих. Разслабеша мышцы рук его: потому что тот и Другой не изощряли и не метали стрел в братий своих. Рукою сильнаго, т.е. ради имени самого Сына, Который у Апостола назван камнем, следовавшим за Израилем в пустыне (1Кор.10:4).
 

Вениамин волк хищник: это - Павел, который был волком для волков, и исхитил души из власти лукавого. Вечером разделит похищенное, т.е. при конце мира примет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои.
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  49

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.49

Глава 
49

Быт.49  с толкованием

Вопрос 112. Почему говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? (Быт.49:1)

Последние слова Патриарха - не проклятия и не благословения, но предсказания; он говорит: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни (Быт.49:1). Упомянул же и поступки некоторых не потому, чтобы дети несли на себе наказание за отеческие грехи; напротив того словам своим дает вид клятвы и благословения к общей пользе будущих читателей. Рувима он укоряет за упорство, дерзость и поругание отеческого ложа, а посему предсказывает, что потомки его будут малочисленны. Ибо сие обозначает словами: яко вода... не воскипиши (Быт.49:4), то есть, не размножишься, не будешь многочаден. Негодует на Симеона и Левию, сетуя о неправедной гибели Сихемлян, и не хочет иметь никакого общения в сем беззаконии. Но проклинает не их самих, а лукавые их страсти, гнев, ярость. И гнев назвал похотью; потому что от нее ведет свое начало гнев, и гневающийся жаждет отмстить врагу. Да и сие наказание было только предречение. Ибо говорит:разделю их во Иакове и разсею их во Езраили (Быт.49:7). Но колено Левиино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили Левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу. Они не получили особенного жребия, но в каждом колене уделено им несколько городов, и в предградиях даны земли на определенное число локтей. И колено Симеоново не имело отдельного жребия, но по предсказанию Патриарха было рассеяно между другими коленами.
 

