Глава 
24

Быт.24  с толкованием

1
Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.

Быт.24:1  с толкованием

2
И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

Быт.24:2  с толкованием

3
и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,

Быт.24:3  с толкованием

4
но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку.

Быт.24:4  с толкованием

5
Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?

Быт.24:5  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Быт.24:2
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  24

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.24

Глава 
24

Быт.24  с толкованием

2
рече Авраам рабу своему старейшему: положи руку твою под стегно мое. И закляну тя, да не поймеши сыну моему жены от дщерей хананейских. Раб клянется заветом обрезания. Ибо на том, что люди осквернили в начале бытия своего прежде и после потопа, Бог положил знамение завета, и что было презрено в человеческом теле, тому сообщил преимущественную честь, положив на сем знамение завета, так что сим клялись дающие клятву, и сим заставляли свидетельствоваться требующие клятвы. Раб поклялся господину своему,

Быт.24:2  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  24

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.24

Глава 
24

Быт.24  с толкованием

Вопрос 75. Что значит сказанное: положи руку твою на стегно мое (Быт.24:2)?

Старейшего из служителей посылал Авраам по случаю брака, зная, что род ханаанский проклят, собственное же родство его сподобилось благословения. Итак, поскольку в семени своем приял благословение и обетование благ, то повелел рабу положить руку там, где имел и знамение веры, потому что, поверив Божественным обетованиям, приял он печать обрезания. Велел же положить там руку, чтобы раб, памятуя и Божественное обетование и обрезание, благородство своего господина не унизил иноплеменным браком. Нужно же знать, что рука положена была под стегно, а клятва совершена во имя Бога всяческих. Ибо сказал Авраам: заклинаю тя Господом Богом небеси и... земли, да не поймеши сыну моему Исааку жены от дщерей хананейских; с ними же аз живу в них (Быт.24:3), и так далее. Но весьма премудр и вопрос раба. Ибо, уважая клятву, просит сделать ему явными правила о браке, и говорит: если избираемая в невесту девица не восхочет идти сюда, а потребует, чтобы жених к ней пришел; повелишь, ли сыну идти к народу сему (Быт.24:5)? Патриарх Авраам знал, что в Хананею привело его Божественное призвание, о браке же не дано ему Божественного закона, но сам он, как воспитанный в благочестии, пожелал, чтобы жена сыну была обручена из своего родства; а потому запрещает делать то, что воспрещено Божественным законом, но прочее предоставляет Божественному попечению. Сим обнадеженный раб отправился в путь. Молитву же приносил он не в виде гадания, как предполагали некоторые из людей малосмысленных. Напротив того, поскольку в избрании невесты содейственником избрал он Бога, то просил показать ему какие-либо признаки, по которым желал узнать, угоден ли Богу выбор невесты. Признаком же служили: не телесная красота, не знатность рода, не иное что из почитаемого достославным, но странолюбие, обходительность и тихость нрава. Ибо говорит:будет девица, ей же аз реку: преклони водонос твой, да пию, и речет ми: пий ты, и велблюды твои напою, дондеже напиются: сию уготовал еси рабу твоему Исааку: и по сему увем, яко сотворил еси милость с господином моим Авраамом (Быт.24:14). Поскольку сими преимуществами особенно был украшен Патриарх, то рабу желательно было, чтобы и невеста сходствовала нравом с Авраамом, и чтобы противный нрав не произвел какой ссоры и противоречия. А что было это не гадание, но выражало веру и благочестие, о сем свидетельствует во-первых усердиемолитвы, а затем выжидание рабом воли Божией. Ибо сему научает божественное Писание. Человек же выразумеваше ю, и помолчеваше, да уразумеет, ащеблагоустрои Бог путь ему, или ни (Быт.24:21). Пока девица черпала воду и приносила верблюдам, он продолжал смотреть, удовлетворит ли она потребности всех по прошению. А когда верблюды напились, немедленно предложил дары, означающие ее избрание в невесту. Узнав же ее род и родство с господином, как сказано:благословив человек, приклонися Господу. И рече: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Иже не остави правды Своей и милости Своей от господина моего: и мене привел путем Господь в дом брата господина моего (Быт.24:27). Да и вся беседа раба возвещает о благочестии его духа; и после беседы выказывает он тоже расположение духа. Когда же родители девицы согласились на брак; он, как сказано, немедленно поклонися до земли Господу (Быт.24:52). И после сего остался при той же мысли. Ибо говорит: не держите мя, Господь бо благоустрои путь мой (Быт.24:56).