Библия Синодальный перевод Первое послание к Тимофею Глава  6

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
 


Глава 
6

1Тим.6  с толкованием

1
Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

1Тим.6:1  с толкованием

2
Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

1Тим.6:2  с толкованием

3
Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

1Тим.6:3  с толкованием

4
тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

1Тим.6:4  с толкованием

5
Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

1Тим.6:5  с толкованием

6
Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

1Тим.6:6  с толкованием

7
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

1Тим.6:7  с толкованием

8
Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

1Тим.6:8  с толкованием

9
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

1Тим.6:9  с толкованием

10
ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

1Тим.6:10  с толкованием

11
Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

1Тим.6:11  с толкованием

12
Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

1Тим.6:12  с толкованием

13
Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе

1Тим.6:13  с толкованием

14
соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

1Тим.6:14  с толкованием

15
которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

1Тим.6:15  с толкованием

16
единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

1Тим.6:16  с толкованием

17
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;

1Тим.6:17  с толкованием

18
чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,

1Тим.6:18  с толкованием

19
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

1Тим.6:19  с толкованием

20
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,

1Тим.6:20  с толкованием

21
которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

1Тим.6:21  с толкованием

Толкования на главу 1Тим.6
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла

1Тим.6

Глава 
6

1Тим.6  с толкованием

Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
 

1Тим.6:1 с толкованием
Учи их, говорит, и увещевай, чтобы они, хотя господа их суть неверные, слушались их, сподобляя их всякой чести и словами и делами. Ибо не думай, что ты свободен, потому что ты — верный: ты свободен духовным естеством, свободно приступаешь к Господу, но раб телом. Самая свобода, говорю, состоит в том, чтобы служить о имени Христове. А неверный, если увидит гордящегося раба, будет поносить учение, как располагающее к возмущениям. Если же увидит, что раб с любовью повинуется, то скорее будет удивляться учению, которое исправляет и рабские, трудно исправимые обычаи.
 


Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им.
 

1Тим.6:2 с толкованием
Нельзя так, — что поскольку ты братом стал иметь господина в силу крещения, то тебе можно небрежно относиться к нему; напротив, в этом самом находи побуждение служить и рабствовать ему еще с большим усердием, потому что он и сам верный и возлюбленный, то есть брат вместо господина. Затем, вспомни, что он еще и благодетель тебе, беспокоится и печется о тебе, чтобы накормить тебя, чтобы одеть и всякой другой удовлетворить твоей потребности и нужде: так что у него много прав на тебя, кроме того, что он купил тебя. Сказав: возлюбленные, апостол изгоняет страх, имея который к господам, слуги часто впадают в ненависть к ним, — и вместо него вводит любовь. Таким образом, говорит, еще более должны служить те, которые получают благодеяния, то есть рабы. Чтобы сделать удобный переход в речи, он прибавляет это, между тем в выражении они верные и возлюбленные должно подразумевать слово: господа. Или просто можно понимать так, как говорится в тексте: и благодетельствуют им, то есть господа, которые заботливо стараются благодетельствовать рабам.
 


Учи сему и увещевай.
 

1Тим.6:2 с толкованием
Учителю нужна не одна только власть, что выражено словом: учи, но и кротость, что заключается в настоящем выражении: увещевай. Ибо он врач, а врач берег иногда мягкостью, а иногда и строгим принуждением.
 


Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает.
 

1Тим.6:3 с толкованием
Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души — то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен (Мф.11:29). Он назвал блаженными нищих духом (Мф.5:3); Он вывел мытаря оправданным .за смиренномудрие (Лк.18:15). Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится.
 


Но заражен страстью к состязаниям и словопрениям.
 

1Тим.6:3 с толкованием
Итак, состязание есть болезнь: ибо где нет веры, там все больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, — причем более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет.
 


От которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
 

1Тим.6:3 с толкованием
То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаемся состязаниям, — начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует.
 


Пустые споры (παραδιατριβαί).
 

