Библия Синодальный перевод Бытие Глава  18

Бытие
 


Глава 
18

Быт.18  с толкованием

1
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

Быт.18:1  с толкованием

2
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

Быт.18:2  с толкованием

3
и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;

Быт.18:3  с толкованием

4
и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,

Быт.18:4  с толкованием

5
а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

Быт.18:5  с толкованием

6
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

Быт.18:6  с толкованием

7
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

Быт.18:7  с толкованием

8
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Быт.18:8  с толкованием

9
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.

Быт.18:9  с толкованием

10
И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.

Быт.18:10  с толкованием

11
Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

Быт.18:11  с толкованием

12
Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.

Быт.18:12  с толкованием

13
И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?

Быт.18:13  с толкованием

14
Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.

Быт.18:14  с толкованием

15
Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась.

Быт.18:15  с толкованием

16
И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их.

Быт.18:16  с толкованием

17
И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!

Быт.18:17  с толкованием

18
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,

Быт.18:18  с толкованием

19
ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.

Быт.18:19  с толкованием

20
И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

Быт.18:20  с толкованием

21
сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

Быт.18:21  с толкованием

22
И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

Быт.18:22  с толкованием

23
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

Быт.18:23  с толкованием

24
может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

Быт.18:24  с толкованием

25
не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Быт.18:25  с толкованием

26
Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

Быт.18:26  с толкованием

27
Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

Быт.18:27  с толкованием

28
может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Быт.18:28  с толкованием

29
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

Быт.18:29  с толкованием

30
И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

Быт.18:30  с толкованием

31
Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

Быт.18:31  с толкованием

32
Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

Быт.18:32  с толкованием

33
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Быт.18:33  с толкованием

Толкования на главу Быт.18
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  18

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.18

Глава 
18

Быт.18  с толкованием
Поелику податель Бог определил, что в следующий год ниспослан будет Аврааму дар; то Авраам размышляет, будет ли, или не будет открыто ему время, когда именно примет благословение, и отверзется заключенная утроба Сарры. Когда же Авраам размышлял о сем,
 


1
явися ему Господь седящу ему пред дверьми сени своея в полудни. Авраам желал насытить душевные очи свои откровением сим; но Бог стал для него невидим. Пока же размышлял, почему Бог явился ему, и, ничего не сказав ему, сокрылся;

Быт.18:1  с толкованием

2
виде, и се трие мужи стояху над ним; и тогда отложив помышление свое, притече в сретение им от дверей кущи своея.

Быт.18:2  с толкованием
Когда же Авраам поспешил к ним от кущи своей, как к странникам, и сею поспешностью обнаружил любовь свою к странноприимству; тогда является ему Бог, и при дверях кущи ясно дает видеть Себя в одном из трех странников. И Авраам поклонися до земли, умоляя Того, в Котором открылось Божеское величие, войти в дом его и благословить жилище его.
 


3
Аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Умоляемый Авраамом не отказался, и отвечал:

Быт.18:3  с толкованием

5
тако сотвори, якоже глаголал еси. Тогда

Быт.18:5  с толкованием

6
потщася Авраам к Сарре, и говорит ей: смеси три меры муки, чисты, а сам поспешает к стадам, чтобы привести тучного тельца. Предлагает же Авраам в таком обилии хлеб и мясо не для насыщения только Ангелов, но чтобы разделить благословение всем домочадцам своим.

Быт.18:6  с толкованием
Когда омыты ноги странникам, и сели они под древом; Авраам приносит и предлагает им все уготованное, сам же не дерзает сесть, но стоит пред ними, как прилично прислуживающему. Вкусив от трапезы, предложенной Авраамом, спрашивают они о Сарре: и Сарра, даже и в старости хранившая стыдливость, выходит однако же из внутренней храмины к дверям кущи. Ибо, по заботливости Авраама и по молчанию, какое по мановению его хранили все в доме, домочадцы Авраамовы уразумели, что не простые странники были сии, простершие ноги свои для омовения Божию человеку. Потом Господь говорит Аврааму и Сарре:
 


10
возвращаяся прииду к тебе во время сие, и будет у Сарры сын. Сарра же, хотя Авраам стоя сзади укреплял ее в уповании,

Быт.18:10  с толкованием

12
разсмеяся в сердце своем глаголющи: мне ли, когда я состарелась, сделаться молодою? И господин мой стар.

Быт.18:12  с толкованием
Если бы Сарра просила знамения; то знамение было бы дано ей, во-первых, потому что была она неплодна и стара, а во-вторых и потому, что никогда не бывало еще подобного тому, что ей обещано, почему, видя это или слыша о том, могла бы она поверить. Но хотя не просила она знамения, однако же знамение дано ей было ею самой и в ней. Господь сказал:
 


13
что яко разсмеяся Сарра в себе, глаголющи: еда истинно рожду? аз же состарехся. Но Сарра, вместо того, чтобы принять данное ей знамение, истинное сие знамение прикрывает ложью.

Быт.18:13  с толкованием

15
Отречеся Сарра, глаголющи: не разсмеяхся. Ангел же, давая ей уразуметь, что напрасно оправдывается ложью, говорит: ни, но разсмеялася еси в сердце твоем. Вот сердце твое опровергает суесловие языка твоего.