Много же похвал произносит Иаков Иуде. Иудо, тебе похвалят братия твоя: руце твои на плещу враг твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен лвов Иуда: от леторасли сыне мой возшел еси: возлег уснул... яко лев, и яко скимен: кто возбудит его (Быт.49:8-9)? Впрочем ничто из этого не может быть прилагаемо к Иуде, прилагается же к происшедшему от него колену; потому что оно было царственное; первый царствовал Давид, а потом потомки Давидовы. И из всех прочих колен было оно самое могущественное. Когда Царь Давид повелел перечислить народ, в колене Иудовом нашел четыреста тысяч, а девятьсот тысяч в прочих коленах. И при перечислении в пустыне, Иудово колено оказалось многочисленнейшим других колен. Но в точности сие предречение получило исполнение на Владыке Христе, Который, по словам Патриарха Иакова, произошел от леторасли, и, по словам Пророка Исаии, исшел жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыде (Ис.11:1). Ему приличествуют и слова: возлег уснул еси яко лев, и яко скимен лвов; потому что, как лев и спящий страшен, так Владычняя смерть соделалась страшною и смерти и диаволу. Назвал же его Патриарх и львом и скимном львиным, как Царя и Сына Царева, как Бога и Сына Божия; потому что по человечеству произошел от Давида, а как Бог прежде веков рожден от Отца. И слова: кто возбудит Его? показывают неизреченное Его могущество. Ибо Сам Себя воскресил, по собственному Своему предречению: разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю (Ин.2:19). Патриарх предсказывает и время Его пришествия. Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков (Быт.49:10). Это самый ясный признак Господня пришествия. У иудеев оскудели не только цари, но и архиереи и Пророки, в доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться нашему Спасителю, возобладали иудеями иноплеменные цари, а сим указан вечный Царь -чаяние языков, по обетованию, данному Богом всяческих Патриархам. Ибо и Аврааму, и Исааку, и Иакову обетовал Бог всяческих в семени их благословить все земные народы. Сие и здесь выразил Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Ибо говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Емуже отложено, и Той чаяние языков. Потом указывает на составленный из язычников и иудеев народ. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жредца осляте своего (Быт.49:11). Что виноградной лозой именовался Израиль, научают сему все Пророки. Давид говорит: виноград из Египта пренесл еси и проч.(Пс.79:9); и Исаия: виноград бысть Возлюбленному в розе на месте тучне (Ис.5:1). И через Иеремию сказал Бог всяческих: Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер.2:21); и через Законодателя: от виноградов бо Содомских виноград их (Втор.32:32). И Господь в Священном Евангелии говорит: человек некий насади виноград, и вдаде его делателем, и отыде (Лк.20:9). А жеребцом Иаков именует народ из язычников, как еще не укрощенный и не имевший укротителя. Ибо сие и Господь дал разуметь Апостолам, повелев идти в прямную весь и отрешить привязанную ослицу и ее жребя, на неже, как сказано, никтоже... от человек вседе (Лк.19:30); потому что ни Патриарх, ни законодатель, ни Пророк не позаботились о спасении язычников; божественные же Апостолы, получив повеление научить все народы и крестить во имя Отца, и Сына и Святого Духа, отрешили ослицу, то есть, человеческое естество, связанное пленицами греха; отрешили также и жребя - происшедший от нее народ, и возложив на него свои одежды, то есть, благодать, какую сами приняли (елицы бо во Христа крестишася, во Христа облекошася (Гал.3:27)), соделали послушным неукротимого жеребца, так что воссел на него Владыка, и привязали его к виноградной лозе, то есть к себе самим. Ибо Апостолы были из иудеев, и не только они одни, но и семьдесят учеников и те три тысячи, которых вдруг уловил в свою мрежу первый из Апостолов, и те пять тысяч, и те многия тысячи, о которых треблаженный Иаков поведал божественнейшему Павлу. Посему уверовавшие вступили в единение не с только Апостолами, но и с апостольскими учениками. И сие-то провидя, Патриарх сказал: Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего. Потом предсказывает он и страдание. Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое. Радостотворны очи Его от вина, и белы зубы Его паче млека (Быт.49:11-12). Тело Его именует одеждою, а кровь - вином, как и таинственное вино Владыка назвал кровью. Но послушаем Евангелиста Иоанна, который извещает, что, когда воин пронзил ребро Его, изыде кровь и вода (Ин.19:34). Сии потоки были источены телом; посему-то Патриарх говорит: исперет вином одежду свою. Потом показывает веселие, какое произойдет от страдания. Радостотворны очи Его отвина; потому что спасительное страдание - веселие для вселенной. А что Моисей разумел под сим страдание, свидетель тому Сам Господь, Который говорит:Отче..., аще возможно..., да мимо идет от Мене чаша сия (Мф.26:39). Так и сынам Зеведеевым сказал: можете ли пити чашу, юже Аз имам пити (Мф.20:22)? Посему радостотворность очей означает веселие по страдании; поточу что по страдании и воскресении ученики посланы в целую вселенную возвестить верующим спасение. Ясность же и чистоту учения Патриарх уподобил самым белым зубам. Ибо говорит:и белы зубы его паче млека. Столь многое предрек Патриарх, благословляя Иуду.
 