1Тим.6:3 с толкованием
Переливанием из пустого в порожнее — διατριβ — обыкновенно назывались досужие разговоры. Или потому, что как паршивые овцы, когда трутся между здоровыми, заражают и их своею болезнью; так и инакоучащие трутся беседами своими, παρατριβόμενοι, с другими и растлевают их.
 


Между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка.
 

1Тим.6:5 с толкованием
Видишь ли, что словопрения рождают постыдную корысть? И справедливо. Ибо эти спорщики, привлекая к себе большее число учеников, пользуются ими, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы все более и более их привлечь к себе.
 


Удаляйся от таких.
 

1Тим.6:5 с толкованием
Не сказал: схватывайся с ними и борись, но: удаляйся, то есть после первого и второго вразумления (Тит.3:10). Ибо тех, которые бьются из-за прибыли и денег, когда и чем можно убедить? Поэтому удаляйся от тех людей, которые неисправимы.
 


Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
 

1Тим.6:6 с толкованием
Те спорщики, говорит, не почитают приобретением быть благочестивым. Но и в благочестии есть приобретение, только не такое, как те полагают, а гораздо высшее. В нем приобретение не тогда, когда имеешь, а когда не имеешь, ибо оно научает довольству. А довольство есть великое и прочное богатство. Посему пусть не унывают благочестивые, как неимущие.
 


Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
 

1Тим.6:7 с толкованием
Апостол показывает, что приобретение, к какому стремятся те, не имеет никакого значения. Ибо оно остается здесь и не сопутствует нам туда. Поэтому, что нужды нам до лишнего, если мы ничего не понесем с собой туда?
 


Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
 

1Тим.6:8 с толкованием
Он определяет здесь, в чем должно полагать довольство, и говорит: — в том, чтобы иметь столько, сколько — достаточно только для пропитания, а не для наслаждения; следует одеваться тем, что защищает тело, а это исполнить может и простая одежда.
 


А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть.
 

1Тим.6:9 с толкованием
Апостол убеждает доказательством, взятым из этого мира. Я не касаюсь, говорит, будущего, но посмотрите на то, что здесь происходит. Не сказал: богатеющие, но желающие обогащаться. Ибо может всякий, даже имея богатство, хорошо распоряжаться им, потому что презирать его и раздавать бедным не есть дело хотящих обогащаться. Впадают в искушение и в сеть, так как погрешают против веры, и опасностями окружены бывают из-за богатства, и всех боятся.
 


И во многие безрассудные и вредные похоти.
 

1Тим.6:9 с толкованием
Разве, в самом деле, не бессмысленно кормить обезьян и кошек, в своих дворцах запирать диких зверей и рыб, украшать лошадей золотом, поднимать воду на кровлю, любоваться блестящими зеркальными полами в доме? Это бессмысленно и вредно, вредно душевному благу и истощает блага чувственные. А многие погибали от того, что добивались незаконной власти.
 


Которые погружают людей.
 

1Тим.6:9 с толкованием
Так что подняться наверх становится для них невозможным.
 


В бедствие и пагубу.
 

1Тим.6:9 с толкованием
Разумеется, как сказано, и здешняя погибель, и будущая.
 


Ибо корень всех зол есть сребролюбие.
 

1Тим.6:10 с толкованием
Не щадит он живых, не щадит и мертвых, но и их грабит, восстает на родителей и братьев и Божие достояние святотатственно крадет. Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдает себя непотребству.
 


Которому предавшись, некоторые уклонились от веры.
 

1Тим.6:10 с толкованием
Сребролюбие, приковывая к себе все внимание человека, не позволяет ему видеть путь истины. Ибо как сребролюбец будет веровать Евангелию, вводящему нищету? Невозможно это.
 


И сами себя подвергли многим скорбям.
 

1Тим.6:10 с толкованием
Еще в этой жизни они пригвоздили себя. В самом деле, сколько испытывают они огорчений? Сколько плачут? И прекрасно сказано: подвергли (по-славянски — пригвоздиша). Ибо заботы о богатстве подобны терновнику, как и сказал Господь (Мф.13:22). Откуда кто ни прикоснется к нему, до крови уязвляет себе руки, причиняет себе раны и болезнь.
 