Быт.18:15  с толкованием
Ангелы, изрекши Сарре обетование о рождении сына,
 


16
воставше воззреша на лице Содома. Однако же Сарре не было открыто, что идут они в Содом, чтобы в тот день, когда обрадована обетованием о сыне, не причинить ей скорби о брате, возвестив грозное определение суда, изреченное на Содомлян и собратий их. Посему, сокрыли сие от Сарры, чтобы не проливать ей слез непрестанно. Аврааму же было сие открыто, чтобы не преставал он молиться, и чтобы молитва его открыла миру, что в Содоме не нашлось и единого праведника, ради которого мог бы он избавлен быть от истребления.

Быт.18:16  с толкованием

20
Вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Что разуметь под словом вопль, сие объясняется сказанным в след за сим о грехах.

Быт.18:20  с толкованием

21
Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются: аще же ни, да разумею. Сказал сие Господь не потому, что не знал их грехов; Он прежде еще сказал: греси их велицы зело; но хотел сим показать пример судиям, чтобы не прежде они произносили приговор, как увидев дело вполне. Если Всеведущий представил себя как бы неведущим, чтобы не произвести определения о наказании прежде суда; то кольми паче должны судии сознаваться в своем неведении, и прежде исследования дела не изрекать приговора.

Быт.18:21  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  18

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.18

Глава 
18

Быт.18  с толкованием

Вопрос 70. Божественное Писание повествует, что Ангелы в куще Авраамовой ядоша (Быт.18:8)

И то же Писание говорит, что Авраам виде... мужи (Быт.18:2). Посему, если брать Писание голословно, то ядоша мужи, а не Ангелы; а если вникнем в смысл, то [они] представлялись только ядущими. Как сами они и Владыка их, имея бесплотное естество, казались имеющими тела (потому что через это стали видимы); так представлялись ядущими, не в уста и чрево внося пищу (потому что и тел не вмели), но истребляя ее, как им было угодно. Ибо крайнего неразумия дело - любопытствовать, как совершилось неизреченное.
 


Вопрос 71. Почему Лот не обвинен за кровосмешение с дочерьми? (Быт.18:32)

И у людей в обычае извинять согрешивших по неведению. Посему; и Лота несправедливо стал бы кто обвинять за кровосмешение; потому что не знал он, что было им сделано. Упоение же его заслуживает укоризну, но несколько и извинительно; потому что, будучи весьма поражен и встревожен, как лишившийся вдруг всего, что у него было, сверх всего же прочего и самой супруги, позволил дочерям подносить ему вино сверх потребности, не зная замышляемого ими, предполагая же себе в этом утешение и отраду. А дочери вовсе не подлежат обвинению. Ибо, увидев, что четыре города и все селения пожжены огненным дождем, жители же Сигора поглощены землею (это обозначает самое имя, потому что Сигор толкуется поглощение), заключили, что совершенно погиб весь человеческий род, и видя окружающее их запустение, предусматривая и немощь старости, вознамерились и роду приобрести семя, и себе некое утешение. Сим-то водясь рассуждением, а не похоти угождая, употребили они в содействие вино, излишним употреблением которого похитили у родителя сознание, и соделали, что отец дал им семя.
 


Вопрос 72. Почему Бог не воспрепятствовал беззаконному кровосмешению?

Предвидел нечестие рода; потому что Моавитяне служили Хамосу, а Аммонитяне Мелхолу. Посему, чтобы Израильтяне не заняли у них нечестия, как у народов родственных, не воспрепятствовал беззаконному союзу, желая соделать их ненавистными и мерзкими для иудеев. Сие-то выразил Бог всяческих через законодателя Моисея, повелевая: да не войдет Аммонинин и Моавитянин в храм Господень даже до десятого рода... и даже до века (Втор.23:3).
 

= 21

 


Вопрос 73. Весьма жестоким представляется то, что юный Измаил изгоняется из отеческого дома с одной матерью и мехом воды (Быт.21:14)

И это вполне доказывает добродетель Авраама. Ибо, когда сказала Сарра:изжени рабу сию, и сына ея (Быт.21:10), не послушался он; но как скоро повелел Бог, слово сие сопроводил делом, при всей своей любви к Измаилу. И хотя Сам Бог, когда обещал чадородие Сарры, сказал: Измаил, сей да живет пред тобою (Быт.17:18); однако же Авраам, и сильно любя отрока, исполнил то, что повелел Владыка. Но столько веровал он в божественные обитования, что, не дав ни рабов, ни рабынь, ни золота, ни серебра, отпустил из дома отрока с одною матерью, с малым числом хлебов и с мехом воды. Ибо знал, что обетование Повелевшего не лживо. Обетовал же ему Бог сотворить его в язык велий (Быт.17:20), как сподобившагося произойдти от Авраама, что и действительно исполнил. Ибо, как скоро вскричал отрок, желая пития, посланный Богом Ангел указал кладязь годной для пития воды. О том же, что по обетованию дал обильное чадородие, свидетельствует видимое; потому что, от пределов Египта до Вавилона, вся пустыня наполнена сим родом. Авраам же по благочестию и местам давал имена. Ибо, насадив ниву у кладязя клятвеннаго, нарек имя месту тому: Бог вечный (Быт.21:33).