Завулону же предрек поселение при море; и Иссахару - земледелие, и Дану, по словам некоторых, то, что происходило при Сампсоне, потому что из этого колена происходил он, но сопричислен и к судиям. Посему сказано: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили (Быт.49:16). Иные же говорят, что Иаков предсказывает совершившееся с городом Лаиссою, который называется ныне Папеадою. Ибо несколько человек из сего колена, внезапно устремившись, и произведя нападение на упомянутый город, взяли его силою, поселились в нем и дали ему свое имя, нарекоша... бо имя ему Дан (Суд.18:29). А я думаю, что Божий Дух, предрекший через Патриарха о нашем Спасителе, в сем предречении говорит и об антихристе. Весьма же приличествует ему написанное. Сказано: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили; то есть, как Спаситель и Господь наш, произшедший из колена Иудина, спасет вселенную; так губительный змий изыдет из колена Данова. Ибо сие говорит и Патриарх: и да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску: и падет конник вспять, спасения ждый Господня (Быт.49:17-18). Поскольку антихрист, употребляя всякого рода обольщения, покусится улавливать в погибель вводимых им в обман; то Патриарх уподобляет его какому-то змию, гнездящемуся в норе при каком-то пути, и наносящему вред мимоидущим. Конем же, думаю, называет он тело, а конником - душу. И падение вспять, то есть лежание навзничь, изображает смерть; потому что таков вид умерших. Под словом же: пята дал разуметь обольщение. Поскольку одних обольщает, а другим причиняет весьма тяжкие мучения; то конем обозначил тело, по угрызении и повреждении которого бывает смерть, приносящая плоды надежды ожидающим; плодом же таковой надежды есть спасение. Патриарх предсказывает и Гаду козни, какие потерпит он от разбойнических нашествий. Сие выражает словами: искушение искусит его (Быт.49:19). Предвещает же и будущую его победу; ибо говорит: и он... искусил того при ногах (Быт.49:19). А также и Асиру предрекает хлебородную страну, а Неффалиму приращение в числе потомства. Ибо сие выразил словами: стебль распускающаяся, издаяй во отрасли доброту (Быт.49:21). Потом, показав зависть и всякого рода козни против Иосифа, песнословит Божию попечительность, по которой преодолел он враждовавших. Ибо говорит: и сотрошася с крепостию луки их: и разслабеша жилы мышцей рук их, рукою сильнаго Иакова: оттуду укрепися Израиль от Бога Отца твоего. И поможе тебе Бог мой: и благослови тя благословением небесным свыше, и благословением земли имущия вси: благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего и матере твоея: предоле паче благословения гор пребывающих, и вожделения холмов вечных: будут на главе Иосифове, и на версе братий, ими же обладаше (Быт.49:24-26). Все же это обратил Патриарх в славу Бога своего, Который и ему самому даровал превосходство перед враждовавшим братом, а сына его соделал непреоборимым от злоумышления многих братьев. Сподобился же ты сей попечительности, говорит он, в награду за услужливость твою родившим. Сие-то и выражает, словами: благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего и матере твоея; потому что стал усердным попечителем об отце, в его старости. Оказанные же ему одному услуги называет общими услугами отцу и матери, потому что и матерь насладилась бы тою же попечительностью, если бы ранее не оставила жизни. Потом обещает ему знаменитость, так что соделается он для всех славным. Ибо говорит: предоле паче благословения гор пребывающих, и вожделения холмов вечных: будут на главе Иосифове, и на версе братий, ими же обладаше. Поскольку холмы и горы видимы издали; то обещает ему, что, подобно им, соделается у всех известным и весьма знаменитым. А Вениамина назвал волком хищником (Быт.49:27), по причине того, чему подверглось его колено. Посему присовокупил: рано яст..., и на вечер дает пищу; потому что, одержав победу на первой и на второй битве, в последствии все потомки Вениаминовы совершенно погибли, за исключением весьма малого числа, над которыми сжалились победившие, и хотя не решались дать им жен по причине клятвы, однако же придумали для них иной брак. Надобно же знать, что некоторые это пророчество относили к божественному Павлу; почту что, подобно волку,озлобляше церковь в домы входя (Деян.8:3), а в последствии преподал духовную пищу вселенной. Когда Иаков изрек сие, и упомянул о собственной кончине, тогда, заметил писатель, возложив... нозе... на одр умре: и приложися к людем своим (Быт.49:33). А сими словами подавал мысль о надежде воскресения. Ибо если бы люди совершенно погибали, а не переходили в другую жизнь: то не сказал бы:приложися к людем своим. Сие же Бог всяческих изрек и Аврааму, ты же отыдеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей (Быт.15:15). И Господь отсюда извлек обличение неверию саддукеев, сказав: о воскресении же мертвых несте ли чли...: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль; несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых (Мф.22:31-32).