Ты же, человек Божий.
 

1Тим.6:10 с толкованием
Великое достоинство! Правда, все люди — Божий, но преимущественно праведные, — не по той причине только, что они создания Божий, но и по причине своей близости к Богу. Если ты — человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога, но что?
 


Убегай сего, а преуспевай в правде.
 

1Тим.6:11 с толкованием
То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал, отступи и приступи, но: убегай сего и преуспевай в правде, чтобы никого не ограбить, как делают хотящие обогатиться.
 


Благочестии.
 

1Тим.6:11 с толкованием
Разумеет догматы.
 


Вере.
 

1Тим.6:11 с толкованием
Которая не допускает исследования.
 


Любви.
 

1Тим.6:11 с толкованием
То есть в правильном образе жизни, ибо основанием его служит любовь.
 


Терпении, кротости.
 

1Тим.6:11 с толкованием
От любви происходит терпение и кротость. Ибо любовь все переносит и долготерпит.
 


Подвизайся добрым подвигом веры.
 

1Тим.6:11 с толкованием
То есть за веру стой непоколебимо и непобедимо — силой слова и безукоризненной жизни.
 


Держись вечной жизни.
 

1Тим.6:11 с толкованием
Вот и высокая награда за подвиг — это вечная жизнь.
 


К которой ты и призван.
 

1Тим.6:12 с толкованием
Ибо к надежде на вечную жизнь ты призван.
 


И исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
 

1Тим.6:12 с толкованием
Здесь апостол хвалит его дерзновение и мужество, как исповедавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаемся Христу. Обрати внимание, что требуется не одно только исповедание, но и терпение, чтобы все время оставаться верным своему исповеданию, чтобы не отступить от него даже во время сильного гонения.
 


Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе.
 

1Тим.6:13 с толкованием
Умножая страх и делая ученика более непоколебимым, он призывает во свидетели Бога, показывая, что это не человеческие завещания, с той целью, чтобы, имея всегда в мысли, он воспоминанием об этом приводил в сотрясение свою душу. Все животворящим. Здесь содержится ободрение среди опасностей и воспоминание о воскресении; как бы так говорит апостол: не бойся смерти, ибо ты раб Бога, Который может все оживотворить. И пред Христом Иисусом, засвидетельствовавшим. Еще от примера Учителя берет наставление. Как Он свидетельствовал, так и мы должны подражать Ему. Будучи вопрошен от Пилата: итак, Ты Царь? — Он отвечал: Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин.18:37). И многое другое. Он засвидетельствовал и исповедал.
 


Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно.
 

1Тим.6:14 с толкованием
То есть чтобы ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя.
 


Даже до явления Господа нашего Иисуса Христа.
 

1Тим.6:14 с толкованием
То есть до твоей кончины, до исхода. Впрочем, не сказал так, но сказал: даже до явления, чтобы больше ободрить его, напомнив и о страшной оной славе.
 


Которое в свое время откроет.
 

1Тим.6:15 с толкованием
То есть в приличное, предопределенное время. Поэтому не печалься, что оно еще не наступило.
 


Блаженный и единый сильный.
 

1Тим.6:15 с толкованием
И это апостол говорит для утешения, чтобы Тимофей не смотрел на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилеплял взоры, Который есть само блаженство, в Ком нет ни печали, ни воздыхания; чтобы не боялся земных каких-либо властителей и царей. Вместе с тем он приготовляет его к тому, что откроет Его пришествие. Ибо Он единый сильный. Все это сказано о Сыне. А слово единый апостол употребил для противопоставления Его людям, или ложным богам, но не по отношению к другим Лицам Пресвятой Троицы.
 


Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие.
 

1Тим.6:15 с толкованием
Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию.
 


Который обитает в неприступном свете.
 

1Тим.6:16 с толкованием
Неужели Он местом определяется? Или одно — свет, а другое — Он Сам? Конечно, и Он Сам свет. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда мы хотим провещать что-либо великое? Неприступен сей сеет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может.
 


Которого никто из человеков не видел и видеть не может.
 

1Тим.6:16 с толкованием
То есть по Божественности. Он виден был и есть только по человечеству. Святой Иоанн Златоуст понимает так, что в вышесказанном говорится о Сыне, а в последующем преимущественно об Отце, хотя слова эти приложимы и к Сыну, и к Духу.
 


Ему честь и держава вечная! Аминь.
 

1Тим.6:16 с толкованием
Итак, если держава Его вечная, то ты не должен бояться, хотя она теперь и не открывается. Если честь Его вечная, то ты не должен отчаиваться, хотя теперь Его и не почитают. Безукоризненно мы можем это только делать, — то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его. Благовремение апостол изъясняет здесь учение о Боге. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то и описывает славу Его, чтобы больше тронуть слушающего.
 


Богатых в настоящем веке.
 

1Тим.6:16 с толкованием
Есть и иные богатые, но не в нынешнем веке, а в будущем, — это праведные.
 


Увещевай, чтобы они не высоко думали о себе.
 

1Тим.6:17 с толкованием
Ибо богатство возбуждает надменность и тщеславие.
 


И уповали не на богатство неверное.
 

1Тим.6:17 с толкованием
Тотчас смиряет их. К чему, говорит, гордиться тебе опорой неверной, легко крушимой, нестойкой?
 


Но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения.
 

1Тим.6:17 с толкованием
То есть воздух, воду, свет, перемены года, времена и все прочее дал с большею щедростью, хотя своекорыстие все приписывает себе, что получает. Отсюда научись, что Бог обогатил человека, давши ему все безраздельно. Поэтому напрасно кто-либо печалится тем, что беден.
 


Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами.
 

1Тим.6:18 с толкованием
Из общего наставления увещавай их благодетельствовать вытекает и следующее: если хочешь обогатиться, обогатись в благотворении.
 


Были щедры.
 

1Тим.6:18 с толкованием
Это относится к деньгам.
 


И общительны.
 

1Тим.6:18 с толкованием
Это относится к любви. Под общительными разумей разговорчивых, приветливых людей.
 


Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего.
 

1Тим.6:19 с толкованием
Где есть основание, там все твердо и неподвижно. А так как блага добродетели и будущего века постоянны, то апостол и упомянул при сем обосновании.
 


Чтобы достигнуть вечной жизни.
 

1Тим.6:19 с толкованием
Ибо совершение добрых дел, которое он назвал основанием, может доставить наслаждение оной жизнью.
 


О, Тимофей! храни преданное тебе.
 

1Тим.6:20 с толкованием
Все, мной тебе заповеданное, храни, так как это суть заповеди Господни, ничего из того не убавляй.
 


Отвращаясь негодного пустословия.
 

1Тим.6:20 с толкованием
Именно, нечистых и грязных. Следовательно, бывает пустословие и не скверное. Святой Иоанн Златоуст разумеет под сим еловом новизны — καινοφωνίας — в учении, написав, как кажется, это слово через дифтонг αι.
 


И прекословий лжеименного знания.
 

1Тим.6:20 с толкованием
Ибо где нет веры, а все есть плод человеческих разумений, там нет знания и ложно употребляется это название. Заметь, что бывают прекословия, на которые не должно даже отвечать, напротив, избегать их и не сходиться с людьми, готовыми на прекословия.
 


Которому предавшись, некоторые уклонились от веры.
 

1Тим.6:21 с толкованием
Тот кто следует одним человеческим разумениям, неизбежно не попадает в такт и в цель веры. Ибо вера не допускает умопостижений. Думаю, что все это апостол говорит об известных в то время гностиках, которые были исполнены всякой нечистоты, которую он и назвал скверным пустословием. Из них представителем этой ереси был Николай, один из семи диаконов.
 


Благодать с тобою. Аминь.
 

1Тим.6:21 с толкованием
В запечатление всего благожелает ему благодати, коею подается и хранится всякое благо. Ее да будем причастными и мы все, не погубляя полученных от нее благ, но ею сохраняя их и славя Христа, благодатей Подателя, со Отцом и Святым Духом: Тому слава во веки веков. Аминь.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею

1Тим.6

Глава 
6

1Тим.6  с толкованием

1-2
Сверх того поучай, чтобы все, кои под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести, - особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову.

1Тим.6:1  с толкованием

3-5
Если кто иначе, по чужому закону, чему либо учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего и учению о благочестии, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; - они развращают умы людей, порождая незаконное учение, - лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысел. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие.

1Тим.6:3  с толкованием

6-8
А наше приобретение не скоропреходящее и не вызывает ненасытной алчности к прибыли, но наше приобретение есть истина, коей достаточно будет для нашей сокровенной жизни.

1Тим.6:6  с толкованием

9
Ибо желающие обогащаться впадают не в одно искушение, но корыстолюбие, им присущее, вводит их во многие искушения, и в сеть разных страстей ввергает их похоть плоти их.

1Тим.6:9  с толкованием

10
Ибо корень всех зол, кои происходят от них и приобретаются чрез них, есть сребролюбие, коему предавшись, некоторые из наших уклонились от веры истинной, то есть совратились с пути добрых дел веры и предались заботам о зле и впали во многия скорби.

1Тим.6:10  с толкованием

11
Ты же, о человек Божий, сего и подобного, что может отклонить тебя от Бога, убегай, но достигай правды, т.е. проповедуй, благочестие благовествуй, веру возвещай, любовь имей, терпение приобретай и кротость стяжи.

1Тим.6:11  с толкованием

12
И подвизайся добрым подвигом веры, за что ожидает вознаграждение. Держись не сей временной жизни, но жизни вечной, к коей ты призван моею проповедью, - и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями, то есть пред многими гонителями ты постоянно и мужественно исповедывал веру, - они угнетали тебя, но ты не отрекся.

1Тим.6:12  с толкованием

13
Заповедую тебе пред Богом, Который оживотворяет все при кончине мира, - и Христом Иисусом, Который и умер ради сего, - чтобы ты соблюдал доброе исповедание и веру здравую, непорочную и неукоризненную, - то есть исповедание твое пред многими судьями и веру, которую ты доселе сохранил целою, чистою и неповрежденною, - даже до пришествия Господа нашего. Ни в чем не предавайся диаволу или людям.

1Тим.6:13  с толкованием

17
Богачам века сего заповедуй, чтобы они не гордились и вместо Бога вечного не надеялись на тленные богатства.

1Тим.6:17  с толкованием

18
И учи их обогащаться в добрых делах, быть благородными и любезными не только к ближним, но и быть общительными, посылая дары свои отдаленным святым.

1Тим.6:18  с толкованием

19
Дабы посредством этих временных благ могли они наследовать истинную и вечную жизнь.

1Тим.6:19  с толкованием

20
Итак, сохраняй залог этих, преданных тебе, заповедей свято и верно, отвращаясь негодных новых слов, поелику их вызывает и умножает вражда и противление, - и лжеименное знание в изобилии порождает их, которое усвоили себе люди, склонные к спорам, и чрез то не смогли удержать первую и истинную веру свою.

1Тим.6:20  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.316-337.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею

1Тим.6

Глава 
6

1Тим.6  с толкованием

Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение.
 

1Тим.6:1 с толкованием
Сие говорит Апостол о рабах, у которых господами неверные. Ибо неверные, смотря на своевольных служителей, без сомнения, хулили евангельское учение, послужившее будто бы причиною сего.
 


Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии.
 

1Тим.6:2 с толкованием
Рабы, у которых господа благочестивы, благочестие их да не обращают в повод к небрежению, но да удостаивают их поэтому большей услужливости.
 


Сия учи и моли.
 

1Тим.6:2 с толкованием
Делай первое, как учитель, и второе, как отец.
 


Аще ли кто инако учит и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй о стязаниих и словопрениих.
 

1Тим.6:3 с толкованием
Надлежит не выступать из господских приказаний. Ибо рабы, которые осмеливаются преступать сии приказания и следуют собственным своим помыслам, не знают вовсе своих обязанностей и служат только кичливости.
 


От нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие.
 

1Тим.6:5 с толкованием
Ибо отступившие от истины и последующие собственным своим помыслам покушаются учить ненадлежащему; но за сим следуют ссора и зависть, от ссоры же отваживаются на богохульство, а с утратою веры рождаются лукавые подозрения; от сего же происходит какая-то пагубная болезнь, заражающая ближних. Сие означают слова: беседы злыя растленных умом. Ибо как больные овцы, пасущиеся вместе с здоровыми, сообщают им болезнь, так и эти люди ближних своих наполняют заразою. Посему Апостол с строгим запрещением взывает к Тимофею:
 


Отступай от таковых.
 

1Тим.6:5 с толкованием
А поелику они почитали благочестие приобретением, то присовокупил:
 


Есть же снискание велие благочестие с доволством;
 

1Тим.6:6 с толкованием
потому что доставляет нам вечную жизнь. А в настоящей жизни надлежит бегать любостяжательности, и возлюбить довольство малым. Потом подтверждает совет самою природою.
 


Ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем.
 

1Тим.6:7 с толкованием
Это говорил и блаженный Иов: Сам наг изыдох от чрева матере моея, наг и отыду (Иов.1:21).
 


Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем;
 

1Тим.6:8 с толкованием
потому что имеем нужду в одной соразмерной пище и приличных покровах. Но Апостол учит и вреду ненасытности.
 


А хотящии богатитися впадают в сеть и в напасть от диавола (в напасти и в сеть), и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель.
 

1Тим.6:9 с толкованием
Не сказал Апостол просто: богатящиеся, но: хотящии богатитися. Ибо если кто, получив богатство от предков, распоряжается им по Божественным законам, то он свободен от обвинения. Но кто, родившись от бедных и жадно домогаясь богатства, употреблял всякий способ к его приобретению, не будет знать и сытости этому вожделению, тот пойдет по сетям греха и кончит жизнь, претерпевая треволнения и крушения.
 


Корень бо всем злым сребролюбие есть.
 

1Тим.6:10 с толкованием
Ибо от сего корня прозябают убийства, чародеяния, хищения, любостяжательность, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений.
 


Егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим.
 

1Тим.6:10 с толкованием
Апостол произнес обвинение не на лицо, как нежный отец, прилагающий попечение и о тех, которые стали для него чуждыми.
 


Ты же, о человече Божий, сих бегай.
 

1Тим.6:11 с толкованием
Великая похвала! Так назван был и великий Илия, так наименованы и многие из пророков, не потому, что иные — не Божии человеки (ибо все Божии твари), но сохранившие в себе первоначальные черты создания поистине называются человеками Божиими. Так, все рабы Божии, как твари, ибо и злочестивый Навуходоносор — Божий раб; но он раб по естеству, а Авраам, и Давид, и Павел, и подобные им — рабы по приверженности. Ибо сказано: Авраама ради раба Твоего, и: Давида ради раба Моего (3Цар.11:13), и: Павел раб Иисус Христов (Рим.1:1).
 


Гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость: подвизайся добрым подвигом веры.
 

1Тим.6:11 с толкованием
Выше дав повеление обучаться, теперь советует Апостол подвизаться. Показывает и происходящую от сего выгоду.
 


Емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетели.
 

1Тим.6:12 с толкованием
Ибо Апостол всех, приявших от него проповедь, имел свидетелями доброго исповедания.
 


Завещаваю ти пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетелствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание.
 

1Тим.6:13 с толкованием
Божественный Апостол, боясь отчета в таланте, обильно представляет ученику свидетельство, лучше же сказать, и о нем заботясь, делает это, чтобы и он с большим усердием настраивал своих учеников. Добрым же исповеданием Господа назвал спасение вселенной. Ибо за спасение оной претерпел страдание.
 

А поелику мудрствующие по Ариеву, худо разумея сказанное: вся Тем быша (Ин.1:3), словом вся упорно стараются сообъять и Духа, то пусть слышат, что говорит Апостол: оживляющим всяческая, и пусть скажут, как разумеют они здесь слово всяческая. Ужели и роды бессловесных улучат воскресение, и прежде бессловесных неодушевленные твари, разумею растения, семена, камни, дерева и подобное тому. Но явно, что не скажут сего. Следовательно, божественный Апостол оставил нам благочестиво разуметь слово всяческая. Посему так и должно разуметь евангельское изречение. Но поступим к толкованию остального. Ибо засвидетельствовавший и нам сказует, для чего свидетельствует.
 


Соблюсти тебе заповедь,
 

1Тим.6:13 с толкованием
то есть сие самое, о чем пишу.
 


Нескверну, незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
 

1Тим.6:14 с толкованием
то есть, оное имея в виду и оного ожидая, к Божественному учению не примешивай чуждого.
 


Еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, Един имеяй безсмертие и во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Ему же честь и держава вечная, аминь.
 

1Тим.6:15 с толкованием
Тем, что свойственно и принадлежит Богу, Апостол подтверждал учение о воскресении, о суде и о воздаяниях. Ибо, во-первых, показал непреложность Божию, наименовав Бога блаженным, потому что блаженный по естеству не допускает никакого изменения. Потом показал могущество; ибо говорит: един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих. После сего негиблемость: един имеяй безсмертие. Сверх того, по невозможности исследовать самое естество, указал на свет окрест сего естества; ибо говорит: во свете живый неприступнем. Но сие неприложимо к Богу; естество Его неописуемо, а если живет Он во свете, то описуется светом. Впрочем, Апостол, сколько возможно, песнословит Его и простирает взор, сколько он может достигать. Если окрест Его неприступный свет, то как возможно увидеть Его? Почему присовокупил: Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может.
 


Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее.
 

1Тим.6:17 с толкованием
Обладание богатством недостоверно: то приходит оно к одному, то переходит к другому; имея многих господ, не служит достоянием ни одного. Но Апостол по необходимости употребил разделение. Ибо есть богатые будущего века, обладающие пребывающим и постоянным богатством.
 


Но на Бога жива, дающаго нам вся обилно в наслаждение.
 

1Тим.6:17 с толкованием
На Того надлежит смело уповать, говорит Апостол, Кто всегда жив и всем подает наслаждение благами. Не только же заповедует веровать в Бога, но и поступать, как сообразно с верою.
 


Благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общителным.
 

1Тим.6:18 с толкованием
Одно касается раздаяния денег, другое скромности нравов, ибо общительными обыкновенно называем имеющих некичливый нрав.
 


Сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь.
 

1Тим.6:19 с толкованием
Обладание богатством Апостол назвал недостоверным, а наслаждение будущими благами нарек основанием, потому что блага сии непреходящи и непреложны.
 


О Тимофее, предание сохрани.
 

1Тим.6:19 с толкованием
Преданием, думаю, называет он благодать Духа, которую приял чрез рукоположение.
 


Уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша.
 

1Тим.6:20 с толкованием
Они от Симона называли себя гностиками (ведущими), говорили о себе: О чем умолчало Божественное Писание, то нам открыл Бог. Исполнено же сие всякого злочестия и непотребства. Сие-то ведение Апостол справедливо назвал лжеименным. Они имеют мрак неведения, а не свет Боговедения.
 


Благодать с тобою. Аминь.
 

1Тим.6:20 с толкованием
Апостол присовокупил обычное благословение.
 

Учение сие надлежит с точностию сохранять всем сподобившимся священства и как некое правило всегда иметь перед собою и с ним соображать, и что говорится, и что делается ими. Так возможно сподобиться части блаженного Тимофея и даже самого пребожественного Павла, по благодати и человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Первое послание к Тимофею писано из Лаодикии, главного города во Фригии.